Распределение численности занятого населения России по отраслям в 1996 г., %
Становление рыночных отношений предполагает кардинальные перемены отраслевой структуры занятости населения. Наиболее существенные преобразования должны претерпеть пропорции распределения работников между материальным производством и непроизводственной сферой; материально-вещественными отраслями (промышленностью, строительством, сельским хозяйством) и производственной инфраструктурой (транспортом, связью, материально-техническим снабжением, сбытом, заготовками, информационным обслуживанием, оптовой торговлей); отраслями сферы услуг населению материального производства - розничной торговлей и общественным питанием и материально-вещественными отраслями; между гражданскими и военными отраслями; в целом между первым и вторым подразделениями общественного производства.
Изменение пропорций распределения работников между материальным и нематериальным производством главным образом обусловливается типом развития экономики. Известно, что экстенсивный тип воспроизводства ведет к росту рабочих мест, прежде всего в материальном производстве, отсюда и к увеличению численности занятых в этой сфере экономики. Интенсивный тип воспроизводства требует резкого повышения качества работников; средств и технологии производства. Повышение эффективности труда, интенсивные методы хозяйствования способствуют снижению потребности материального производства в рабочей силе и увеличению доли занятого населения в непроизводственной сфере, что позволяет более полно удовлетворять социальные, культурные, бытовые и другие потребности населения.
Сложившаяся структура занятости явилась результатом длительного этапа экстенсивного развития экономики с устойчивым приоритетом технических аспектов производства, консерватизмом хозяйственных отношений и не может в должной мере отвечать запросам оптимального развития экономики. Чтобы усилить социальную ориентацию экономики и эффективность общественного производства, соотношение в численности занятых между материальной и непроизводственной сферами, необходимо стремиться к пропорции 1:1. Это означает, что при небольших приростах численности работников народного хозяйства необходимо значительно сократить число занятых в материальном производстве, соответственно увеличив численность работающих в непроизводственных отраслях за счет перехода к интенсивному типу воспроизводства и эффективного использования рабочей силы.
В перспективе развитие непроизводственной сферы предполагает увеличение численности работников во всех отраслях, поскольку не удовлетворен спрос на все виды услуг в количественном и качественном отношении. Однако преимущественное развитие должны получить новые виды услуг, связанные с изменениями в хозяйственных отношениях - финансирование, кредитование, социальное страхование и т.д.
Таким образом, численность занятого населения в общественном производстве, в котором сосредоточена основная масса трудовых ресурсов, как никогда ранее зависит от обоснованных пропорций распределения занятого населения между материальным производством и непроизводственной сферой. Уменьшение числа работников в материальном производстве усиливается по мере развития рыночного хозяйства, которое предполагает, вследствие высокой конкуренции, более производительный и интенсивный труд, использование передовых прогрессивных технологий. Кроме того, предстоит существенная перегруппировка рабочей силы внутри самого материального производства. В перспективе динамика численности работников связывается с развитием отраслей производственной инфраструктуры, а также розничной торговли и общественного питания. Реализация намечаемой динамики численности занятых в материальной сфере позволит сформировать прогрессивную структуру, отражающую единство социальных и экономических целей общественного развития.
Существенной характеристикой рынка труда является половозрастная структура занятости.
При анализе возрастного состава трудовых ресурсов, как правило, выделяются работники в трудоспособном возрасте и возрасте, выходящем за пределы трудоспособного. К изучению состава трудоспособных ресурсов можно подходить различными способами. Например, А. Ревенко и Н. Ивашкина предлагают следующий метод. Они разбивают трудоспособное население на 4 укрупненных группы:
- 16-24 года - в этом возрасте происходит духовное и культурное становление людей, формируются их потребности и достигается определенный уровень квалификации;
- 25-49 лет - сформировавшиеся работники с высоким уровнем способности трудиться, определенным уровнем образования и определившейся профессиональной направленностью трудовой деятельностью;
- мужчины в возрасте 55-59 лет: женщины 50-54 года. У них наблюдается спад трудовой активности, возможна смена вида деятельности;
- возраст старше трудоспособного - трудовая деятельность зависит от состояния здоровья, уровня образования и квалификации, а также условий пенсионного обеспечения.
Возраст трудовой активности населения в основном совпадает с функциональными границами трудоспособного возраста. В разных странах возрастные рамки трудовых ресурсов различны, так как они устанавливаются под определенным воздействием уровня развития производства, социального строя, достигнутого материального благосостояния, существующей системы социального обеспечения и образования. В нашей стране, согласно действующему законодательству, в качестве нижней границы трудовой активности установлен возраст 16 лет, а верхняя граница трудоспособного возраста составляет для женщин 55 и для мужчин - 60 лет. В будущем предполагается повысить верхнюю границу трудоспособного возраста.
Немаловажную роль в формировании рынка труда играет население пенсионного возраста. Пенсионеры составляют 20% населения страны. На рынке труда пенсионеров проблемы занятости тесно связаны с направлением социальной политики. До настоящего времени в России пенсионеры по возрасту продолжают оставаться одной из наиболее ущемленных групп населения в трудовой сфере. Они ограничены в выборе рабочих мест и занятий. Кроме того, перестройка работы многих предприятий и организаций происходит главным образом за счет увольнения и сокращения лиц, вышедших из трудоспособного возраста или близко стоящих к нему, во внимание не принимается степень сохранения у них трудоспособности, профессиональной активности, квалификации. Из-за недостаточного уровня пенсионного обеспечения пенсионеры вынуждены соглашаться на любую оплачиваемую работу. Снижение жизненного уровня населения и низкий уровень пенсионного обеспечения повышают потребность с их стороны в оплачиваемой работе. Продолжающееся снижение жизненного уровня людей стимулирует предложение рабочей силы пенсионеров и граждан, особо нуждающихся в поддержке, а отсутствие действенных мер их социальной защиты усиливает давление на рынок труда.
В создавшихся условиях при сохраняющейся напряженности на рынке труда высокий уровень пенсии может обеспечить своевременный и безболезненный выход стареющей рабочей силы из общественного производства. Таким образом, достаточный уровень пенсионного обеспечения поможет ликвидировать, во-первых, чрезмерную потребность со стороны пенсионеров в оплачиваемой работе и, во-вторых, негативные социальные процессы, связанные с высвобождением части трудовых ресурсов.
Одной из важнейших проблем занятости, имеющей демографический аспект, является проблема продолжительности периода трудовой деятельности. Она является важнейшим показателем дееспособности рабочей силы и существенно влияет на многие стороны воспроизводства рабочей силы. От ее продолжительности зависит время совместного труда различных поколений населения. Продолжительность трудовой деятельности также влияет на соотношение между работающими в народном хозяйстве и неработающими.
Методика определения среднего периода продолжительности трудовой деятельности основывается на учете влияния следующих факторов: среднего периода сохранения полезной трудоспособности; юридически установленного в стране трудоспособного возраста; уровня занятости трудоспособного населения. За исходную величину расчета принимается средняя продолжительность трудоспособного возраста, которая составляет для мужчин - 44 года, а для женщин - 39 лет.
Но на среднюю продолжительность трудовой деятельности влияют также и следующие факторы, а именно: учеба части населения в дневных стационарах; ранний выход некоторых категорий населения на пенсию; инвалиды I и II групп, которые не могут трудиться; люди, занятые в домашнем хозяйстве; безработные; уровень рождаемости и уровень смертности в трудоспособном возрасте. Социальные факторы играют немаловажную роль в формировании трудовых ресурсов.
На экономическую активность населения влияет также соотношение численности мужчин и женщин, поскольку уровень занятости общественным трудом у женщин, как правило, ниже аналогичного показателя мужчин. На изменение структуры населения по полу влияет целый комплекс демографических, медико-биологических и социально-экономических факторов.
Женщины активно участвуют в осуществлении экономической реформы, развитии процессов демократизации, обновления духовно-нравственной сферы Они трудятся практически во всех отраслях, интенсивно осваивают многие ранее недоступные им профессии.
В настоящее время в структуре занятости женщин преобладают отрасли материального производства. В таких отраслях промышленности, как легкая, машиностроение, химическая, занято до 81% женщин. Увеличивается количество женщин, занятых в торговле, общественном питании, сбыте. Они доминируют в таких сферах, как здравоохранение, просвещение. Масштабы включенности женщин в трудовую деятельность таковы, что, если бы свершилось невероятное и они дружно покинули рабочие места, особенно в отраслях, в которых преобладают, это привело бы к хаосу в экономике, а в сфере обслуживания, медицины, народного образования - к деструкции. С каждым годом сокращается численность женщин, занятых преимущественно физическим трудом.
В то же время в сфере умственного труда доля лиц с высшим образованием среди женщин ниже, чем среди мужчин. Особенно велика разница в уровне образования женщин и мужчин - руководителей всех уровней управления, бухгалтеров, экономистов, конструкторов и мастеров. Однако по тем же видам занятий сферы умственного труда доля лиц с незаконченным высшим и средним специальным образованием среди женщин значительно выше, чем среди мужчин. Вместе с тем в сфере физического труда по многим широко распространенным профессиям образовательный уровень женщин и мужчин различается незначительно. Мужчины имеют явное преимущество только в группе лиц, окончивших ПТУ, что влияет, естественно, на их преобладание в числе высококвалифицированных рабочих.
Женщины с образованием - средним общим, неполным средним и ниже неполного среднего - работают в основном в отраслях материального производства, имеют в массе своей рабочие профессии или заняты на работах невысокой квалификации по обслуживанию производства. Их положение на рынке труда начинает резко обостряться в связи с дальнейшим падением производства и неплатежами. Наиболее неблагоприятная ситуация складывается в промышленности, особенно в ряде отраслей машиностроения и металлургии, химической и легкой промышленности. В случае массового высвобождения рабочей силы из указанных отраслей рынок труда будет продолжать пополняться женщинами с высоким уровнем образования, включая и тех, кто имеет среднее общее образование и рабочую профессию.
В результате развития рыночных реформ произошли значительные изменения на рынке труда, который постепенно теряет традиционную стабильность. Женская рабочая сила, требущая дополнительных расходов на социальные цели, становится зачастую невыгодной для работодателей, что в условиях рыночной экономики повышает риск ухудшения условий ее труда, грозит ей высвобождением в большей степени, чем мужчине. Наибольшее сокращение женщин происходит на государственных предприятиях, главным образом, в промышленности. Проведенный анализ позволил сделать выводы, что женщины по объективным и субъективным причинам в условиях рынка оказываются в более трудном положении. К разряду объективных факторов относится отставание женщин от мужчин в уровне профессиональной подготовки и квалификации: преобладание женщин-специалистов в "рядовых" профессиях, в которых багажа студенческих знаний и приобретенных в процессе работы практических навыков вполне хватает на всю трудовую жизнь; наконец, протекционистская политика государства, в результате которой многие семейные льготы закреплены фактически за женщиной, приводит к тому, что женская рабочая сила становится менее выгодной для предприятия.
Среди факторов субъективного характера наиболее значимым является тот, что женщины психологически не готовы к конкуренции за рабочие места, поскольку привыкли к защищенности в сфере труда, даже если он не связан с профессиональными качествами. Не случайно "лишними" на рынке труда стали представители массовых профессий преимущественно исполнительского квалифицированного умственного труда, в первую очередь, различного профиля инженеры-технологи, экономисты, а также техники, программисты, среди которых преобладают женщины.
Особая сложность в положении нынешних безработных, среди которых около половины составляют дипломированные специалисты, вызвана тем, что в структуре вакантных рабочих мест пропорция обратная: две трети вакансий предназначаются для работников преимущественно физического труда. Подобрать рабочие места для оставшихся без работы женщин со средним специальным и высшим образованием в этих условиях практически невозможно, поэтому им назначается пособие по безработице. В ближайшее время ситуация на рынке труда вряд ли изменится. А если учесть предстоящие упразднения разного рода управленческих структур, то есть все основания прогнозировать возрастание масштабов безработицы, в том числе "интеллектуальной женской".
Исследования сектора проблем занятости населения и трудоустройства ЦНИПР установили, что наиболее благоприятным с демографической точки зрения обеспечения занятости являются города, в которых доля женщин среди занятых колеблется в пределах 49-53%. Наиболее отрицательные последствия могут возникнуть в городах, где удельный вес женщин среди занятых в трудоспособном возрасте менее 47% и выше 55%.
При анализе процессов формирования трудовых ресурсов большое значение имеют не столько количественные характеристики, сколько качественные показатели трудового потенциала. Наиболее обобщающим показателем качества трудовых ресурсов является образовательный уровень.
Для оценки образовательного уровня населения и тенденций его изменения, оказывающих существенное влияние на формирование трудовых ресурсов, важное значение имеет уровень образования по отдельным возрастным группам. Можно отметить, что особенный рост уровня образования произошел у занятого населения в возрасте до 30 лет.
Показателем качественной структуры трудовых ресурсов, оказывающим большое влияние на выбор сферы приложения труда, являются соотношения уровня образования женщин и мужчин. В сфере умственного труда по всем наиболее крупным видам деятельности, независимо от того, преобладают женщины или нет, доля лиц с высшим образованием среди занятых женщин ниже, чем среди занятых мужчин. Особенно велика разница в уровне образования женщин и мужчин - руководителей всех уровней управления, бухгалтеров, инженеров. Однако по тем же видам занятий сферы умственного труда доля лиц с незаконченным высшим и средним специальным образованием среди занятых женщин значительно выше, чем среди занятых мужчин.
Важным показателем изменения качественной структуры населения является устранение существенной разницы в уровне образования городского и сельского населения. Вследствие того, что уже сейчас заметно различается динамика спроса на рабочую силу по отраслям народного хозяйства и отраслям промышленности, представляет интерес оценка образовательного уровня занятых в народном хозяйстве в отраслевом разрезе.
Занятые с образованием: средним общим, неполным средним и ниже неполного среднего, - работают в основном в отраслях материального производства, имеют в массе своей рабочие профессии или заняты на работах невысокой квалификации по обслуживанию производства. Их положение на рынке труда начинает резко обостряться в связи с дальнейшим падением производства и неплатежами.
Уменьшение численности рабочей силы происходит также вследствие отвлечения большой группы населения (особенно молодежи) на учебу с отрывом от производства. Обучение в учебных заведениях повышает качество трудовых ресурсов. С расширением потребности производства в высокообразованных и высококвалифицированных работниках ценность образования растет и у самого населения.
Но сложившаяся структура спроса на рынке труда предполагает воспроизводство кадров прежде всего по массовым доминирующим профессиям. Однако здесь имеются серьезные противоречия между краткосрочными потребностями рынка труда и долгосрочными ориентирами, так как структурные изменения в перспективе приведут к сокращению работников именно этого профиля. Поэтому очень важно организовать подготовку и переподготовку специалистов в соответствии не только с краткосрочными, но и долгосрочными тенденциями спроса.
В структуре населения, занятого в общественном и индивидуальном производстве, происходит интенсивный процесс обновления рабочей силы квалифицированными кадрами. Этот процесс усиливается не только в результате увеличения притока молодежи, оканчивающей профессиональные учебные заведения, но и по причине выбытия из сферы общественного производства работников, имеющих низкий уровень образования.
В итоге существенно меняется соотношение между группами работников наиболее простого и наиболее сложного труда. Но изменение среднего тарифного разряда работающих происходит неравномерно в отдельных отраслях. Так, если в машиностроении, электроэнергетике произошло значительное увеличение тарифных разрядов, что привело к повышению среднего тарифного разряда, то в химической промышленности, легкой и пищевой отраслях более высокие темпы роста рабочих низших тарифных разрядов привели к уменьшению среднего тарифного разряда.
Важной макроэкономической пропорцией является перераспределение рабочей силы между территориями.
Территориальное перераспределение трудовых ресурсов на уровне народного хозяйства является моментом интенсивного типа воспроизводства трудовых ресурсов, поскольку не ведет к увеличению общей их численности, а вызывает лишь территориальные и отраслевые перегруппировки работников. Ведущую роль в этом процессе играет размещение производства, которое и определяет характер расселения граждан и их важнейшей составной части - трудоспособного населения. Совершенствование территориального размещения производительных сил в большинстве случаев предполагает и перемещение рабочей силы.
Важными факторами, оказывающими значительное влияние на перемещение населения, являются региональные различия в уровне жизни. Практически все авторы, изучающие миграцию, разделяют мнение о том, что в основе миграционных процессов лежат экономические причины и, в частности, условия жизни населения. Миграция населения принимает различные направления: из сельской местности в города, из городов в села, из городов в города, из сел в села. Кроме того, можно выделить и внутрирайонную миграцию.
Оценивая миграцию сельского населения в города, следует иметь в виду, что экономика России длительное время развивалась преимущественно за счет экстенсивных факторов экономического роста, в том числе за счет увеличения численности занятых. Особенно это было характерно для начального периода индустриализации страны. В то время сельская местность располагала большими резервами рабочей силы. В этих условиях миграция сельского населения явилась важнейшим источником обеспечения рабочей силой непрерывно растущих индустриальных отраслей народного хозяйства России.
Если оценивать миграцию сельского населения послевоенного периода и последних десятилетий, то она имела отрицательные стороны: миграция сельского населения в города в большинстве случаев проходила из тех районов, которые не располагали резервами рабочей силы, и ее отток не компенсировался ростом технической оснащенности сельского хозяйства и, следовательно, ростом производительности. Более того, из села уходили наиболее квалифицированные кадры. Следовательно, с макроэкономической точки зрения такая миграция неоправданна, так как ведет к абсолютному снижению численности, уменьшению количества браков и падению рождаемости, ухудшает половозрастную структуру. Оптимизация территориальных пропорций в размещении населения и трудовых ресурсов требует развития в сельской местности индустриальных секторов экономики - переработки сельскохозяйственной продукции, производства изделий легкой промышленности, стройматериалов, развития сферы обслуживания населения, что, соответственно, потребует значительных капиталовложений, но будет способствовать открытию новых рабочих мест.
В отличие от процессов естественного движения населения миграционный обладает меньшей инертностью и больше всего зависит от государственной политики в области развития и размещения производительных сил. Миграция играет огромную роль в развитии производительных сил, в перераспределении населения и трудовых ресурсов, обеспечении необходимого соответствия между потребностью и наличием рабочей силы в различных районах страны. Миграция зависит от многих субъективных и объективных факторов.
Анализ миграции сельского населения показывает, что она проходит в два этапа. Сначала население переселяется в малые города, а потом в более крупные. Обычно выходцы из села сначала выезжают в близлежащие города, об условиях жизни и труда в которых они достаточно осведомлены. Не закрепившись там, сельские жители либо возвращаются назад, либо, как это чаще бывает, переезжают в более крупный город.
Миграция способствует лучшему размещению трудовых ресурсов, ведет к обновлению кадров. Вместе с тем при недостаточной организации государственного регулирования процессов миграции это приводит к нарушению диспропорции в половозрастном составе населения и чрезмерному росту крупнейших городов за счет сельского населения, особенно молодежи. Миграция влияет и на сдвиги в образовательном уровне населения.
Эмиграция в последние годы из традиционной этнической трансформировалась в экономическую. Наиболее активно за границу стало уезжать трудоспособное население в возрасте 20-24 и 30-49 лет. На этот возраст приходится пик зрелого творчества, что значительно выше соответствующего показателя в общей численности населения. В социально-профессиональной структуре выезжающих значителен удельный вес специалистов высокой квалификации.
В формировании трудовых ресурсов, особенно городского населения, играет роль маятниковая миграция. Маятниковой миграцией принято считать процесс территориального перемещения населения, имеющий устойчивый, постоянный характер и не связанный с переменой места жительства. Причиной маятниковой миграции населения является территориальное разделение труда, а именно один из его видов - разделение функций между населением. От степени указанного разделения труда зависит интенсивность маятниковой миграции. Маятниковая миграция является характерной для всех районов республики, но степень интенсивности у нее различная.
В целом различия в уровне миграции можно объяснить с точки зрения широты и разветвленности связей между городами и сельскими районами и рядом других особенностей. Основная часть маятниковых мигрантов занята в промышленности и в строительстве и расселена в 10-15 км от города. Этот радиус расселения зависит от масштабов города, чем крупнее город, тем он больше. Основными причинами маятниковой миграции являются отсутствие работы по профессии и плохие условия работы, а также возможность иметь круглогодично постоянную работу, которую в сельской местности не всегда можно найти.
В настоящее время возрастает роль миграции в регулировании занятости, поэтому необходима рационализация миграционных процессов. Чем больше безработных переходит в категорию занятых, тем больше мигрантов будет в регионе; чем выше возможность получения жилья, тем большей привлекательностью будет пользоваться населенный пункт.
Важнейшей характеристикой рынка труда является наличие безработицы. Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть трудящихся не может найти себе работу и становится относительно избыточной.
В России за последние четыре года численность занятого населения сократилась на 9%. В 1997 г. - 6,4 млн человек не имели занятия, но активно его искали, 31% из них официально был зарегистрирован в органах службы занятости в качестве безработных, растет длительность безработицы.
По прогнозу специалистов, в ближайшие два года самый большой процент безработицы будет среди следующих категорий: научные работники отраслевых НИИ - 50%; ткачихи - 50%; швеи - 40-50%; кожевники, обувщики - 40-50%; рабочие машиностроительных заводов - 30%; военнослужащие - 20%; специалисты в области переработки сельскохозяйственной продукции - 20%.
Легче всего будет найти работу представителям тех профессий, которых безработица затронет меньше всего: служащие нотариальных контор - менее 1%; офицеры налоговых служб - менее 1%; аудиторы, юристы, специализирующие в налоговом праве, - 1,5%; журналисты - 1-2%; бухгалтера, аттестованные на знание международных правил бухгалтерского учета, - 2%; банковские служащие - 2-3%.
Вынужденная безработица принимает иногда скрытые формы, при этом численность занятых работников превышает объективно требуемую для выполнения определенного объема работ. В этих случаях людям приходится трудиться в течение неполного рабочего дня или неполной рабочей недели. Особого размаха скрытая безработица достигает в экономиках с глубокими деформациями рыночного механизма.
В России более 4 млн человек работают неполное время или находятся в вынужденных отпусках.
Чтобы лучше разобраться в причинах скрытой безработицы, необходимо "спуститься" на микроуровень и исследовать процессы внутри предприятий, во многом обусловливающие стратегию их поведения.
Крупные заводы со сложным технологическим циклом не могут значительно сократить работающих даже при резком спаде производства. Выручает негибкость технологий, используемых на российских предприятиях. Дело в том, что большинство из них строилось под выпуск конкретного проекта. Особенно отчетливо это видно на примере химической промышленности. Потребность в каждом новом продукте удовлетворялась за счет строительства нового цеха или завода с жесткой технологией. Заводы практически не имеют резервных мощностей для гибкой переориентации. Такая структура промышленности даже для производства 20% продукции требует работы практически всех занятых на предприятии.
Кроме того, на предприятиях было велико число работников, которые обслуживали жилье и социальную инфраструктуру. Даже в текстильной промышленности, которая не имеет строго развернутой инфраструктуры, как ВПК, на содержание соцкультбыта и жилья, по экспертным оценкам, тратилось более 26% прибыли.
Ориентация на сохранение трудового коллектива является ключевой установкой для многих руководителей государственных и приватизированных предприятий. Сами трудовые коллективы также ориентированы на сохранение всех работников даже ценой сокращения заработной платы всем занятым.
Доля оплаты труда в общих издержках производства в настоящее время упала ниже 12%. Это делает бессмысленным экономию на рабочей силе. Относительное удешевление труда сопровождается ростом удельного веса материальных затрат вследствие удорожания оборудования, сырья, энергии. Но, как правило, предприятия имеют не только сверхзанятость, но и избыточные запасы оборудования, материалов лишние помещения, свободные производственные мощности. Спад производства также делает подобные ресурсы избыточными. Их аренда или распродажа позволяют выплачивать заработную плату, поддерживая занятость. При этом происходят проедание основного капитала и хроническое недоинвестирование, которые самым печальным образом скажутся в ближайшем будущем.
Работодателю нередко дешевле сохранить своих работников, а часть отправить в неоплачиваемые отпуска или перевести на сокращенный рабочий день, чем уменьшить количество занятых на предприятии. Снизив средний уровень оплаты труда, он может сократить размер налога на большую величину, чем сумма зарплат, выплачиваемая "ненужным работникам". Флексибилизация занятости помогает избежать увольнений и облегчает рыночную адаптацию предприятий.
В 1992 г., столкнувшись с отсутствием финансирования, спадом производства, неплатежами потребителей и т.д., российские предприятия начали искать способы адаптации к ужесточившимся бюджетным ограничениям. Многие стали вводить неполный рабочий день или неделю, неоплачиваемый отпуск, досрочное оформление пенсии и т.п. Работающие в большинстве своем спокойно относятся к вынужденным отпускам, и это пока не вызывает серьезной социальной напряженности (люди занимаются либо своими садовыми участками, либо торговлей, либо домашними делами). При этом их совокупный заработок часто превышает тот, который выплачивался при полной занятости на заводе.
Еще одно направление флексибилизации занятости связано с распространением найма на конкретный, заранее определенный срок (срочные контракты). Первыми с ними столкнулись инженерно-технические работники и аппарат управления предприятия. Вскоре подобная практика затронула и рядовых рабочих. По прошествии оговоренного срока все работники окажутся автоматически уволенными, а директор получит право и полную свободу в отборе тех, кого хотел бы нанять снова. Фактическое отсутствие профсоюзов на предприятиях облегчает подобную политику.
Итак, спад производства не повлек за собой массовой безработицы. Наиболее распространенное объяснение этого явления можно найти в сохраняющихся мягких бюджетных ограничениях, позволяющих искусственно финансировать излишнюю занятость. При ужесточении кредитно-денежной политики предприятия будут вынуждены резко увеличить масштабы увольнений, что повлечет бурный рост безработицы в открытой форме.
Проблема безработицы, появившаяся в связи с переходом к рыночным отношениям, связана не с техническим прогрессом или кризисом перепроизводства, как это происходит циклически в рыночной экономике, а с факторами, обусловленными глубокими деформациями переходного периода. Приватизация государственных предприятий, конверсия предприятий военно-промышленного комплекса, подкрепленные аномальным всплеском миграционных процессов, образуют базу для структурной, региональной и других видов вынужденной безработицы, характерной для нашей преобразующейся экономики.
Важнейшим элементом социально-экономической политики государства является политика занятости, цель которой состоит в том, чтобы повысить эффективность рынков труда таким образом, чтобы при любом данном уровне совокупного спроса уровень безработицы был бы минимальным. Другими словами, эта политика должна привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образом соответствовала имеющимся рабочим местам и тем самым ликвидировала бы дисбалансы и узкие места на рынке рабочей силы.
Можно выделить два основных направления деятельности государства на рынке труда, а именно: социальное и экономическое. К первому относятся меры, регулирующие количественные соотношения между спросом и предложением труда, сдерживающие рост безработицы, направленные на изучение конъюнктуры на рынке труда, а также трудоустройство отдельных категорий работников. Ко второму - комплекс мер воздействия на качество трудовых ресурсов, их пропорции, повышение квалификации и производительное потребление. При этом следует подчеркнуть динамизм государственного регулирования на рынке труда, когда каждому этапу развития российского общества или экономического цикла соответствует специфическая экономическая политика.
В общей системе государственного регулирования рынка труда можно выделить два основных типа воздействия: прямое и косвенное. Прямое воздействие носит регулирующий и корректирующий характер и заключается в организации общественных работ, стимулировании создания новых рабочих мест в негосударственном секторе, развитии системы производственного обучения и переподготовки, стимулировании или, наоборот, сдерживании развития производства в тех или иных регионах, регламентации продолжительности рабочего дня, недели, месяца, международной миграции трудовых ресурсов, организации сезонных работ.
Косвенно воздействуют на рынок труда, изменяя условия хозяйствования в сторону стимулирования или торможения экономических процесса, налоговая, кредитно-денежная политики, госзакупки, политика в области амортизации основных фондов, стимулирование научных исследований, опытно-конструкторских разработок, бюджетное субсидирование ряда отраслей. Если прямое воздействие оказывает влияние в основном на предложение труда, то косвенное - на спрос.
С целью регулирования занятости и безработицы государство может применять целый комплекс методов, в частности, экономические, административные, идеологические, законодательные, организационные. Под экономическими методами подразумевается определенная политика достижения полной занятости за счет кредитования, субсидирования, льгот и дотаций работодателям, регулирования уровня и конкретных ставок процента и подоходного налога, госзакупок и др.
К административным методам относятся: снижение пенсионного возраста, установление определенной продолжительности рабочей недели, оплачиваемого отпуска, либерализация или ограничение иммиграции и эмиграции рабочей силы, регулирование некоторых вопросов трудоустройства отдельных категорий населения. Идеологические методы применяются для разъяснения политики полной занятости, достижения оптимального сочетания интересов работодателей и работников, стимулирования создания на предприятиях так называемых фондов трудящихся, привлечения работников к процессам управления на различных уровнях, разъяснения объективной необходимости в условиях рыночной экономики наличия системы "социального партнерства" или отдельных ее элементов.
Государственные законодательные акты, регулирующие процесс обучения и образования, трудоустройство представителей отдельных групп населения, направленные против дискриминации некоторых из них, в частности молодежи и женщин, относятся к законодательным методам государственного рынка труда. Сутью организационных методов является снижение или устранение различного рода институциональных барьеров, которые препятствуют территориальной, отраслевой, профессиональной и квалификационной мобильности трудовых ресурсов. С этой целью должны совершенствоваться статистика занятости и безработицы, развиваться автоматизированная система изучения и регулирования структуры спроса и предложения труда на местных, региональных и отраслевых рынках труда, повышаться эффективность деятельности служб трудоустройства, а система профессионального образования должна адаптироваться к требованиям рыночных отношений.
В настоящее время существуют различные модели стимулирования занятости в развитых странах исходя из признания тесной связи между темпами экономического роста, занятостью и производительностью труда.
Первая модель, которую иногда называют американской, предполагает создание рабочих мест с низкой производительностью для значительной части трудоспособных граждан, которые имеют, соответственно, низкие доходы. Формально безработица уменьшается, но появляется обширный класс «новых бедных» - работающей бедноты.
Вторая модель, присущая в основном скандинавским странам, ориентируется на обеспечение занятости практически для всей рабочей силы путем создания рабочих мест в государственном секторе со средними удовлетворительными условиями труда и оплаты. Недостаток такой политики - расчет только на государственные финансовые средства, ограничение или истощение которых неминуемо ведет к спаду производства и резкому сокращению рабочих мест.
В качестве примера эффективной политики можно привести Швецию, где занятость достигается активной ролью государства при более пассивной роли профсоюзов, поскольку с безработицей нельзя справиться путем снижения зарплаты, а при повышении спроса на рабочую силу профсоюзы не смогут обеспечить стабильность цен умеренными требованиями прибавки зарплаты. По формулировке Е. Рена, главного творца модели, которую в экономической литературе часто называют "моделью Рена", решение дилеммы "безработица-инфляция" находится в следующем: "... применять набор всеобщих налоговых и денежных ограничений, которые удерживают цены на таком низком уровне относительно зарплаты, что предприниматели сами эффективно противостоят инфляционным требованиям повышения зарплаты. Затем обеспечить полную занятость социальными мерами, называемыми политикой на рынке труда". Именно сочетание общих экономических мер по поддержанию общего спроса несколько ниже уровня, гарантирующего работу всем и везде, и активной политики на рынке труда и в области капиталовложений, направленной на поддержку слабых групп, отраслей и регионов, является сущностью модели.
Политика на рынке труда, характерная для шведской модели, - часть экономической политики правительства. Ее основная задача - быстрое и эффективное достижение соответствия спроса и предложения труда. В период продолжающегося экономического подъема основное внимание уделяется поддержке развития хозяйства, улучшению услуг для ищущих работу и предпринимателей, а также возвращению к "линии занятости" (т.е. снижение доли выплат на пособие по безработице в бюджете администрации рынка труда). Ставка делается на рост эффективности рынка труда.
Цель одних, так называемых "совместительных" мер, - совместить новые рабочие места и ищущих работу в определенном месте и времени, т.е. в основном размещение труда. Другие программы нацелены на стимулирование предложения труда, т.е. в первую очередь на повышение профессиональной и географической мобильности. Наконец, часть мер направлена на поощрение спроса на труд как путем предоставления субсидии для сохранения уровня занятости или его роста в компаниях, так и путем индивидуально направленных мер типа общественных работ или .попыток дать работу пожилым и инвалидам. Кроме того, выплачиваются пособия по безработице. Таким образом, низкая безработица в Швеции - результат активной политики на рынке труда. Используется на эти цели около 1/3 валового продукта и 7% государственного бюджета, из которых около 1/3 идет на финансовую компенсацию безработным. При этом правительство страны и власти считают, что лишь малая часть расходов (не более 10%) на политику на рынке труда должна использоваться в качестве пособий по безработице.
Критики шведской политики на рынке труда указывают на тот факт, что постоянно 3-4% рабочей силы поддерживаются такими мерами, как курсы подготовки и переподготовки, субсидии на занятость, общественные работы, защищенный труд и т.п. Если к ним добавить открытую безработицу, то в Швеции 5-6% рабочей силы находится вне обычного рынка труда. На наш взгляд, такие расчеты игнорируют важное различие между пособиями безработным и активными мерами по повышению шансов для безработных получить новую работу, сохранить свою квалификацию и избежать состояния пассивности, которое легко наступает в продолжительные периоды безработицы.
Третья модель политики занятости, которую называют европейской, основывается на сокращении числа занятых при повышении производительности труда и, соответственно, росте доходов работающей части населения. Такая политика требует создания дорогостоящей системы пособий для увеличивающегося количества безработных.
При англосаксонской модели предприятия, как правило, создаются на акционерной основе, с разделенными правами собственности и управления, причем сами работники предприятия, если они не являются акционерами, обладают ограниченными правами. Государство в подобной системе осуществляет весьма ограниченные функции. В Германии наемные работники являются не просто фактором производства, они разделяют социальную и корпоративную ответственность. Государство здесь выполняет посреднические и координирующие функции, направленные, в частности, на достижение сплоченности и социальной справедливости, важных с точки зрения повышения эффективности рыночной системы. В этой системе большую роль играет семейный капитал с ограниченной ролью рынка акций.
Другая модель - японская - сыграла существенную роль в становлении японской послевоенной промышленности.
Здесь можно выделить следующие характерные моменты: создание профсоюзов непосредственно на предприятиях, в компаниях, а не на уровне отрасли; систему пожизненного найма; определение ставки заработной платы в зависимости от стажа работы, возраста, состава семьи. В сочетании с корпоративным подходом к рабочей силе данные факторы позволили достигнуть высокой конкурентоспособности японской продукции. Стабильность персонала позволяет менеджерам проводить долгосрочную политику инвестирования, успешно осуществлять инновационную деятельность и при необходимости переобучать работников. Поэтому организованные трудовые ресурсы в Японии отличаются мобильностью, гибкостью, многофункциональностью. Все это и позволило добиться гармонизации производственных отношений, что оказало благоприятное воздействие на бурный рост ее индустриальной базы.
В середине текущего десятилетия в политике занятости в развитых странах выявились следующие новые подходы:
• повышение гибкости и компромиссности в занятости. Так, например, в период ухудшения экономической конъюнктуры предприниматели не увольняют работников, а переводят их на сокращенный рабочий день. При этом часть заработной платы (за неотработанное время) этим работникам выплачивает государство. Это практикуется в некоторых штатах США (в Калифорнии, Аризоне и т.д.);
• расширение инструментария регулирования рынка труда;
• усиление роли бизнеса в решении проблем занятости;
• принимаются меры, поощряющие и подталкивающие безработного к более энергичным поискам нового рабочего места: снижение максимального размера пособия (Дания, Австрия, Германия, Канада); удлинение стажа работы, необходимого для получения пособия; выплата сразу за весь срок безработицы пособия с условием создания бизнеса;
• отмена во многих странах монополии государственной службы занятости на трудоустройство безработных;
• приоритетное развитие получили программы повышения качества рабочей силы и, следовательно, ее конкурентоспособности на рынке.
Согласно Закону Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» сущностью государственной политики в области содействия занятости населения является содействие реализации прав граждан на полную продуктивную и свободно избранную занятость.
Политика в области занятости на период 1996-2000 гг. направлена на обеспечение рациональной структуры занятости населения, достижение сбалансированности рабочей силы и рабочих мест, предупреждение массовой безработицы, создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест, развитие кадрового потенциала, совершенствование систем обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров, рост мобильности трудовых ресурсов.
Для решения этих задач предполагаются следующие меры: проведение сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест; развитие малых предприятий; направление капитальных вложений как в перспективно развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости; поощрение иностранных инвестиций для создания новых рабочих мест.
Опыт стран (Германия, Франция) показывает, что даже масштабные финансово обеспеченные программы в конечном счете могут не дать ожидаемого эффекта, если игнорировать развитие рынка труда по его внутренним законам. Поэтому с самого начала необходимо формировать такую систему мер повышения занятости, которая основывалась бы на всемерном содействии рыночным факторам развития экономики, в частности на стимулировании предпринимательского спроса на рабочую силу. Например, для увеличения занятости в определенном регионе предпочтительными оказываются меры, стимулирующие расширение сбыта продукции и увеличивающие прибыльность, чем централизованные производственные инвестиции. В этих условиях особое внимание государство должно уделять мерам по использованию производственного потенциала, включающим: более полное использование вакансий; задействование производственных резервов; повышение коэффициента сменности рабочих.
Понятие занятости на отечественном рынке труда подразумевает внедрение гибких его форм. Но здесь ситуация несколько иная. Если в зарубежных странах использование гибких форм занятости способствует привлечению дополнительной рабочей силы, то в России подобная политика направлена на сохранение имеющихся рабочих мест. В условиях спада производства администрация предприятий вынуждена переводить работников на сокращенный рабочий день, сокращенную рабочую неделю, а то и отправлять в административные отпуска. Одним из направлений государственной политики на рынке труда является содействие созданию дополнительных рабочих мест. Например, предусматривается поощрение работодателей, создающих новые рабочие места. Им предоставляется финансовая помощь на льготных условиях за счет свободных средств фонда занятости. Преимущественное право на ее получение имеют те предприятия и организации, которые создают рабочие места для трудоустройства людей, особо нуждающихся в социальной защите, а также лиц, имеющих профессии или специальности, не пользующиеся спросом на рынке труда. Как правило, помощь работодателям оказывается в форме возвратного финансирования. В отдельных случаях такое финансирование возможно без установления платы или процентов.
Следует отметить, что работодатель инвестирует в проект по организации рабочих мест не менее 51% собственных средств, в том числе банковских и иных кредитов. Одним из обязательных условий оказания финансовой помощи является своевременное и полное внесение страховых взносов в фонд занятости населения в течение последних 12 месяцев.
Более оптимальной формой социальной поддержки безработных является создание дополнительных рабочих мест сверх штатного расписания за счет средств фонда занятости. В первую очередь они предназначены для безработных женщин, имеющих малолетних детей, выпускников учебных заведений, людей предпенсионного возраста. Граждане, трудоустроенные на дополнительные рабочие места, пользуются преимущественным правом на занятие освободившихся вакантных должностей.
Западные экономисты проявляют большой интерес к проблемам реформирования российской экономики. В частности, существует так называемое "австрийское направление", которое исходит из перспективы роста безработицы в России и приоритетности задачи регулирования рынка труда с целью предотвращения больших масштабов безработицы и связанных с ней возможных социальных потрясений. Поэтому австрийские эксперты рекомендуют первоочередное финансирование проектов, обеспечивающих ускоренный рост числа рабочих мест, пропорциональное государственное инвестирование в объекты производственной и непроизводственной сферы.
В условиях общего спада производства и при временном отсутствии достаточных средств для создания новых рабочих мест государство особое внимание должно уделять использованию имеющегося производственного потенциала, что предполагает более полное задействование вакансий; передачу (или продажу) незавершенных объектов и мощностей, перераспределение неустановленного оборудования для создания новых рабочих мест на действующих и вновь образуемых предприятиях; повышение коэффициента сменности работы.
• Разработка на основе прогнозов социально-экономического развития генеральной схемы развития рабочих мест.
• Введение системы стимулирования развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса прежде всего в регионах с критической ситуацией на рынке труда.
Развитие предпринимательской деятельности в значительной степени зависит от уровня развития самостоятельной занятости населения, что в мировой практике хозяйствования ассоциируется с мелким бизнесом. Мелкий бизнес занимает важное место в экономической и социальной жизни развитых стран. Так, в США небольшие фирмы производят около 43% валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора. Важную роль мелкий бизнес играет в решении проблем занятости. На мелких фирмах сосредоточена почти половина всех занятых в частном секторе. В 80-е годы 80% всех новых рабочих мест было создано мелкими фирмами.
Малые предприятия могут создаваться на основе различных форм собственности - частной, акционерной, государственной, а также собственности общественных организаций. В условиях рынка мелкие предприятия имеют ряд экономических преимуществ. Развитие сети малых предприятий позволит активизировать структурную перестройку экономики, сформировать рынок, основанный на конкуренции, обеспечить быструю окупаемость затрат, оперативно реагировать на изменения потребительского спроса, предоставить свободу выбора и дополнительные рабочие места и т.д.
Следует отметить, что вопрос об открытии малых предприятий требует конкретного технико-экономического и социального обоснования с учетом региональных особенностей, а также исходя из требований рынка, спроса на продукцию и услуги, имеющихся в республике природных, трудовых и интеллектуальных ресурсов. Например, природные богатства Чувашии ориентируют на создание малых предприятий по производству строительных материалов, кирпичных заводов, предприятий по выпуску изделий из стекла и керамики. В сельских населенных пунктах целесообразно иметь малые предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции, в том числе предприятия по производству сахара. В крупных городах (Чебоксарах, Новочебоксарске), где сосредоточен интеллектуальный потенциал республики, наряду с предприятиями по производству товаров народного потребления следует развивать малые предприятия в области высоких технологий, наукоемких производств.
Наряду с предприятиями малого бизнеса, являющимися юридическими лицами, деятельность которых регулируется государством, определенное распространение получила индивидуальная (частная) предпринимательская деятельность. Отличительная черта частной предпринимательской деятельности состоит в том, что она осуществляется, как правило, без оформления права юридического лица и без регламентации со стороны государства или с меньшей степенью регламентации. За рубежом лица, занимающиеся аналогичной деятельностью, относятся к неформальному сектору занятости. Он неформален в том смысле, что зачастую указанные лица не зарегистрированы и не учитываются официальной статистикой. По данным Международной организации труда, только в развивающихся странах в неформальном секторе занято около 300 млн человек.
Развитие индивидуального сектора в нашей стране объясняется причинами экономического характера. Во-первых, потребностью повысить занятость населения и более полно использовать трудовые ресурсы; во-вторых, необходимостью достичь экономии капиталовложений, финансовых и материальных ресурсов в общественном производстве; в-третьих, потребностью расширить производство и ассортимент потребительских товаров; в-четвертых, целесообразностью переключения личных сбережений населения из сферы потребления в сферу производства и услуг; в-пятых, необходимостью поднять доходы и уровень благосостояния населения. Конечно, не надо переоценивать значение частной (индивидуальной) деятельности, но в обеспечении занятости населения при высвобождении работников из государственных предприятий она может играть важную роль.
Особое значение самостоятельные формы занятости имеют в аграрном секторе экономики. В крестьянских хозяйствах урожайность сельскохозяйственных культур не выше, чем в общественных, значительно ниже уровень механизации производственных процессов. Одной из причин такого положения является усилившийся диспаритет цен на реализуемую продукцию сельского хозяйства и промышленную, производимую для нужд села. Из-за высоких цен, отсутствия льготных кредитов фермерам недоступны техника, строительные материалы, минеральные удобрения и другая продукция индустрии. Появляется необходимость в разработке пакета организационных и экономических мер, поощряющих самозанятость безработных граждан. Он должен включать следующие виды помощи: консультационную (оказывается специалистами службы занятости); организационную (регистрационный, а не разрешительный порядок создания новых предприятий безработными или если число безработных среди учредителей превышает 50%); финансовую (освобождение таких предприятий от всех видов подоходного и поимущественного налогообложения в течение 1-2 лет; льготные кредиты (безвозмездные субсидии, приоритет в аренде помещений, лизинг оборудования); подготовка кадров (открытие специальных отделений, курсов в учебных заведениях, школ бизнеса).
• Оптимизация масштабов занятости в негосударственном секторе экономики, обеспечение государственного контроля за соблюдением трудового законодательства в этой сфере.
• Совершенствование механизма привлечения иностранной рабочей силы, обеспечивающего приоритетное право российских граждан на занятие вакантных мест, в том числе за счет установления квоты, соответствующей возможностям российского и региональных рынков труда.
• Разработка специальных программ по стабилизации занятости в регионах с кризисной ситуацией на рынке труда, монопромышленных городах, районах Крайнего Севера.
В современных условиях для нормального развития рынка труда в России приобретает большое значение региональная политика. Целями государственного регулирования должны выступать: смягчение социального климата в обществе, обеспечение экономики подготовленными кадрами, содействие увеличению мобильности населения и др. Государство может способствовать перемещению капитала и трудовых ресурсов и принимать меры, направленные на их удержание в определенных местах.
Как позитивные в региональной политике на рынке труда можно выделить два основных момента: "эффект перераспределения" и "эффект роста доходов". Первый приводит к перераспределению капитала и труда между сильно- и слаборазвитыми регионами страны или республиками под действием определенных экономических стимулов. Второй эффект дает увеличение совокупного потребительского спроса вследствие перераспределительных процессов в регионах, через него - инвестиционного спроса и, в конце концов, общего уровня занятости. Здесь даже можно говорить о наличии мультипликационного эффекта региональной политики на рынке труда.
Программы региональной политики в качестве неотъемлемых элементов должны соблюдать градацию регионов по социально-экономическим показателям, таким, как интенсивность и профиль промышленного развития, уровень занятости и масштабы безработицы. Подобное деление необходимо в рамках России и ее субъектов. Механизм разрешения может включать следующие регуляторы: субсидии и льготные кредиты как на капитальное, так и на жилищное строительство, налоговые льготы, субсидирование работодателей, способствующих увеличению занятости, льготные тарифы на тепло- и электроэнергию, развертывание широкой системы подготовки и переподготовки работников, многоаспектная поддержка малого и среднего бизнеса, планирование и регулирование социального развития отсталых регионов, создание здесь же государственных предприятий в промышленном производстве и сфере услуг. Кроме того, следует отметить и меры противоположного плана, такие, как система штрафов, лицензий и сертификатов, направленная на ограничение расширения производства в перенасыщенных районах.
Федеральными органами исполнительной власти совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления будет обеспечено:
• дальнейшее развитие системы непрерывного образования, включая внутрипроизводственное обеспечение, расширение возможностей самообучения, поддержка опережающего обучения персонала, находящегося под риском увольнения;
• поэтапное осуществление мер по смягчению социальных последствий долговременной безработицы;
• расширение структуры и видов общественных работ, условий их организации, проведения и финансирования с учетом качественного состава безработных и социально-экономических потребностей регионов;
• развитие гибких форм занятости;
• реформирование системы назначения и выплаты пособий по безработице, разработка мер, способствующих активному поиску работы, участию в общественных работах и профессиональной переподготовке. При определении минимального размера пособия по безработице отказаться от использования в качестве нормы минимального размера оплаты труда;
• повышение финансовой устойчивости Государственного фонда занятости Российской Федерации;
• осуществление мер по усилению социальной защиты работников, работающих в режиме неполного рабочего дня (недели) или находящихся в отпусках без сохранения заработной платы в связи с временной остановкой производства;
• разработка специальных программ, направленных на расширение занятости для отдельных социальных групп населения - молодежи, женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов;
• внедрение в практику социальных планов предприятий, осуществляющих массовое высвобождение работников.
- Л.П. Кураков, а.Г. Краснов, а.В. Назаров
- Isbn 5-93039-007-х ® Кураков л.П., Краснов а.Г. Назаров а.В., 1998 глава 1. Российская экономика и реформы
- Распределение стран в соответствии с избранной стратегией и результатами рыночной трансформации*
- Глава 2. Социально-экономические функции государства
- Объем и изменение валового внутреннего продукта России*
- Глава 3. Управление в экономических системах
- Глава 4. Основные проблемы прогнозирования в современной экономике
- Глава 5. Макроэкономическая стабильность и экономический рост
- Производство валового внутреннего продукта (в текущих ценах, трлн руб.)
- Динамика изменения основных макроэкономических показателей за
- 1990-1997 Гг. ( в постоянных ценах, в % к 1990 г.)*
- Счет производства
- Счет образования дохода
- Влияние факторов на экономический рост
- Неплатежеспособные предприятия (с долей государственной собственности свыше 25% по состоянию на 20.05.97 г.)
- Альтернативный выбор производственных возможностей
- Глава 6. Государственный бюджет и финансовая система российской федерации
- Глава 7. Налоговая система и фискальная политика
- Глава 8. Кредитно-денежная система и кредитно-денежная политика
- Основные формы кредитных услуг
- Региональная структура банковской системы на 01.05.97 г.,%
- Глава 9. Проблемы рынка труда в россии
- Занятость по секторам экономики, млн чел.
- Распределение численности занятого населения России по отраслям в 1996 г., %
- Глава 10. Развитие конкурентных начал в российской экономике
- Распределение предприятий (организаций) по отраслям экономики (на 1 января 1998 г., тысяч)
- Число предприятий (организаций) по формам собственности на 1 января 1998 г.
- Глава 11. Инвестиционно-структурная политика в россии
- Глава 12. Региональные аспекты экономического развития
- Выпускники общеобразовательных школ
- Группировка субъектов Российской Федерации по денежным доходам
- Разрыв между группами регионов, раз
- Динамика и структура консолидированного бюджета (млн руб.)
- Глава 13. Прогнозирование региональных экономических систем
- Прогнозные варианты структуры источников инвестирования, %
- Программа региональной маркетинговой деятельности
- Часть 1. Инновационная и маркетинговая среда
- 1. Научно-технические факторы
- 2. Экономические факторы
- 3. Демографические факторы
- 11. Контактные аудитории
- Часть 2. Стратегия региональной маркетинговой деятельности
- Часть 3. Организация службы региональной маркетинговой деятельности
- Часть 2. Ревизия стратегии региональной маркетинговой деятельности
- Часть 3. Ревизия организации службы региональной маркетинговой деятельности
- Часть 4. Ревизия системы региональной маркетинговой деятельности
- Часть 5. Ревизия результативности деятельности региональной маркетинговой службы
- Глава 14. Высшее образование как необходимое звено в реформировании российской экономики
- Глава 15. Международные экономические взаимоотношения
- Мировая торговля и распределение дохода
- 428019, Г. Чебоксары, пр. И. Яковлева, 15 сведения об авторах
- Содержание