Принципы системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
Система государственного регулирования внешнеторговой деятельности базируется на принципах:
научность;
целенаправленность;
приоритет экономических методов государственного воздействия на сферу внешней торговли;
равенство участников внешнеторговой деятельности, их не дискриминация;
исключение неоправданного вмешательства государственных органов во внешнеторговую деятельность;
защита государством законных интересов и прав участников внешнеторговой деятельности и др.
Каждый принцип имеет конкретное содержание. Принцип научности требует максимального учета действия объективных социально-экономических закономерностей при разработке хозяйственного механизма управления внешнеторговой деятельностью. Принцип приоритетности экономических методов требует регулировать деятельность участников внешней торговли преимущественно посредством воздействия на их интересы и т.д. Между принципами существует взаимосвязь; их совокупность образует систему, стержнем которой является принцип научности, поскольку реализация его является необходимым условием реализации всех других принципов.
Общее состояние внешней торговли характеризуется объемом, структурой импорта и экспорта, их динамикой, эффективностью внешнеторговых операций. Поэтому базовым инструментом государственного регулирования внешнеторговых связей является торговый баланс страны, состоящий из двух разделов – импорта и экспорта. Баланс используется для анализа состава, структуры экспортно-импортных потоков, выявления позитивных и негативных тенденций в их динамике, возникших диспропорций. В настоящее время основной диспропорцией в структуре экспорта России является чрезмерно высокая доля сырьевых товаров и низкая – конечной, готовой продукции.
Негативные последствия этой диспропорции для экономики и социальной сферы страны проявляются в том, что, во-первых, сырьевые природные ресурсы не возобновляемых, их запасы ограничены, во-вторых, вывозя природное сырье, страна лишается возможности производства из него большого количества различных видов промежуточной и конечной (готовой) продукции (нефтепродуктов из сырой нефти, металлопродукции из рудного сырья, продукции деревообработки из древесины и т.д.), возможности реализовать содержащуюся в ней добавленную стоимость на внутренних и внешних рынках, более полно удовлетворять социально-экономические потребности страны за счет собственного производства, а не дорогостоящих импортных поставок.
В структуре импорта более 75% составляет доля трех групп товаров: машин и оборудования, продовольственных товаров и продукции химической промышленности, т.е. в основном готовой, конечной продукции, что свидетельствует о наличии крупной диспропорции в импорте страны, которая в значительной степени является зеркальным отражением экспортной диспропорции.
Методы государственного регулирования внешнеторговых связей.
Методы государственного регулирования внешнеторговых связей подразделяются на экономические и административные.
- Рыночная и смешанная экономика. Государственное регулирование. Дерегулирование.
- Государственное регулирование включает:
- Основные теории о роли государства в экономике.
- Классическая теория 17-18 века.
- Функции государства в смешанной экономике:
- Объекты государственного регулирования экономики:
- Статистические методы:
- Специальные методы:
- Виды нормативов:
- К методам прямого воздействия относятся:
- Экономическое содержание планирования. Формы планирования.
- Директивное планирование.
- Индикативное планирование.
- Стратегическое планирование. Государственное программирование как метод стратегического планирования.
- Методы прогнозирования экономического развития, их классификация.
- Интуитивные (экспертные) методы прогнозирования экономического развития.
- Методы экспертных оценок
- Формализованные методы прогнозирования экономического развития.
- Методы математического моделирования
- Современная система Российской Федерации имеет следующую структуру:
- К важнейшим функциям федерального бюджета страны относятся:
- Контроль исполнения бюджета.
- Классификация налогов осуществляется в зависимости от:
- Цели и типы бюджетно-налоговой политики. Механизм действия встроенных стабилизаторов.
- Мультипликационный эффект государственных расходов и налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета. Эффект вытеснения инвестиций.
- Цели денежно-кредитной политики Банка России. Денежно-кредитное регулирование. Инструменты денежно-кредитной политики Банка России.
- Банковский мультипликатор. Взаимосвязь денежной базы и денежной массы.
- Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на текущий год.
- Виды структуры национальной экономики.
- Государственная структурная политика: цели, задачи, направления.
- Методы реализации структурной политики.
- Отличительные признаки монополии. Понятие и формы недобросовестной конкуренции.
- 65% И более, если он не докажет, что, несмотря на превышение, его положение не является доминирующим;
- Государственное регулирование цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий.
- Оценка уровня монополизации рынка.
- Доминирующее положение на рынке банковских услуг
- Закон Шермана 1890.
- Закон Клейтона 1914 год.
- Применение антитрестовского законодательства в сша.
- Естественные монополии и их регулирование в сша.
- Инвестиционная деятельность и инвестиционный климат. Структура инвестиций.
- Оценка эффективности инвестиций.
- Формы государственного регулирования инвестиционной деятельности.
- Система целей регулирования рынка труда:
- Административные методы:
- Экономические методы:
- Принципы системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
- Экономические методы .
- Административные методы.