logo search
Шпоры по ГРЭ

Объекты государственного регулирования экономики:

отраслевая, региональная, воспроизводственная, социальная структуры хозяйства; экономический цикл; занятость; уровень жизни; образование и подготовка кадров; денежное обращение; исследования и инвестиции; платежный баланс; социальная сфера, трудовые отношения, механизм защиты населения; окружающая среда; цены и антиинфляционные процессы; государственный сектор экономики; финансовые ресурсы; международные отношения; процессы разгосударствления, приватизации, демонополизация; формы собственности в разных отраслях экономики; внешнеэкономическая деятельность и т.д

Субъектами государственного регулирования экономики являются законодательные, исполнительны, судебные органы власти.

Субъекты государственного регулирования экономики условиях РФ:

Государственная Дума; Совет Федерации; Правительство; Президент; Конституционный суд РФ; Госсовет при президенте РФ; Региональные органы власти.

  1. Оценка эффективности государственного регулирования. Роль государства в переходный период в России.

Эффективность государственного регулирования можно оценить по следующим критериям:

  1. сравнение прогнозируемых показателей с фактически достигнутыми;

  2. международные сопоставления, позволяющие определить оказало ли регулирование влияние на достижение более высоких темпов экономического развития, роста благосостояния народа на более рациональное использование ресурсов, в которых за базу сравнения следует избирать во многом схожие национальные экономики, где уровень регулирования больше или меньше;

  3. сравнение фактических и пороговых показателей экономической безопасности страны (один из показателей экономический безопасности – это возможность страны осуществлять расширенное воспроизводство).

Роль государства в переходный период в нашей стране.

Резкое сокращение функций государства в РФ при переходе экономики к рыночным отношениям не было компенсировано формированием самоорганизующейся рыночной среды. В условиях переходного периода в РФ сформировавшийся свободный рынок не мог обеспечить без государственного регулирования перераспределение ресурсов в тех же масштабах, которые необходимы для превращения высокомонополизированной экономики страны в социально-ориентированную рыночную экономику.

Государство устранилось в переходный период от решения тех базовых проблем, которые никто кроме него, решить не мог.

Негативные последствия проведенных преобразований:

  1. приватизация собственности не привела к образованию собственников эффективно осуществляющих свой бизнес;

  2. расслоение населения;

  3. произошли большие социальные издержки рыночных преобразований;

  4. капитал в РФ приобрел спекулятивный и криминальный характер;

  5. большие размеры теневого сектора экономики;

  6. не были созданы единые правила конкурентной борьбы, за соблюдением которых предусматривался строгий контроль со стороны государства;

  7. не было предпринято попыток вложения инвестиций или осуществления других способов поддержки ключевых отраслей экономики и зарождающегося среднего класса;

  8. управление оставшейся у государства собственностью было и продолжает оставаться неэффективным;

  9. не была проведена структурная перестройка.

В результате не бывалые размеры коррупции на всех уровнях государственного аппарата стали одной из самых серьезных экономических проблем и причин сегодняшних экономических трудностей.

  1. Классификация методов государственного регулирования экономики по различным признакам.

Существует два основных направления, два подхода к оценке роли государства в переходный период, который отличается по методам регулирования.

1. Государственное вмешательство ограничено в основном методами финансово-кредитного регулирования. Основной постулат этой концепции - меньше участие государства, больше индекса экономической свободы.

2. Активное государственное регулирование экономики, т.е. проведение целенаправленной структурной, инвестиционной, социальной политики, государственное регулирование цен на топливо - энергетические ресурсы, потребительские товары первой необходимости.

Вторая концепция направлена на усиление регулирующей функции государства в переходный период. Методы финансово- кредитного регулирования в этой концепции лишь часть концепции.

Различают 2 классификации методов.

Первая классификация:

  1. Общие методы

  2. Частные методы.

  1. Специальные методы.

Вторая классификация:

    1. Методы прямого воздействия.

    2. Методы косвенного (экономического) воздействия

  1. Общие, частные и специальные методы государственного регулирования экономики.

К общим методам относятся совокупность методов познания, системный подход, теория общественного воспроизводства.

Частные методы включают статистические методы, экономико-математические методы.