logo search
Ответы на вопросы к госэкзаменам 2011-1

2.Государственное регулирование рцб.

Государственное регулирование РЦБ должно опираться на предварительно разработанную и научно обоснованную концепцию. В странах с развитой рыночной эк-ой определяющее значение имеет воздействие гос-ва на макро и региональные пропорции спроса и предложения денежных ресурсов. При этом гос-ом должна быть выбрана такая национальная модель РЦБ, которая с учетом соответствующих условий в наибольшей мере способствовала бы целям эк-го роста.

В настоящее время сущ-ет 2 основные модели организации РЦБ. Одна из них предусматривает господствующее положение КБ (Япония, Германия, Франция).

Другая является смешанной, т.е. предусматривающей активную роль и банковских и небанковских финансово – кредитных институтов (США, Великобритания). Сегодня в России главным участником РЦБ являются КБ, обладающие значительными денежными ресурсами.

Роль гос-ва в развитой системе регулирования фондового рынка может быть сведена к следующему:

1. Идеологическая и законодательная функция;

2. Концентрация ресурсов;

3. Установление требований к участникам РЦБ;

4. Контроль за безопасностью и финансовой устойчивостью рынка;

5. Создание системы информации о состоянии РЦБ и обеспечение ее открытости для инвесторов;

6. Формирование системы защиты интересов от потерь;

7. Предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов гос-го регулирования;

8. Предупреждение чрезмерного развития отдельных видов РЦБ.

Гос-ое регулирование РЦБ осуществляется в виде прямого вмешательства в его функции, а также в виде мер по косвенному воздействию на этот рынок.

К направлениям прямого вмешательства относится:

1. Весь комплекс законотворческой деятельности, представительных органов по проблемам РЦБ;

2. Постановление распоряжений органов исполнительной власти по аналогичным проблемам;

3. Лицензирование участников РЦБ ограничение и запрещение на обращение некоторых видов ц/б, совершение сделок и регистрация ц/б.

Косвенное воздействие

1. Контроль за находящейся в обращение денежной массы, объема кредитов с помощью гос-го влияния на ставку ссудного процента.

2. Налоговая политика гос-ва.

3. Гарантии правительства гос-ва по депозитам, кредитам и займам частного сектора населения.

4. Выход гос-ва на рынки ссудных капиталов (через выпуск гос-ых ц/б). Создающий конкуренцию в борьбе между гос-ом и корпорациями за кредит.

5. Регулирование операций с ин. Валютой, золотом, мероприятий по стимулированию экспорта.

6. Внешнеполитическая деятельность гос-ва.

Кроме перечисленных мер гос-го регулирования важное значение имеет внутреннее саморегулирование этого рынка.

Важная роль в этом принадлежит фондовой бирже, как наиболее развитой форме организованного контроля и регулирования постоянно действующего РЦБ.

По мимо бирж на РЦБ активно действует и другие организации устанавливающие правила поведения на РЦБ и обеспечивающие действенный контроль за их соблюдением (профессиональные участники ПАРТАД и НАУФОР).

Российский фондовый рынок несмотря на его незначительные объемы имеет исключительно сложную и противоречивую структуру гос-ых органов регулирующих этот рынок. Данная сложность в определенной степени может быть объяснена направлением РЦБ и смешанной модели масштабами приватизации и неустойчивостью Российских властных структур.

Основные гос-ые органы регулирующие Российский фондовый рынок.

1. Президент РФ

2.Гос-ая дума

3. Правительство РФ

4. Федеральная комиссия по РЦБ России (ФКЦБ)

5. Министерство финансов РФ

6. ЦБ РФ

7. Мин. Имущества

8. Российский фонд фед. Имущества

9. Антимонопольный комитет

10. Мин. Эк-ки

11. Мин. По налогам и сборам РФ

12. Федеральная служба по надзору за страховой деятельностью

13. Гос-ый таможенный комитет

14. Ряд других федеральных, региональных и местных структур гос-ой власти.