10.1. Журнально-ордерная форма учёта.
Под формой бухгалтерского учёта следует понимать последовательность обработки первичных учётных документов, записей в учётных регистрах вплоть до составления бухгалтерской отчётности.
Организациям для осуществления постановки бухгалтерского учёта предоставлено право самостоятельного выбора той или иной формы бухгалтерского учёта при соблюдении ими общих методических принципов ведения бухгалтерского учёта.
Журнально-ордерная форма получила своё название по основному регистру, используемому при этой форме счетоводства, - журналу-ордеру. Она широко применяется в организациях различных форм собственности. Основой для её использования является принцип накопления данных первичных документов в разрезе, обеспечивающем синтетический и аналитический учёт средств и хозяйственных операций по всем разделам бухгалтерского учёта. Накапливание и систематизация данных первичных учётных документов производятся в учётных регистрах, позволяющих отразить все подлежащие учёту средства и хозяйственные операции по их использованию за отчётный месяц. Хронологическая и систематическая записи хозяйственных операций осуществляются одновременно. В соответствии с этим оборотные ведомости составляются только по расчётам, по которым ведутся карточки аналитического учёта.
Журнально-ордерная форма учёта позволяет совместить во времени синтетический и аналитический учёт. В журнально-ордерной форме бухгалтерского учёта применяются в основном два вида регистров.
Журналы-ордера – это бухгалтерские регистры, построенные по шахматному принципу. Записи в них ведутся по мере поступления документов либо как итоги в зависимости от характера и содержания операции. Журналы-ордера служат для отражения кредитовых операций по одному синтетическому счёту. Они являются накопительными ведомостями. В них отражаются кредитовые обороты данного счёта или по каждому первичному документу, или по итогам за день, или по итогам за более длительный период.
В основу построения журналов-ордеров положен и признак регистрации хозяйственных операций: данные первичных учётных документов регистрируются только по кредиту соответствующих счетов в корреспонденции с дебетуемыми счетами. Накопительные ведомости по дебету счетов имеют вспомогательное значение. Они используются для обеспечения аналитического учёта в единении с синтетическим учётом. Совмещение синтетического и аналитического учёта обеспечивается тем, что в журнале-ордере по каждому платёжному поручению записывают оприходованные материалы или товары, а в ведомости по тем же строкам делают записи об оплате этих поручений. Это позволяет не составлять оборотных и сальдовых ведомостей по счетам синтетического учёта.
Итоговые данные журналов-ордеров в конце месяца переносятся в Главную книгу, которая используется при обобщении данных из журналов-ордеров, взаимной проверки правильности произведённых записей по отдельным счетам и для составления отчётного баланса. В ней показывают исходящее сальдо по каждому синтетическому счёту. Запись текущих оборотов в Главную книгу является одновременно и регистрацией учётных данных, отражённых в журналах-ордерах. Правильность записей, произведённых в Главной книге, проверяется подсчётом оборотов и сальдо по всем счетам. Суммы дебетовых и кредитовых оборотов, а также дебетовых и кредитовых сальдо должны быть соответственно равны.
Главная книга открывается на год, на каждый счёт отводится один лист. На основании Главной книги и части других регистров заполняются баланс и другие формы отчётности.
- 1.2. Понятие о хозяйственном учёте. Виды хозяйственного учёта.
- 2.1. Характеристика бухгалтерского учёта. Законодательные основы бухгалтерского учёта.
- 2.2. Сущность и основные задачи бухгалтерского учёта.
- 2.3. Принципы бухгалтерского учёта, основные требования к нему.
- 3.1. Общая характеристика предмета и метода бухгалтерского учёта.
- 3.2. Классификация хозяйственных средств по составу и размещению (имущество организации).
- 4.1. Балансовый метод отражения информации. Значение и функции баланса.
- 4.2. Строение бухгалтерского баланса.
- 1. Внеоборотные активы:
- 2. Оборотные активы:
- 3. Капитал и резервы:
- 4. Долгосрочные обязательства
- 5. Краткосрочные обязательства
- 4.3. Классификация балансов.
- 1. По времени составления:
- 3. По способу очистки:
- 4. По характеру деятельности:
- 5. По формам собственности существуют балансы организаций:
- 4.4. Типы хозяйственных операций и их влияние на бухгалтерский баланс.
- 5. Система счетов и двойная запись.
- 5.1. Понятие о счетах бухгалтерского учёта, структура счетов.
- 5.2. Основа метода двойной записи.
- 5.3. Счета синтетического и аналитического учёта.
- 5.4. Классификация счетов бухгалтерского учёта.
- 5.5 План счетов бухгалтерского учёта как основа системы организации учёта.
- 6.1.Значение документов. Требования к первичным учётным документам.
- 1. Первичные учётные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты:
- 6.2. Классификация документов.
- 1. По назначению :
- 2. По порядку составления:
- 3. По способу отражения:
- 6.3. Организация документооборота.
- 7.1. Инвентаризация как важнейший элемент метода бухгалтерского учёта. Цели инвентаризации.
- 7.2. Виды инвентаризации.
- 7.3. Порядок проведения и документальное оформление инвентаризации.
- 8.1. Оценка хозяйственных средств в балансе и текущем учёте, её принципы и значение. Виды оценок.
- 8.2 Классификация производственных затрат и порядок их включения в себестоимость продукции.
- 1. По экономическим элементам:
- 4. По периодичности:
- 9.1. Роль учётных регистров в бухгалтерском учёте.
- 9.2 Классификация учётных регистров.
- 9.3. Способы исправления ошибок в учётных регистрах.
- 10.1. Журнально-ордерная форма учёта.
- 10.2. Мемориально-ордерная форма учёта.
- 10.3. Простая форма бухгалтерского учёта.
- 10.4. Упрощённая форма бухгалтерского учёта.
- 10.5. Журнал-Главная.
- 10.6. Автоматизированная форма учёта
- 11.1. Сущность и значение бухгалтерской отчётности.
- 11.2. Виды бухгалтерской отчётности. Состав бухгалтерской отчётности.