5.2. Основа метода двойной записи.
Хозяйственные операции отражаются на счетах бухгалтерского учёта по правилу двойной записи.
Двойной записью называется взаимосвязанное отражение изменений объектов бухгалтерского учёта в дебете и кредите счетов в одной и той же сумме.
Двойная запись имеет контрольное значение. Сумма дебетовых оборотов по всем синтетическим счетам за отчётный период должна быть равна сумме кредитовых оборотов. Отсутствие равенства свидетельствует об ошибке, допущенной при отражении при отражении операций на синтетических счетах. Операции записываются на счетах по данным первичных учётных документов. Все принятые бухгалтерией документы подвергаются бухгалтерской обработке. Один из её этапов – запись корреспондирующих счетов по каждой операции, отражённой в документе.
Взаимосвязь, возникающая между счетами при отражении хозяйственной операции, называется корреспонденцией счетов, а сами счета – корреспондирующими.
Бухгалтерская проводка – это оформление корреспонденции счетов, когда одновременно делается запись по дебету и кредиту счетов на сумму хозяйственной операции, подлежащей регистрации.
Бухгалтерские проводки бывают простые и сложные.
Простая бухгалтерская проводка – запись хозяйственной операции по дебету одного и кредиту другого счёта.
Сложная бухгалтерская проводка – это запись по дебету нескольких счетов и кредиту одного счёта или по дебету одного счёта и кредиту нескольких счетов. Суммы по дебету и кредиту должны быть равны.
Основная задача при составлении бухгалтерской проводки заключается в правильности записи наименования дебетуемого и кредитуемого счетов и суммы хозяйственной операции. Правильное определение корреспонденции счетов, отражающих совершённую хозяйственную операцию, является одним из ответственных моментов при ведении бухгалтерского учёта.
Для правильности составления бухгалтерской проводки необходимо следующее:
1. Определить тип хозяйственной операции
2. Выбрать из плана счётов корреспондирующие счета
3. Определить типы корреспондирующих счетов (активный или пассивный)
4. Выяснить, какие изменения происходят с каждым из корреспондирующих счетов (увеличение или уменьшение, где происходят изменения – в дебете или кредите каждого счёта)
5. Составить бухгалтерскую проводку.
- 1.2. Понятие о хозяйственном учёте. Виды хозяйственного учёта.
- 2.1. Характеристика бухгалтерского учёта. Законодательные основы бухгалтерского учёта.
- 2.2. Сущность и основные задачи бухгалтерского учёта.
- 2.3. Принципы бухгалтерского учёта, основные требования к нему.
- 3.1. Общая характеристика предмета и метода бухгалтерского учёта.
- 3.2. Классификация хозяйственных средств по составу и размещению (имущество организации).
- 4.1. Балансовый метод отражения информации. Значение и функции баланса.
- 4.2. Строение бухгалтерского баланса.
- 1. Внеоборотные активы:
- 2. Оборотные активы:
- 3. Капитал и резервы:
- 4. Долгосрочные обязательства
- 5. Краткосрочные обязательства
- 4.3. Классификация балансов.
- 1. По времени составления:
- 3. По способу очистки:
- 4. По характеру деятельности:
- 5. По формам собственности существуют балансы организаций:
- 4.4. Типы хозяйственных операций и их влияние на бухгалтерский баланс.
- 5. Система счетов и двойная запись.
- 5.1. Понятие о счетах бухгалтерского учёта, структура счетов.
- 5.2. Основа метода двойной записи.
- 5.3. Счета синтетического и аналитического учёта.
- 5.4. Классификация счетов бухгалтерского учёта.
- 5.5 План счетов бухгалтерского учёта как основа системы организации учёта.
- 6.1.Значение документов. Требования к первичным учётным документам.
- 1. Первичные учётные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты:
- 6.2. Классификация документов.
- 1. По назначению :
- 2. По порядку составления:
- 3. По способу отражения:
- 6.3. Организация документооборота.
- 7.1. Инвентаризация как важнейший элемент метода бухгалтерского учёта. Цели инвентаризации.
- 7.2. Виды инвентаризации.
- 7.3. Порядок проведения и документальное оформление инвентаризации.
- 8.1. Оценка хозяйственных средств в балансе и текущем учёте, её принципы и значение. Виды оценок.
- 8.2 Классификация производственных затрат и порядок их включения в себестоимость продукции.
- 1. По экономическим элементам:
- 4. По периодичности:
- 9.1. Роль учётных регистров в бухгалтерском учёте.
- 9.2 Классификация учётных регистров.
- 9.3. Способы исправления ошибок в учётных регистрах.
- 10.1. Журнально-ордерная форма учёта.
- 10.2. Мемориально-ордерная форма учёта.
- 10.3. Простая форма бухгалтерского учёта.
- 10.4. Упрощённая форма бухгалтерского учёта.
- 10.5. Журнал-Главная.
- 10.6. Автоматизированная форма учёта
- 11.1. Сущность и значение бухгалтерской отчётности.
- 11.2. Виды бухгалтерской отчётности. Состав бухгалтерской отчётности.