logo search
Экономическая теория

3. Сущность и направления аграрной реформы в России

Аграрный кризис в России не является результатом только становления рыночных отношений. Падение производства сельскохозяйственной продукции в крупных коллективных хозяйствах, их тяжелое финансовое положение — результат 60-летнего господства неэффективного в сельском хозяйстве крупного производства, державшегося лишь на массированной финансовой поддержке государства. Следует учесть, однако, что падение производства сельскохозяйственной продукции в крупных хозяйствах компенсировалось его ростом в личных подсобных хозяйствах, где сейчас производится 44% валовой сельскохозяйственной продукции (в начале 80-х гг. — 1/3).

Современная аграрная реформа, начатая с 1991 г., традиционно для России планировалась и осуществлялась, как столыпинская и другие реформы, сверху. Основными ее направления ми являются:

Земельная реформа включает несколько этапов.

Первый этап (1991 г.) характеризуется выделением земель сельских населенных пунктов (приусадебные участки и коллек­тивные сенокосы и пастбища) из земель колхозов и совхозов.

Второй этап (1992 г.) — создание районных фондов перерас­пределения земель за счет выделения 10% сельхозугодий колхо­зов и совхозов.

Третий этап (1992-1993 гг.) — раздел земли коллективами колхозов и совхозов и наделение работников, пенсионеров, ра­ботников сельской социальной сферы земельной долей по среднерайонной норме.

Четвертый этап (1993—2001 гг.) — принятие законодатель­ных актов, разрешающих оборот земельных долей в сельскохо­зяйственных предприятиях (аренда, продажа, дарение, передача по наследству и пр.).

Пятый этап 2001 г.) — дальнейшее развития земельных отношений на основе Земельного кодекса Российской Федера­ции и Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (2002 г.).

В дореформенный период основными товаропроизводителями в сельском хозяйстве выступали колхозы и совхозы, за которыми было закреплено 95,3% сельскохозяйственных угодий. Распределение сельскохозяйственных угодий по землепользователям за годы реформ представлено в табл. 6. Как видно из данных таблицы 7, если в 1986 г. за колхозами и совхозами закреплено 95,3% всех сельскохозяйственных угодий, то в 2001 г. - только 20,1%. За этот период земли хозяйств населения, включая коллективные сады и огороды, возросли почти в 5 раз, а удельный вес сельскохозяйственных угодий у крестьянских (фермерских) хозяйств достиг 8,4%. За предприятиями новых орга­низационно-правовых форм закреплено 59,9% сельскохозяйственных угодий. В то же время за эти годы площадь пашни значительно сократилась. В стране на начало 2001 г. распределение ель сельскохозяйственного назначения по формам собствен­ности сложилось следующим образом: в собственности граждан — 29,3%; юридических лиц — 1,6%; в государственной и муни­ципальной собственности — 69,1%.

Сложившаяся структура землепользования и землевладения в ходе реформирования в Ростовской области представлена в табл. 7.

Развитие земельных отношений в России в 2001 г. характе­ризуется главным образом ростом количества сделок по аренде продаже государственных и муниципальных земель, купле-про­даже земельных участков их собственниками.

Таблица 7