6. Цена
Цена — это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в их обмене. Данное определение характеризует цену, как экономическую категорию, возникающую в процессе обмена. Товары и услуги обмениваются в пропорциях, обеспечивающих эквивалентность обмена. Меновое соотношение между товарами и деньгами образует цену, то есть стоимость товара в денежном выражении.
С развитием товарного производства понятие цены как пропорции обмена в значительной степени определяется методами ее установления. Формирование цен зависит от типа экономической системы, в которой оно происходит. Если рассматривать два типа экономики: рыночную и командно-административную, то в экономике рыночного типа цены на товары и факторы производства складываются на рынке, главным образом, под влиянием спроса и предложения, то есть конъюнктуры рынка. Цены определяют решения потребителей о приобретении товаров и решения производителей о расширении или сокращении своего производства.
В командно-административной экономике производители и потребители находятся под контролем центральной власти, устанавливающей общий объем и структуру потребления. Цены являются инструментом экономической политики и устанавливаются плановыми органами на основе производственных затрат, прежде всего трудовых, связанных с созданием товаров.
Роль цен в экономике определяется их функциями. Первичной функцией цены следует считать измерительную. В этой функции с помощью цены устанавливается (измеряется) количество денег, необходимое для совершения товарных сделок. Цена единицы товаров, умноженная на количество товарных единиц, позволяет определить размер денежной суммы, предназначенной для платежа.
Следующая функция цены — учетная. Возможность измерять количество и качество товарных единиц в единых показателях — денежных единицах позволяет учитывать затраты производителей, анализировать их деятельность и прогнозировать экономическую ситуацию.
В рыночной экономике цены выполняют информационную функцию, поставляя производителям и потребителям ориентиры для экономических действий и осуществления выбора.
Цена выполняет и регулирующую функцию, связывая участников обмена, уравновешивая денежный запрос производителя (предложение) товара с желанием и возможностью потребителя (спросом) приобрести предлагаемый товар. Выравнивание спроса и предложения приводит к установлению равновесной цены, равной стоимости товара, регулирующей рыночные процессы. В командно-административной экономике цена также выполняет регулирующие функции. Путем повышения или понижения цен государственные органы перераспределяют доходы и прибыль предприятий, отраслей, регионов, социальных групп, производителей и потребителей.
Важнейшей функцией цены является стимулирующая. Рост цены на выпускаемые товары ведет к увеличению выручки от продаж и заинтересованности производителей в росте объема выпускаемых товаров.
В любой экономической системе цена выполняет и важную социальную функцию, ведь главным образом уровень цен определяет уровень жизни, структуру и объем потребляемых товаров и услуг. Манипулируя ценами на жизненно необходимые товары или обещая их изменить, правительство регулирует уровень потребления, формирует отношение общества к своей политике.
Виды цен чрезвычайно разнообразны. Их различают по стадии обмена, на которой они формируются (оптовые, розничные), по характеру и предмету обмена (цены сельскохозяйственной продукции, цены государственного сектора, цены на услуги), по степени и способу регулирования (договорные, свободные, регулируемые); прочие виды цен.
По стадии обмена товаров или масштабу обменных операций (объёму продаж) различают цены оптовые и розничные. Оптовыми называют цены, по которым реализуют крупные товаров. Розничные цены устанавливаются в условиях сравнительно небольшого объема продаж индивидуальным потребителям. Розничная цена отличается от оптовой на величину торговой наценки, предназначенной покрыть затраты и образовать прибыль предприятий розничной торговли.
По характеру и предмету обмена различают цены на сельскохозяйственную продукцию, продукцию государственных предприятий, цены на услуги. Цены на сельскохозяйственную продукцию в условиях свободного ценообразования имеют переменчивый, нестабильный характер; это объясняется тем, что сельскохозяйственные цены слабо связаны с издержками производства и зачастую зависят от природных условий, которыми человеку еще трудно управлять Кроме того, в условиях многоотраслевого хозяйства затруднено определение стоимости отдельных видов продукции, так как трудно учесть, каков вклад каждого фактора производства в создание того или иного продукта.
Государственный сектор в рыночной экономике, помимо прочего, отличается тем, что его политика продажных цен должна быть направлена на удовлетворение потребностей всего общества. На государственных предприятиях допускается, чтобы отдельные фирмы продавали продукцию с убытком, а другие с прибылью, поскольку эти убытки и прибыли могут компенсироваться в рамках самого сектора. Применяется также комплексная цена, зависящая от платежеспособности потребителей.
Цены на услуги именуются тарифами (расценками). В странах с развитой рыночной экономикой при установлении тарифов учитываются расходы предприятия, временной фактор, качество услуги.
По степени и способу регулирования цены разделяют на жестко фиксированные, регулируемые, договорные и свободные.
Фиксированные (твердые цены) назначаются государственными органами в законодательном порядке. Регулируемыми ценами называют цены, воздействие на которые со стороны государства носит ограниченный характер. К договорным ценам относятся те, величина которых определяется документом купли-продажи. Свободные рыночные цены формируются под воздействием рыночных факторов.
Отдельную группу цен образуют мировые цены, которые исчисляются в свободно конвертируемой валюте и представляют собой либо реально действующие на мировом рынке цены на товары данной группы, либо средние значения цен на одни и те же товары, установившиеся в разных странах и регионах.
К прочим видам цен относятся: сопоставимые (неизменные цены определенного периода); цены «теневого рынка» (на запрещенные в открытой продаже товары) и некоторые другие.
- Содержание:
- 2. Основные этапы развития экономической мысли
- 3. Предмет экономической теории
- 4. Метод экономической теории
- 5. Экономические категории и законы
- 6. Экономическая стратегия и экономическая политика
- Глава 2. Общественное производство и экономическая система общества
- 1. Производство и его основные элементы
- 2. Факторы производства. Производительные силы и производственные отношения
- 3. Стадии общественного производства
- 4. Подходы к периодизации экономических систем и их классификация
- 5. Понятие экономической системы общества
- Глава 3. Отношения собственности в экономической системе
- 1. Собственность как экономическая категория. Эволюция взглядов на категорию «собственность»
- 2. Структура отношений собственности, субъекты и объекты собственности. Многообразие форм собственности
- 3. Способы реализации собственности. Экономические интересы. Место и роль собственности в системе общественных отношений
- Раздел іі. Основы рыночной экономики
- Глава 4. Товарное производство
- 1. Формы и типы общественного хозяйства
- 2. Условия возникновения товарного производства и его эволюция
- 3. Благо и товар
- 4. Теории стоимости товара
- 5. Деньги
- 6. Цена
- Глава 5. Рынок
- 1. Определение рынка. Субъекты и объекты рыночных отношений
- 2. Структура и типы рынков
- 3. Инфраструктура рыночной экономики
- 4. Функции рынка. Преимущества, недостатки и особенности современной рыночной экономики
- Глава 6. Спрос и предложение
- 1. Спрос и его функции. Закон спроса и кривая спроса
- 2. Предложение и его функции
- 3. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие и равновесная цена
- 4. Эластичность спроса и предложения. Факторы эластичности
- Глава 7. Конкуренция и монополия
- 1. Конкуренция и ее методы
- 2. Основные формы конкуренции: совершенная и несовершенная
- 3. Экономическая монополия и ее формы
- 4. Антимонопольное регулирование
- Глава 8. Теории потребительского поведения
- 1. Экономическое потребление
- 2. Граница производственных возможностей
- 3. Максимизация полезности. Процесс потребительского выбора
- 4. Потребительский бюджет. Доходы и расходы
- Раздел III. Теория микроэкономики
- Глава 9. Предпринимательство в рыночной экономике
- 1. Эволюция теории предпринимательства в рыночной экономике
- 2. Предпринимательская деятельность в современной экономике
- 3. Особенности предпринимательства в России
- Глава 10. Предприятие (фирма) как субъект рыночных отношений
- 1. Предприятие и его социально-экономические признаки
- 2. Многообразие форм предприятий
- 3. Маркетинг и менеджмент как формы управленческого предпринимательства
- Глава 11. Логистика и маркетинг в экономической теории
- 1. Экономические предпосылки появления и развития теории логистики
- 2. Из истории возникновения логистического направления в экономике
- 3. Концепция и основные задачи логистики
- 4. Сущность и содержание маркетинга
- Определения маркетинга
- 5. Маркетинг как рыночная концепция
- Глава 12. Теория производства и производственная функция
- 1. Теория факторов производства. Основные факторы производства и их классификация
- 2. Производственная функция. Свойства производственной функции
- 3. Изокванты
- 4. Производство с одним переменным фактором
- 5. Замещаемость производственных факторов
- 6. Прямая равных издержек (изокоста)
- 7. Производство с двумя переменными факторами
- Глава 13. Теории издержек производства и прибыли
- 1. Определение издержек производства
- 2. Виды издержек
- Динамика общих и средних издержек в краткосрочном периоде
- 3. Эффект масштаба производства
- 4. Прибыль: сущность, концепции, виды
- Глава 14. Рынки факторов производства
- 1. Рынок труда и заработная плата
- 1. Рынок готовой продукции данной фирмы является конкурентным.
- 2. Фирма обладает монопольной силой на рынке готовой продукции.
- 2. Рынок капитала и инвестиционные решения
- Глава 15. Индивидуальное воспроизводство и движение инвестиционных ресурсов предприятия
- 1. Воспроизводство. Простое и расширенное воспроизводство
- 2. Индивидуальное воспроизводство: кругооборот и оборот производственных фондов (инвестиционных ресурсов предприятия)
- 3. Основные и оборотные фонды, их структура
- 4. Износ, амортизация и восстановление (реновация) основных фондов
- 5. Эффективность использования основных и оборотных фондов
- Глава 16. Экономические отношения в агропромышленном комплексе
- 1. Аграрные отношения и их специфика.
- 2. Сущность и формы земельной ренты. Цена земли
- Законы, регулирующие аренду сельхозугодий
- 3. Сущность и направления аграрной реформы в России
- Структура землепользования в Ростовской области на 01.01.2001 г.
- Раздел IV. Теория макроэкономики
- Глава 17. Национальная экономика и общественное воспроизводство
- 1. Определение национальной экономики
- 2. Понятие общественного воспроизводства и его концепции
- 3. Структура общественного производства. Типы воспроизводства
- 4. Макроэкономические показатели и способы их измерения
- 5. Национальное богатство. Система национальных счетов
- 6. Теневая экономика. Национальная экономическая безопасность
- Глава 18. Теоретические основы формирования региональной экономики
- 1. Региональная экономика и ее место в экономической системе
- 2. Государственное регулирование регионального развития
- Глава 19. Макроэкономическое равновесие
- 1. Понятие макроэкономического равновесия и его составляющие
- 2. Концепции макроэкономического равновесия. Модель ad-as
- 3. Потребление, сбережение в масштабе национальной экономики
- 4. Совокупные инвестиции. Теория мультипликатора и принцип акселератора. Модель is-lm. Теории ожиданий
- Глава 20. Макроэкономическая нестабильность
- 1. Цикличность как форма движения рыночной экономики
- 2. Экономический рост
- 3. Безработица: сущность, причины и формы
- 4. Инфляция и ее последствия. Антиинфляционная политика
- Глава 21. Закономерности денежного обращения
- 1. Понятие денежного обращения
- 2. Законы денежного обращения
- 3. Денежная система и ее элементы
- 4. Структура денежной массы и ее показатели
- Денежная масса в Российской Федерации в 1997—2001 гг.1
- 5. Денежный рынок: спрос и предложение денег
- Глава 22. Финансовые и кредитно-банковские отношения
- 1. Сущность и функции финансов
- 2. Финансовая система государства и её субъекты
- 3. Концепции финансов государства
- 4. Государственный бюджет
- 5. Кредит: принципы, функции, формы
- 6. Банки и современная банковская система
- 7. Государственный долг
- 8. Страховая деятельность
- 9. Рынок ценных бумаг
- Глава 23. Налоги и налоговая система
- 1. Экономическая сущность налогов и их классификация
- 2. Принципы налогообложения
- 3. Субъекты налоговых отношений
- 4. Налоговая система Российской Федерации
- 5. Налоговая политика
- Глава 24. Роль государства в регулировании макроэкономических процессов
- 1. Концепции государственного регулирования рыночной экономики
- 2. Экономические функции государства
- 3. Фискальная политика и ее роль в стабилизации экономики
- 4. Экономическая политика государства
- Глава 25. Смешанная экономика: модель двухсекторного строения
- 1. Общая модель смешанной экономики
- 2. Как преодолевается убыточность общественного сектора?
- 3. Функциональное строение совокупного спроса
- 4. Особенности искусственно-организованного рынка в нерыночном секторе
- Раздел V. Проблемы переходной экономики
- Глава 26. Теория переходной экономики: особенности и тенденции развития
- 1. Причины краха командно-административной экономики. Основные черты и закономерности переходной экономики
- 2. Особенности рыночного реформирования российской экономики
- 3. Зарубежный опыт перехода к рынку
- Глава 27. Трансформация отношений собственности
- 1. Трансформация отношений собственности как условие перехода к рыночной экономике
- 2. Изменение экономических функций государства при переходе к рынку
- Раздел VI. Закономерности развития мирохозяйственных связей
- Глава 28. Мировое хозяйство
- 1. Закономерности возникновения и сущность мирового хозяйства
- 2. Классификация стран
- 3. Теории мирохозяйственных связей
- 4. Структура мирового хозяйства и формы экономических отношений
- 5. Интеграционные процессы в мировом хозяйстве
- 6. Национальное и межгосударственное регулирование внешнеэкономических связей
- 7. Интеграция России в мировое хозяйство
- Глава 29. Глобализация экономических отношений
- 1. Глобализация экономических отношений как объективная закономерность
- 2. Тенденции и противоречия глобализации экономических процессов
- 3. Содержание и структура глобальных проблем современности
- Раздел VII. Из истории экономических учений
- Глава 30. Зарождение экономической теории и развитие классической политической экономии
- 1. Особенности экономических воззрений в традиционных обществах
- 2. Меркантилизм — первая научная экономическая система
- 3. Возникновение классической школы
- 4. Теоретические основы марксизма
- Глава 31. Эволюция современной экономической мысли
- 1. Маржиналистская революция. Основные положения теории предельной полезности
- 2. Неоклассическое направление экономической мысли
- 3. Институционализм и неоинституционализм
- 4. Кейнсианство
- 5. Неолиберальные концепции
- 6. Монетаризм
- Глава 32. Советская экономическая мысль: достижения, догмы, исторические судьбы
- 1. Советская экономическая мысль 20-х гг.
- 2. Основные направления развития политэкономии социализма
- 3. Постсоветская экономическая мысль
- Глава 33. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли
- 1. Особенности развития экономической мысли в России
- 2. Научный вклад м.И. Туган-Барановского, а.В. Чаянова и н.Д. Кондратьева в экономическую мысль
- 3. Достижения российской экономической теории в исследовании экономико-математических методов