Объекты государственного регулирования экономики:
отраслевая, региональная, воспроизводственная, социальная структуры хозяйства; экономический цикл; занятость; уровень жизни; образование и подготовка кадров; денежное обращение; исследования и инвестиции; платежный баланс; социальная сфера, трудовые отношения, механизм защиты населения; окружающая среда; цены и антиинфляционные процессы; государственный сектор экономики; финансовые ресурсы; международные отношения; процессы разгосударствления, приватизации, демонополизация; формы собственности в разных отраслях экономики; внешнеэкономическая деятельность и т.д
Субъектами государственного регулирования экономики являются законодательные, исполнительны, судебные органы власти.
Субъекты государственного регулирования экономики условиях РФ:
Государственная Дума; Совет Федерации; Правительство; Президент; Конституционный суд РФ; Госсовет при президенте РФ; Региональные органы власти.
Оценка эффективности государственного регулирования. Роль государства в переходный период в России.
Эффективность государственного регулирования можно оценить по следующим критериям:
сравнение прогнозируемых показателей с фактически достигнутыми;
международные сопоставления, позволяющие определить оказало ли регулирование влияние на достижение более высоких темпов экономического развития, роста благосостояния народа на более рациональное использование ресурсов, в которых за базу сравнения следует избирать во многом схожие национальные экономики, где уровень регулирования больше или меньше;
сравнение фактических и пороговых показателей экономической безопасности страны (один из показателей экономический безопасности – это возможность страны осуществлять расширенное воспроизводство).
Роль государства в переходный период в нашей стране.
Резкое сокращение функций государства в РФ при переходе экономики к рыночным отношениям не было компенсировано формированием самоорганизующейся рыночной среды. В условиях переходного периода в РФ сформировавшийся свободный рынок не мог обеспечить без государственного регулирования перераспределение ресурсов в тех же масштабах, которые необходимы для превращения высокомонополизированной экономики страны в социально-ориентированную рыночную экономику.
Государство устранилось в переходный период от решения тех базовых проблем, которые никто кроме него, решить не мог.
Негативные последствия проведенных преобразований:
приватизация собственности не привела к образованию собственников эффективно осуществляющих свой бизнес;
расслоение населения;
произошли большие социальные издержки рыночных преобразований;
капитал в РФ приобрел спекулятивный и криминальный характер;
большие размеры теневого сектора экономики;
не были созданы единые правила конкурентной борьбы, за соблюдением которых предусматривался строгий контроль со стороны государства;
не было предпринято попыток вложения инвестиций или осуществления других способов поддержки ключевых отраслей экономики и зарождающегося среднего класса;
управление оставшейся у государства собственностью было и продолжает оставаться неэффективным;
не была проведена структурная перестройка.
В результате не бывалые размеры коррупции на всех уровнях государственного аппарата стали одной из самых серьезных экономических проблем и причин сегодняшних экономических трудностей.
Классификация методов государственного регулирования экономики по различным признакам.
Существует два основных направления, два подхода к оценке роли государства в переходный период, который отличается по методам регулирования.
1. Государственное вмешательство ограничено в основном методами финансово-кредитного регулирования. Основной постулат этой концепции - меньше участие государства, больше индекса экономической свободы.
2. Активное государственное регулирование экономики, т.е. проведение целенаправленной структурной, инвестиционной, социальной политики, государственное регулирование цен на топливо - энергетические ресурсы, потребительские товары первой необходимости.
Вторая концепция направлена на усиление регулирующей функции государства в переходный период. Методы финансово- кредитного регулирования в этой концепции лишь часть концепции.
Различают 2 классификации методов.
Первая классификация:
Общие методы
Частные методы.
Специальные методы.
Вторая классификация:
Методы прямого воздействия.
Методы косвенного (экономического) воздействия
Общие, частные и специальные методы государственного регулирования экономики.
К общим методам относятся совокупность методов познания, системный подход, теория общественного воспроизводства.
Частные методы включают статистические методы, экономико-математические методы.
- Рыночная и смешанная экономика. Государственное регулирование. Дерегулирование.
- Государственное регулирование включает:
- Основные теории о роли государства в экономике.
- Классическая теория 17-18 века.
- Функции государства в смешанной экономике:
- Объекты государственного регулирования экономики:
- Статистические методы:
- Специальные методы:
- Виды нормативов:
- К методам прямого воздействия относятся:
- Экономическое содержание планирования. Формы планирования.
- Директивное планирование.
- Индикативное планирование.
- Стратегическое планирование. Государственное программирование как метод стратегического планирования.
- Методы прогнозирования экономического развития, их классификация.
- Интуитивные (экспертные) методы прогнозирования экономического развития.
- Методы экспертных оценок
- Формализованные методы прогнозирования экономического развития.
- Методы математического моделирования
- Современная система Российской Федерации имеет следующую структуру:
- К важнейшим функциям федерального бюджета страны относятся:
- Контроль исполнения бюджета.
- Классификация налогов осуществляется в зависимости от:
- Цели и типы бюджетно-налоговой политики. Механизм действия встроенных стабилизаторов.
- Мультипликационный эффект государственных расходов и налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета. Эффект вытеснения инвестиций.
- Цели денежно-кредитной политики Банка России. Денежно-кредитное регулирование. Инструменты денежно-кредитной политики Банка России.
- Банковский мультипликатор. Взаимосвязь денежной базы и денежной массы.
- Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на текущий год.
- Виды структуры национальной экономики.
- Государственная структурная политика: цели, задачи, направления.
- Методы реализации структурной политики.
- Отличительные признаки монополии. Понятие и формы недобросовестной конкуренции.
- 65% И более, если он не докажет, что, несмотря на превышение, его положение не является доминирующим;
- Государственное регулирование цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий.
- Оценка уровня монополизации рынка.
- Доминирующее положение на рынке банковских услуг
- Закон Шермана 1890.
- Закон Клейтона 1914 год.
- Применение антитрестовского законодательства в сша.
- Естественные монополии и их регулирование в сша.
- Инвестиционная деятельность и инвестиционный климат. Структура инвестиций.
- Оценка эффективности инвестиций.
- Формы государственного регулирования инвестиционной деятельности.
- Система целей регулирования рынка труда:
- Административные методы:
- Экономические методы:
- Принципы системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
- Экономические методы .
- Административные методы.