4.3 Бюджетная самодостаточность региона
Бюджетная самодостаточность региона предполагает создание условий, позволяющих обеспечить ресурсную (финансовую) независимость региона от внешних источников, в том числе со стороны федерального бюджета, что в совокупности позволит Администрации Владимирской области расширить круг стратегически важных проектов, которые могут быть обеспечены средствами регионального бюджета.
Самодостаточность может быть достигнута путем мероприятий, обеспечивающих дополнительные доходы регионального бюджета. Увеличение дополнительных доходов бюджета возможно по следующим направлениям:
- создание условий для привлечения дополнительных инвестиций в виды экономической деятельности и создание новых рабочих мест. В совокупности это приведет к увеличению налогооблагаемой базы по НДФЛ, налогу на прибыль организаций.
- разработка и реализация системы мер, направленных на повышение собираемости налоговых и других платежей в бюджет области и сокращение теневого сектора экономики;
- разработка и реализация системы мер, направленных на упорядочивание бюджетных расходов (опосредованное влияние на доходы).
В целях достижения бюджетной самодостаточности, безусловного выполнения расходных обязательств, основные усилия органов власти Владимирской области необходимо направить на увеличение налогового потенциала области, повышение собираемости платежей, улучшение администрирования налоговых и неналоговых доходов, что потребует:
1. Сокращения количества и объема предоставляемых налоговых льгот.
2. Привлечения дополнительных финансовых ресурсов, обеспечивающих компенсацию потерь доходов бюджетов области, связанных с реализацией федеральными органами власти мер по снижению налогового бремени.
3. Расширения базы налогообложения путем «вывода из тени» доходов физических лиц.
4. Контроля выплаты официальной заработной платы в размере не ниже прожиточного минимума и проведением мер по легализации «теневой» заработной платы.
5. Реализации мер, направленных на повышение эффективности использования имущества, находящегося в областной и муниципальной собственности, контроль поступления в бюджет причитающихся к уплате платежей.
Для укрепления налоговой дисциплины, сокращения роста потерь бюджета области необходимо осуществлять строгий контроль соблюдения налогового законодательства всеми участниками налоговых правоотношений, укреплять налоговую дисциплину, расширять практику применения мер, направленных на пресечение противозаконной деятельности и теневых экономических операций.
С точки зрения опосредованного увеличения доходов бюджета (снижение расходов) предлагается, за время действия Программы, реализовать мероприятия в следующих направлениях:
- разработка и внедрение механизма формирования бюджета, ориентированного на результат;
- повышение эффективности бюджетных расходов в жилищно-коммунальном хозяйстве;
- повышение эффективности бюджетных расходов и программы реструктуризации в общественном транспорте;
- повышение эффективности бюджетных расходов в сфере дорожного хозяйства;
- реструктуризация государственного и муниципального секторов и повышение эффективности бюджетных расходов в сфере промышленности, энергетики и строительства.
Формирование бюджета, ориентированного на результат
Основной задачей бюджетного планирования во Владимирской области является переход от сметного годового, к целевому бюджетному планированию. Цели бюджетного планирования в регионе должны соответствовать приоритетам политики РФ и являться подцелями стратегических целей развития страны в предстоящем периоде. Для каждой цели развития региона, достижение которой лежит в сфере компетенции или связанно с деятельностью и (или) выполнением функций субъекта бюджетного планирования, должна быть сформулирована соответствующая цель (возможно - группа целей) субъекта бюджетного планирования.
Эффективность бюджетного планирования подразумевает сопоставление бюджетных расходов с результатами, на достижение которых направлены бюджетные расходы. При этом существуют два подхода к повышению эффективности бюджетного планирования: минимизация бюджетных расходов при неизменном ожидаемом результате; максимизация результата, при неизменной величине расходов.
Планирование бюджета, ориентированного на результат, предполагает смещение акцентов бюджетного процесса от «управления бюджетными ресурсами (затратами)» на «управление результатами». Поэтому в целях повышения эффективности бюджетного планирования планирование бюджета должно основываться на принципе «максимизация результата», и основной задачей бюджетного процесса становится определение и улучшение значений индикаторов, характеризующих результаты социально-экономического развития области, а не минимизация расходов бюджета.
Условия и механизмы повышения эффективности бюджетных расходов в жилищно-коммунальном хозяйстве
Изменение полномочий субъектов Федерации и органов местного самоуправления в сфере ЖКХ было связано с законодательством по разграничению полномочий. Законодательство по разграничению полномочий предусматривает сосредоточение основных полномочий в сфере ЖКХ на уровне муниципальных образований, что является традиционным для России и оправданным с точки зрения общих подходов к разграничению полномочий. В то же время передача подавляющего большинства вопросов местного значения в данном секторе на уровень поселений не столь очевидна. Поселения далеко не всегда обладают необходимым кадровым потенциалом; часто не могут организовывать работу в тех масштабах, которые позволяют получать наибольшую экономию (так называемую экономию на масштабе); испытывают трудности при финансировании вложений капитального характера. В первую очередь это касается сектора коммунальных услуг – электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведении. В данной сфере в ряде случаев нецелесообразно использовать механизм передачи полномочий от поселений районам на договорной основе.
Реструктуризация государственного и муниципального секторов и повышение эффективности бюджетных расходов в сфере промышленности, энергетики и строительства
Основная задача реформирования расходов в данной сфере видится в разработке мер, направленных па повышение эффективности государственных капитальных вложений на безвозвратной основе, поскольку именно это направление расходов является безусловно преобладающим среди рассматриваемых отраслей. Исходя из этого, выделены следующие направления преобразования сферы:
- совершенствование системы отражения капитальных вложений на безвозвратной основе в составе бюджетов в качестве предпосылки перехода к их системному и среднесрочному планированию;
- повышение прозрачности порядка распределения капитальных вложений, на безвозвратной основе, исходя из принципов бюджетирования, ориентированного на результат;
- регламентация взаимоотношений между государственными (муниципальными) заказчиками и подрядчиками по договорам строительного подряда.
Обеспечить повышение прозрачности процесса распределения капитальных вложений на безвозвратной основе предлагается за счет:
- совершенствования распределения полномочий в данной сфере между финансовым органом и органом, уполномоченным в области экономической политики;
- совершенствования процедур подготовки и оценки инвестиционных проектов главных распорядителей бюджетных средств.
Повышение эффективности бюджетных расходов и программы реструктуризации в общественном транспорте
Для повышения эффективности бюджетных расходов в сфере общественного транспорта необходимо учитывать следующее:
- финансирование убытков от эксплуатационной деятельности в принципе является нецелесообразным;
- финансироваться за счет бюджетных средств должны не факторы производства (в частности, подвижной состав), а результаты деятельности транспортных предприятий;
- во всех случаях, когда перевозки общественным транспортом, так или иначе, финансируются из бюджета, целесообразно выделять это финансирование на основе конкурса на обслуживание соответствующих маршрутов;
- в случае, когда выделение бюджетных средств на основе конкурса невозможно (когда рынок услуг носит монопольный характер), необходимо заключение договора между соответствующим органом власти (управлением) и перевозчиком. В соглашении должны быть четко сформулированы задачи, под решение которых выделены средства, и результаты, которые должны быть достигнуты в ходе осуществления финансирования.
Еще одним вопросом, тесно связанным с преобразованиями в сфере общественного транспорта, является тарифное регулирование. При регулировании тарифов необходимо принимать во внимание два основных фактора — расходы транспортных предприятий на осуществление перевозок (так называемый экономически обоснованный тариф) и социальные ограничения, накладываемые уровнем доходов населения (так называемый социальный тариф). Необходимо, чтобы методики определения и социального, и экономически обоснованного тарифов были формализованы и утверждены, причем применительно к социальному тарифу целесообразно утверждение подобной методики представительным органом власти. Должен быть определен также алгоритм действий по согласованию социального и экономически обоснованного тарифов.
Повышение эффективности бюджетных расходов в сфере дорожного хозяйства
Повышение эффективности системы управления дорожным хозяйством должно включать в себя меры по координации организации работ по содержанию, ремонту и развитию на территориальных и муниципальных дорогах. Повышение эффективности расходов на дорожное хозяйство должно включать подготовку и реализацию мер по повышению открытости локального рынка дорожных работ, что в первую очередь предполагает:
- минимизацию (в перспективе — отказ от) безконкурсных процедур привлечения подрядчиков к проведению дорожных работ;
- выведение в региональную/муниципальную казну высокоспециализированных и капиталоемких активов государственных/муниципальных унитарных предприятий, работающих в данной сфере, и сдача их в аренду победителям конкурса (особенно актуально в сфере содержания дорог);
- равные условия участия в конкурсах для государственных/муниципальных и частных предприятий, для предприятий из других регионов/муниципалитетов.
- Разработка концепции стратегии
- Введение
- I. Определение места и роли региона в составе России, механизмы продвижения инвестиций
- 1. Рейтинг основных проблем региона
- 1.1 Определение исходных показателей
- 1.2 Анализ полученных результатов
- 1.3 Ранжирование основных проблем региона
- 1.4 Цели и задачи стратегического развития Владимирской области, вытекающие из рейтингового анализа
- 2. Важнейшие внешние и внутренние факторы влияния на экономику региона
- 2.1 Внешние факторы
- 2.1.1 Макрофакторы
- Товарная структура экспорта Российской Федерации, в %2
- 2.1.2 Мезофакторы
- 2.1.3 Микрофакторы
- 2.2 Важнейшие внутренние факторы
- 2.2.1 Промышленный фактор
- 2.2.2 Научно-технический фактор
- 2.2.3 Строительный фактор
- 2.2.4 Рекреационный фактор
- 2.2.5 Сельскохозяйственный фактор
- 2.2.6 Социальный фактор
- 3. Механизмы продвижения инвестиций
- 3.1 Инвестиционная деятельность региона
- 3.2 Предложения по продвижению инвестиций
- 3.3 Ключевые факторы повышения инвестиционной привлекательности
- 3.4 Совершенствование инвестиционного законодательства
- 3.5 Формирование системы прямого инвестиционного маркетинга
- 3.6 Развитие бизнес-инфраструктуры
- 3.7 Реконструкция жилищно-коммунального хозяйства
- 3.8 Кадровое обеспечение приоритетных инвестиционных проектов
- 3.9 Критерии отбора инвестиционных приоритетов
- 3.10 Критерии определения перспективных видов экономической деятельности для привлечения прямых инвестиций
- 3.11 Определение целевых инвесторов и маркетинговая программа
- 4. Значение экономики региона в экономике России
- 4.1 Постановка задачи
- 4.2 Основные виды деятельности, по которым регион занимает сильные позиции в стране
- 4.3 Основные мировые и общероссийские тенденции, определяющие направления экономического развития региона
- 4.4 Отрасли экономики, определяющие значение экономики региона в экономике страны до 2027 года
- 4.5 Расчетные показатели по видам деятельности
- II. Формулирование стратегических альтернатив и определение критериев оценки для стратегического выбора
- 1. Стратегические альтернативы
- 1.1 Инерционный сценарий
- 1.1.1 Стратегическое позиционирование
- 1.1.1.1 Промышленность
- 1.1.1.2 Агропромышленный комплекс
- 1.1.1.3 Инженерная инфраструктура
- 1.1.1.4 Туризм и рекреация
- 1.1.1.5 Человеческий капитал
- 1.1.2 Устойчивые конкурентные преимущества
- 1.1.3 Последовательность действий
- 1.1.3.1 Первый этап (2008-2014 годы)
- 1.1.3.2 Второй этап (2015-2021 годы)
- 1.1.3.3 Третий этап (после 2022 года)
- 1.1.4 Потребности в ресурсах
- 1.1.5 Риски
- 1.2 Агломерационный сценарий
- 1.2.1 Стратегическое позиционирование
- 1.2.1.1 Промышленность
- 1.2.1.2 Агропромышленный комплекс
- 1.2.1.3 Инженерная инфраструктура
- 1.2.1.4 Туризм и рекреация
- 1.2.1.5 Человеческий капитал
- 1.2.2 Устойчивые конкурентные преимущества
- 1.2.3 Последовательность действий
- 1.2.3.1 Первый этап (2008-2014 годы)
- 1.2.3.3 Второй этап (2015-2021 годы)
- 1.2.3.3 Третий этап (после 2022 года)
- 1.2.4 Потребности в ресурсах
- 1.2.5 Риски
- 1.3 Комплексный инновационный сценарий
- 1.3.1 Стратегическое позиционирование
- 1.3.1.1 Промышленность
- 1.3.1.2 Агропромышленный комплекс
- 1.3.1.3 Инженерная инфраструктура
- 1.3.1.4 Туризм и рекреация
- 1.3.1.5 Человеческий капитал
- 1.3.2 Устойчивые конкурентные преимущества
- 1.3.3 Последовательность действий
- 1.3.1 Первый этап (2008-2014 годы)
- 1.3.2 Второй этап (2015-2021 годы)
- 1.3.3 Третий этап (после 2022 года)
- 1.3.4 Потребности в ресурсах
- 1.3.5 Риски
- 2. Критерии оценки для стратегического выбора
- 2.1 Соответствие стратегическим целям
- 2.1.1 Соответствие федеральным целям
- 2.1.2 Соответствие корпоративным целям и целям регионов-соседей
- 2.1.3 Соответствие областным целям
- 2.2 Выбор сценария
- 3. Стратегическое видение и миссия
- 3.1 Ключевая идеология
- 3.2 Целевые ориентиры
- Целевые ориентиры в экономике и социальной сфере на период до 2027 года
- 3.3 Базовые стратегии
- 4. Стратегические цели в экономике и социальной сфере
- 4.1 Конкурентоспособная экономика и кластеры развития
- 4.2 Расширение рынков сбыта продукции и услуг
- 4.3 Бюджетная самодостаточность региона
- III. Среднесрочный стратегический план
- 1. Цель и задачи Среднесрочного стратегического плана
- 2. Этапы и сроки Среднесрочного стратегического плана
- 3. Мероприятия Среднесрочного стратегического плана
- 3.1 Промышленность
- 3.2 Логистика, грузоперевозки, складирование
- 3.3 Сельское хозяйство
- 3.4 Туризм и рекреация
- 3.5 Строительство (промышленность строительных материалов)
- 3.6 Научно-технический комплекс
- 3.7 Малое предпринимательство
- 3.8 Инвестиционное развитие
- 3.9 Территориальное и градостроительное развитие
- 3.10 Улучшение экологической обстановки
- 3.11 Демографическое развитие
- 3.12 Развитие кадрового потенциала
- 3.13 Здравоохранение
- 3.14 Развитие системы социальной защиты и социального обслуживания
- 3.15 Образование
- 3.16 Культура
- 3.17 Развитие физической культуры и спорта
- 3.18 Обеспеченность жильем (строительство жилья)
- 3.19 Инженерная инфраструктура
- 3.20 Энергетика, энергосбережение
- 3.21 Теплоэнергетика
- 3.22 Газификация
- 3.23 Водоснабжение и водоотведение
- 3.24 Транспортная инфраструктура
- 3.25 Повышение эффективности использования государственного имущества
- Приложение I