2 Дефицит и профицит бюджета
При сбалансированном бюджете государственные доходы равняются расходам. Повторим, что в том случае, когда доходы больше расходов, превышение называется профицитом бюджета или положительным сальдо бюджета. Бюджетный дефицит (отрицательное сальдо) существует при превышении расходов над доходами.
Бездефицитность бюджета не означает еще «здоровья» экономики. Всегда необходимо обращать внимание на то, какой именно (государственный, региональный, муниципальный, консолидированный) бюджет исполняется с профицитом. Так, в последние годы государственный бюджет РФ исполняется с профицитом, однако консолидированный бюджет РФ дефицитен из-за отрицательного сальдо подавляющего числа региональных и почти всех местных бюджетов.
В экономической теории сложились несколько подходов к проблеме бюджетного дефицита.
Первая концепция: бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Вообще, стремление всеми мерами бороться с бюджетным дефицитом и не делать государственных заимствований может привести к отрицательным последствиям для экономики любой страны. Допустим, наметился рост безработицы. Доходы населения падают, налоговые поступления сокращаются. Правительство, стремясь получить бездефицитный бюджет, должно либо увеличить число и повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих мер. Следствием этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса и дальнейший спад в экономике. Такая бюджетно-финансовая политика ориентирована только на решение текущих экономических проблем, но не способна решать перспективные задачи. Правительство Е.Гайдара проводило в 1992 бюджетно-финансовую политику, базирующуюся на концепции резкого снижения государственных расходов на социальную политику, пытаясь таким образом сократить бюджетный дефицит. Однако ему не удалось ни ликвидировать бюджетный дефицит, ни остановить спад производства.
Вторая концепция: бюджет должен быть сбалансирован на протяжении экономического цикла, а не ежегодно. Это означает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В период спада государство осуществляет стимулирующую бюджетно-финансовую политику: снижает налоги и увеличивает государственные расходы, т.е. сознательно увеличивает дефицит бюджета, стимулируя тем самым рост совокупного спроса и подъем экономики. В период подъема государство проводит сдерживающую бюджетно-финансовую политику: повышает налоги и снижает государственные расходы. Возникает положительное сальдо бюджета, которое используется для покрытия дефицита бюджета в период спада. Данная концепция имеет, однако, существенный недостаток: она не учитывает того, что спады и подъемы могут быть неодинаковы по глубине и продолжительности, их чрезвычайно трудно спрогнозировать. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким и незначительным подъемом. В этом случае дефицит бюджета устранить не удастся, он примет циклическую форму.
Третья концепция: сбалансированность бюджета является второстепенной проблемой. Первостепенная экономическая задача государства, с точки зрения сторонников данного подхода, -- это стимулирование экономического роста. Выполнение этой задачи может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо бюджета, так и устойчивым бюджетным дефицитом (именно такая картина типична, например, для государственного бюджета США и ряда европейских стран).
Из зарубежной практики показателен профицит бюджета в Румынии времен Чаушеску. Этот коммунистический лидер очень боялся как бюджетного дефицита, так и закабаления страны посредством роста внешнего долга. Такая политика оказала угнетающее действие на экономику страны, сдерживала рост инвестиций, что стало одной из причин падения режима Чаушеску. Вообще, создание профицита консолидированного бюджета государства сродни хранению денег в чулке -- средства просто обесценятся.
Небольшой бюджетный дефицит для экономики многие экономисты считают лекарством, стимулирующим хозяйственное развитие. Его роль сродни роли потребительского кредита: получаешь блага сейчас, но приходится много работать, чтобы отработать его, вместо того, чтобы получить эти блага в будущем за меньшие деньги. Кроме того, государство, в отличие от домохозяйств, может постоянно тратить больше, чем зарабатывать.
Однако передозировка любого лекарства может быть опасной. Рост бюджетного дефицита порождает инфляцию, экономическую нестабильность, рост внешних и внутренних заимствований, которые в свою очередь приводят к дефолту.
Первостепенное внимание надо обратить на то, на какие цели расходуется бюджетный дефицит. Едва ли можно упрекнуть правительство, когда оно тратит деньги на инвестиции в наукоемкие и высокодоходные отрасли, на подготовку к военным действиям в случае военной угрозы. Однако слишком часто средства госбюджета уходят на решение сиюминутных проблем, разворовываются, а сам дефицит возникает из-за неумения руководства страны обуздать финансовые претензии министерств, ведомств и различных лоббистских групп.
Существует 3 традиционных способа покрытия дефицита бюджета: 1) выпуск госзаймов, 2) ужесточение налогообложения, 3) производство денег, или «сеньораж», т.е. печатание денег. Однако в настоящее время «сеньораж» не является простым печатанием денег, т.к. это вызывает инфляцию. Современный «сеньораж» выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в ЦБ и могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета. Однако политика ЦБ, направленная на рост величины резервов денежных средств, поступающих к нему из коммерческих банков, вызывает недовольство последних, ослабляет их финансовое положение и усиливает противоречия внутри финансовой системы страны.
Созданный в начале 2000-х в России профицит федерального бюджета при дефиците консолидированного бюджета страны вызывает у экономистов противоречивые оценки. Некоторые считают профицит не заслугой Правительства, а его ошибкой: искусственная «накачка» средств в федеральный бюджет посредством отъема их из региональных и местных бюджетов практически сводит на нет возможности эффективного функционирования региональных и местных органов власти. Защитники позиции правительства считают, что центральное правительство уже научилось составлять сбалансированный бюджет, предотвращая тем самым инфляцию, в то время как дефициты местных бюджетов связаны с низким качеством бюджетного процесса в регионах.
- 1. Раскройте сущность, цели, задачи и принципы менеджмента.
- 2. Охарактеризуйте современную парадигму и принципы управления, раскройте характерные черты менеджера 21 века.
- 3. Охарактеризуйте содержание и основные этапы развития управленческой мысли в России.
- 4. Сформулируйте основные функции менеджмента, раскройте их взаимосвязь в процессе управления и особенности управления организацией в условиях кризиса.
- 6. Охарактеризуйте содержание школы научного управления и административной (классической) школы менеджмента.
- 6,7. Современные направления и шкопы менеджмента.
- 7. Охарактеризуйте содержание школы человеческих отношений и школы количественного подхода (науки управления).
- 8. Раскройте сущность процессного, системного и ситуационного подходов к управлению организацией.
- Системный подход к организации в менеджменте
- 9. Раскройте сущность, основные задачи и этапы реализации планирования как функции менеджмента.
- 10. Раскройте сущность, назначение, структуру и особенности процесса бизнес – планирования.
- 11. Раскройте сущность, основные этапы и принципы реализации организации как функции менеджмента.
- 12. Дайте общую характеристику мотивации как функции менеджмента, раскройте структуру мотивационного процесса и обоснуйте значение мотивации в процессе управления.
- 13. Раскройте сущность содержательных теорий мотивации, закономерности их использования в практики управления.
- 13,14.Сравнительный анализ различных теорий мотивации.
- 14. Раскройте сущность и содержание процессуальных теорий мотивации персонала организации.
- Раскройте сущность, виды контроля как функции менеджмента, охарактеризуйте этапы процесса контроля и перечислите условия его эффективности.
- 16. Раскройте сущность, признаки ,содержание основных подходов к рассмотрению организации как объекта управления и классификацию организаций.
- 17. Раскройте сущность и дайте характеристику основных элементов внутренней и внешней среды организации.
- Структура внешней среды организации и значение ее рассмотрения в рыночной экономике
- 18. Раскройте основные законы функционирования и развития организации как объекта управления.
- 20. Раскройте сущность и обоснуйте достоинства и недостатки механистических структур управления организацией. (сравнение 2-х структур)
- 21.Раскройте сущность и обоснуйте достоинства и недостатки адаптивных структур управления организацией.
- 22.Раскройте сущность и обоснуйте условия эффективности процессов централизации и децентрализация системы управления организацией.
- 23.Раскройте сущность, виды, условия и особенности процесса координации в организации.
- 24.Раскройте сущность информационного обеспечения организации, охарактеризуйте основные виды информации и её использование при выполнении основных функций управления.
- 25.Раскройте сущность управленческих коммуникаций, структуру коммуникационного процесса, охарактеризуйте основные виды и современные средства коммуникаций в организации.
- 26. Раскройте сущность, задачи, принципы и методы организационного проектирования.
- 27. Раскройте сущность, структуру и содержание концепции организационной культуры.
- 28. Раскройте сущность, типологию управленческих решений, обоснуйте факторы влияющие на процесс принятия управленческих решений.
- 29.Охарактеризуйте этапы и условия эффективности процесса принятия и реализации управленческих решений.
- Процесс принятия управленческих решений.
- 30. Охарактеризуйте методы и теории принятия управленческих решений.
- Понятие о количественных методах обоснования управленческих решений.
- 31. Раскройте сущность, цели, принципы и функции стратегического менеджмента.
- 32. Раскройте сущность и структуру процесса стратегического планирования, дайте характеристику его основных этапов.
- 33. Раскройте сущность, требования и условия формирования мисси, видения и целей организации.
- 34. Раскройте содержание и методы стратегического анализа внешней и внутренней среды организации.
- Методы разработки стратегии (матрица бгк, swot-анализ и другие)
- 35. Раскройте сущность, классификацию и ключевые характеристики эффективной стратегии организации.
- 36. Раскройте сущность, условия формирования и реализации стратегий достижения конкурентных преимуществ и поведения в конкурентной среде.
- 37. Раскройте сущность, условия формирования и реализации отраслевых, функциональных и портфельных стратегий организации.
- 36, 38.Типология стратегии роста и конкуренции в организации
- 38. Охарактеризуйте процесс оценки конкурентного статуса и конкурентоспособности организации, факторы определяющие конкуренцию в отрасли.
- 39. Раскройте сущность, виды и особенности организационных форм инновационной деятельности.
- 40. Раскройте правовое обеспечение инновационной деятельности организации.
- 41. Охарактеризуйте особенности внедрения управленческих инноваций в организации.
- 42. Раскройте сущность, формы и методы государственного регулирования инновационной деятельности.
- 43. Раскройте понятие жизненного цикла инноваций и дайте характеристику основных технологических укладов.
- 44. Раскройте особенности управления персоналом инновационных организаций.
- 45. Раскройте сущность управления персоналом, охарактеризуйте основные элементы системы управления персоналом организации.
- 46. Раскройте содержание и условия применения основных методов управления персоналом организации.
- 47. Раскройте понятие организационного поведения, охарактеризуйте источники и факторы формирующие организационное поведение персонала.
- 48. Раскройте социально-психологические закономерности и эффекты организационного поведения персонала.
- 49. Раскройте сущность понятия «лидерство», охарактеризуйте разновидности и основные теории лидерства.
- 50. Раскроите сущность понятия «власть», охарактеризуйте источники и основные формы власти.
- 51. Раскройте сущность и современную классификацию стилей руководства, обоснуйте факторы формирования и условия оценки эффективности стиля управления.
- 52. Раскройте сущность, причины и функции конфликтов, охарактеризуйте стратегии управления конфликтами в организации.
- 53 (54). Раскройте сущность, основные задачи, принципы и функции управления качеством.
- 54. Раскройте сущность, назначение и охарактеризуйте элементы системы качества организации.
- 55. Раскройте сущность, цели, задачи, виды и порядок сертификации продукции и систем качества.
- 56. Раскройте основные характеристики проекта как объекта управления, классификацию типов проектов, структуру жизненного цикла и фаз проекта.
- 57. Раскройте сущность концепции управления проектом, структуру взаимосвязи основных функциональных компонентов процесса управления проектом.
- 58. Раскройте сущность, задачи, принципы и функции логистики.
- 59. Охарактеризуйте содержание и структуру потоков и запасов, их взаимодействие в логистических системах.
- 60. Раскройте сущность, задачи, принципы и методы исследования систем управления.
- 5. Раскройте сущность, причины создания, основные характеристики и классификацию групп. Команда - особая разновидность группы.
- 61. Понятие, объекты, субъекты, инфраструктура и функции рынка.
- 62. Экономические интересы и их классификация. Альтернативная стоимость. Проблема экономического выбора.
- 63. Собственность как экономическая категория. Собственность и организация хозяйственной деятельности. Роль и значение государственной собственности в экономической системе.
- Роль и значение государственной собственности в России.
- 64. Объекты и субъекты собственности. Экономическая теория прав собственности р. Коуза.
- 65. Механизм формирования рынка совершенной конкуренции. Рыночный механизм формирования цены.
- 66. Сущность и свойства факторов производства. Закон убывающей производительности. Учет времени при анализе факторов производства.
- 67. Граница производственных возможностей. Кривая производственных возможностей.
- 68. Закон спроса и закон предложения. Рыночное равновесие. Виды равновесия.
- 69. Понятие спроса и предложения. Эластичность спроса и предложения по цене и по доходу.
- 70. Теория поведения потребителя. Количественный и порядковый подход к оценке полезности. Аксиомы порядковой теории полезности.
- 71. Кривые безразличия и их свойства. Эффект замещения и эффект дохода.
- 72. Конкуренция. Функции конкуренции. Виды конкуренции и их характеристика.
- 73. Виды рыночных структур. Несовершенная конкуренция и ее характеристика.
- 74. Сущность и виды монополии. Максимизация прибыли в условиях монополии. Ценовая дискриминация.
- 75. Фирма. Виды фирм. Внутренняя и внешняя среда фирмы.
- Организационно-правовые формы предприятий
- Государственные и муниципальные предприятия
- Фирменные организации предприятий
- 76. Издержки производства. Виды издержек производства и их характеристика.
- 77. Оптимизация прибыли фирмой в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.
- 78. Масштабы производства. Эффект отдачи от масштаба производства.
- 79. Макроэкономические показатели. Реальные и номинальные показатели. Система национального счетоводства.
- 80. Понятия ввп, внп, нд, нб. Соотношение ввп и внп и методы их подсчета.
- 81. Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие.
- 82. Потребление, сбережение, инвестиции. Сущность парадокса бережливости. Мультипликатор инвестиций.
- 83. Понятие и функции денег. Количественная теория денег. Спрос на деньги в неоклассической и кейнсианской теории.
- 84. Инфляция. Виды инфляции. Антиинфляционная политика.
- 85. Финансовая система. Структура банковской системы. Центральный банк.
- 86. Государственный бюджет. Баланс государственного бюджета. Бюджетный дефицит и государственный долг. Управление государственным долгом.
- 1 Понятие и сущность бюджета
- 2 Дефицит и профицит бюджета
- 3 Сбалансированность бюджета: понятие и условия
- 87. Налоги. Функции налогов. Виды налогов. Налоговая система России.
- 88. Теории экономического роста. Показатели экономического роста. Факторы экономического роста. Модели экономического роста.
- 89. Экономические циклы. Классификация экономических циклов. Методы сглаживания циклических колебаний.
- 90. Рынок труда и принципы его функционирования. Безработица и ее виды. Методы борьбы с безработицей. Связь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса.