logo search
ТЕОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА

5.2. Основа метода двойной записи.

Хозяйственные операции отражаются на счетах бухгалтерского учёта по правилу двойной записи.

Двойной записью называется взаимосвязанное отражение изменений объектов бухгалтерского учёта в дебете и кредите счетов в одной и той же сумме.

Двойная запись имеет контрольное значение. Сумма дебетовых оборотов по всем синтетическим счетам за отчётный период должна быть равна сумме кредитовых оборотов. Отсутствие равенства свидетельствует об ошибке, допущенной при отражении при отражении операций на синтетических счетах. Операции записываются на счетах по данным первичных учётных документов. Все принятые бухгалтерией документы подвергаются бухгалтерской обработке. Один из её этапов – запись корреспондирующих счетов по каждой операции, отражённой в документе.

Взаимосвязь, возникающая между счетами при отражении хозяйственной операции, называется корреспонденцией счетов, а сами счета – корреспондирующими.

Бухгалтерская проводка – это оформление корреспонденции счетов, когда одновременно делается запись по дебету и кредиту счетов на сумму хозяйственной операции, подлежащей регистрации.

Бухгалтерские проводки бывают простые и сложные.

Простая бухгалтерская проводка – запись хозяйственной операции по дебету одного и кредиту другого счёта.

Сложная бухгалтерская проводка – это запись по дебету нескольких счетов и кредиту одного счёта или по дебету одного счёта и кредиту нескольких счетов. Суммы по дебету и кредиту должны быть равны.

Основная задача при составлении бухгалтерской проводки заключается в правильности записи наименования дебетуемого и кредитуемого счетов и суммы хозяйственной операции. Правильное определение корреспонденции счетов, отражающих совершённую хозяйственную операцию, является одним из ответственных моментов при ведении бухгалтерского учёта.

Для правильности составления бухгалтерской проводки необходимо следующее:

1. Определить тип хозяйственной операции

2. Выбрать из плана счётов корреспондирующие счета

3. Определить типы корреспондирующих счетов (активный или пассивный)

4. Выяснить, какие изменения происходят с каждым из корреспондирующих счетов (увеличение или уменьшение, где происходят изменения – в дебете или кредите каждого счёта)

5. Составить бухгалтерскую проводку.