logo search
уч

1.2.3. Аристотель

Наибольший вклад в развитие экономической мысли Древней Греции внес величайший мыслитель древности Аристотель. Он родился в 384 г. до н.э. в семье врача (умер в 322 г. до н.э.). Будучи учеником Платона по Академии, Аристотель не разделял, однако, платоновского идеализма. Проявляя колебания между материализмом и  идеализмом, он шел к материализму. Аристотель известен как воспитатель наследника престола в Македонии знаменитого Александра Македонского. В дальнейшем он основал философскую школу Ликей в Афинах, занимался научной и педагогической деятельностью, явился автором многочисленных произведений по естественнонаучной тематике, философии, логике, экономике, литературе, истории и т.д. Его политические взгляды изложены в работе «Политика» и других произведениях. Он  - противник аристократического строя, олигархической власти, сторонник рабовладельческой демократии. Аристотель, как и названные выше два античных философа, был сторонником рабовладельческого общества и, как и они, разрабатывал проект идеального госу­дарства. Граждан Греции он делил на пять групп (классов); 1) земледельческий класс, 2) класс ремесленников, 3) торговый класс, 4) наемные работники и 5) военные. Рабы не включались им ни в один из перечисленных классов; он не считал их гражда­нами. Деление общества на рабов и свободных лю­дей Аристотель рассматривал в качестве закона природы.Хозяйственную деятельность Аристотель относил либо к экономике, либо к хрематистике.

Экономика (экономия), по Аристотелю, это — соз­дание «истинного богатства», накопление потреби­тельских стоимостей. Эта деятельность является важнейшей и почетной; заслуживает одобрения и уважения, поскольку она удовлетворяет насущные жизненные потребности человека. Экономика как наука представляет собой изучение путей развития натурального хозяйства, создающего потребитель­ские стоимости.

Хрематистика — искусство «делать деньги», ис­кусство использовать и распоряжаться имеющимся, запасаться необходимым, создавать состояния, на­капливать денежные богатства посредством крупных торговых сделок, перепродажи, спекуляции, ростов­щических операций, Такую деятельность Аристотель называл противоестественной; делание денег он рассматривал как противоречащую интересам натураль­ного хозяйства. Он осуждал ростовщичество, считая его противным человеческой природе, справедливо вызывающим у людей ненависть. Правда, Аристотель признавал хрематистику как накопление запасов в количестве, необходимом для ведения хозяйства.

Аристотель (вслед за Ксенофонтом) отмечал нали­чие у товара двойного назначения: он используется для удовлетворения какой-то потребности и может применяться для обмена. Иными словами, товар рас­сматривался как единство потребительной и меновой стоимости.

Анализируя обмен товаров, Аристотель обратил внимание на то, что для обмена необходимо, чтобы товары были равными. «Гений Аристотеля, — писал К. Маркс, — обнаруживается именно в том, что в вы­ражении стоимости товаров он открывает отношение равенства»9. Лишь исторические границы общества, в котором он жил, помешали ему раскрыть, в чём же состоит «в действительности» это отношение равенства.

Представляет интерес и то, как Аристотель рассматривал форму стоимости. Денежная форма товара принималась как развитие простой формы стоимости. Хотя он не мог научно объяснить происхождение и сущность денег, однако важно то, что он связывал их с развитием обмена, положил начало рассмотрению функций денег в качестве меры стоимости и средства обращения. «В истории экономических учений древнегреческие мыслители обнаруживают такую же гениальность и оригинальность, - отмечал К. Маркс, - как и во всех других областях. Исторически их воззрения образуют поэтому теоретические исходные пункты современной науки»