logo search
уч

1.3.3. Экономическая мысль средневековья. Августин. Фома аквинский.

Августин Блаженный (353-430) — епископ Гиппона (Северная Африка), был выразителем экономиче­ской мысли раннего Средневековья, в период, когда хозяйство имело натуральный характер, феодальная система и классы феодального общества находились в стадии зарождения. Главные труды Блаженного Августина - “О граде Божием” и “Исповедь”.

Августин усматривал два противоположных вида человеческой общно­сти: “град Земной”, то есть государственность, которая основана “на любви к себе, доведенной до презрения к Богу”, и “град Божий” - духов­ная общность, которая основана “на любви к Богу, доведенной до пре­зрения к себе”.

Экономические воззрения Августина:

а) вид труда (умственный или физический) не должен влиять на поло­жение

человека в обществе, так как эти виды труда равноценны;

б) нетрудовое накопление золота и серебра, ростовщический процент и торговая прибыль являются грехами;

в) “справедливая цена” есть цена товара, которая соответствует затра­там на

его производство.

Идеи Августина соответствуют взглядам раннего феодализма.

Августин считал необходимым ориентировать хо­зяйственную деятельность на удовлетворение по­требностей людей. Опираясь на Библию, он доказы­вал необходимость заниматься трудом, трудовой деятельностью. При этом физический труд, который в рабовладельческом обществе был в основном уде­лом рабов, Августин оценивает также высоко, как и умственный. Его учение служило интересам нарож­дающегося класса феодалов. Трудом, согласно уче­нию Августина, надо создавать только необходимое; создание же излишнего богатства Августин осуждал: «легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, неже­ли богатому войти в царство небесное»12.

Крупная торговля и ростовщичество осуждались. В отрицательном отношении Августина к торговле, ростовщичеству отразились свойственные его эпохе неразвитость товарно-денежных отношений, преоб­ладание натурального хозяйства.

Итальянский богослов Фома Аквинский (1225-1274) — крупный представитель экономической мысли Средневековья. В его время феодальная сис­тема отношений уже сложилась, и значительное раз­витие получили товарно-денежные отношения. Фома Аквинский был известным богословом, учение кото­рого стало официальной философией Ватикана. Им был создан обширный труд «Сумма богословии», в котором изложены его экономические воззрения.

В средние века католическая церковь, обладая колоссальным богатством и экономическим могуществом, оправдывала господство крепостничества и для его за­щиты использовала церковные правила (каноны). Фома Аквинский был завершителем теории канонистов.

Фома Аквинский исходил в своем учении из того, что люди рождаются неравными, и что на этом основаны общественное разделение труда и де­ление общества на сословия. «Как у пчел, — писал он, — одни собирают мед, другие строят из воска ячейки, а королева совершенно не участвует в мате­риальных трудах, так и у людей; одни должны возде­лывать землю, другие — строить дома, а часть людей, будучи свободна от мирских забот, должна посвящать себя духовному труду во имя спасения остальных".

Собственность — естественное и необходимое ус­ловие человеческой жизни. Частная собственность — основа хозяйства, экономической деятельности. Он враждебно относился к крупной торговле, хотя некоторые виды торговли считал «чистой» и полезной для общества (например, ввоз в страну предметов первой необходимости). Фома Аквинский в целом осуждал взимание процента.

Справедливая цена — соответствующая трудовым затратам. Однако отступление от этой цены право­мерно, если цена не гарантирует каждому участнику сделки приличное его социальному положению суще­ствование.

В основе всей теории Фомы Аквинского лежало оп­равдание сословных привилегий феодалов и купцов. Именно на это была направлена его безоговорочная защита земельной ренты.