logo search
Учеб по Экономике отрасли Авдашева, Розанова

Зависимость индекса Херфиндаля-Хиршмана от доли рынка доминирующей фирмы и числа фирм в рамках олигополии

Рыночная доля крупнейшей фирмы

Значение индекса Херфиндаля-Хиршмана

Число фирм-олигополистов (рынок разделен на равные доли)

Значение индекса Херфиндаля-Хиршмана

0,01

свыше 0,001

0,1

свыше 0,01

0,2

свыше 0,04

10

0,1000

0,3

свыше 0,09

8

0,1250

0,4

свыше 0,16

6

0,1667

0,5

свыше 0,25

5

0,2000

0,6

свыше 0,36

4

0,2500

0,7

свыше 0,49

3

0,3333

0,8

свыше 0,64

2

0,5000

0,9

свыше 0,81

1,0

1,0

Рост доли крупнейшей фирмы на рынке, например, с 40 до 70%, вызывает повышение значения индекса Херфиндаля-Хиршмана гораздо более существенное, нежели с 1 до 30% (0,16-0,49 против 0,001-0,09, на 33 процентных пункта против 8,9). Этот рост вполне адекватно отражает усиление монопольной власти в геометрической прогрессии, когда крупная фирма захватывает все большую долю рынка. Индекс Херфиндаля-Хиршмана предоставляет сопоставимую информацию о возможности фирм влиять на рынок в условиях разных рыночных структур. Рыночная власть доминирующей фирмы в конкурентном окружении, контролирующей 50% рынка, действительно сопоставима с рыночной властью каждого из четырех продавцов-олигополистов. Точно так же в среднем каждый из дуополистов, контролирующих рынок, будет обладать приблизительно теми же возможностями влиять на рыночную цену, что и доминирующая фирма, контролирующая 70% рынка.

Значение индекса Херфиндаля-Хиршмана прямо связано с показателем дисперсии долей фирм на рынке, так что:

HHI = nσ2 + 1/n,

где σ2 - показатель дисперсии долей фирмы на рынке, равный

σ2 = Σ(Yi –Ŷ)2/ n; причем Ŷ - средняя доля фирмы на рынке = 1/n;

n - число фирм на рынке.

Приведенная формула позволяет нам разграничить влияние на индекс Херфиндаля-Хиршмана числа фирм на рынке и распределения рынка между ними. Если все фирмы на рынке контролируют одинаковую долю, показатель дисперсии равен нулю, и значение индекса Херфиндаля-Хиршмана обратно пропорционально числу фирм на рынке. При неизменном числе фирм на рынке чем больше различаются их доли, тем выше значение индекса.