Вопрос 3.Товарное хозяйство: основные категории. Теории товара и стоимости: различные подходы.
История развития общества позволяет выделить две главные формулы общественного хозяйства: натуральную и товарную.
Натуральная форма хозяйства – это такая форма хозяйствования, в которой производство материальных благ и услуг осуществляется для собственного потребления, для потребления внутри отдельной хозяйственной единицы.
Материальной основой натурального хозяйства является слабое, низкое развитие общественного разделение труда. Натуральной форме хозяйства присущ самодовлеющий, замкнутый, локальный характер производства, ограниченный рамками данного хозяйства, его единицы.
Натуральная форма хозяйства исторически основывалась на земельной собственности, являющейся фундаментом всех отношений собственности. В то же время именно отсутствие частной собственности на землю, ее сосредоточение в руках государства как верхнего собственника в качестве своего неизбежного результата имело сращивание собственности и государственной власти. А сращивание собственности и власти порождают отношения между людьми непосредственно, а не через отношение к продуктам их труда.
Эти существенные черты натурального хозяйства обуславливают консерватизм, так называемую устойчивость, неподвижность. Именно этим объясняется сохранение на протяжении тысячелетий сельскохозяйственных общин, в основе которых лежит общинная собственность на землю. Натуральная форма хозяйства отражает такой уровень развития производства, который обуславливает крайне ограниченную его цель, а именно – удовлетворение незначительных по объему и однообразных по качественному составу потребностей, что в коечном счете определяет инертность общественного хозяйства, низкие темпы его развития.
Товарная форма хозяйства зарождается как противоположность натурального хозяйства, сначала в отношениях между общинами, а затем проникая и внутрь их, постепенно превращая натуральное хозяйство в подчиненный и отмирающий элемент экономической жизни общества.
Смена натурального хозяйства товарным – длительный , сложный и разнокачественный процесс, это в значительной степени определяется спецификой условий, функционированием натуральной формы хозяйства, ее консерватизмом, инерцией, застойностью.
Товарное (рыночное) хозяйство – это общественная форма организации экономики, основанная на товарном производстве, обеспечивающая взаимодействие производства и потребителя посредством рынка.
Товарное же производство предполагает, что продукты создаются отдельными, частными, обособленными производителями, каждый из которых специализируется на выработке одного какого-либо продукта, поэтому для удовлетворения общественных потребностей необходима купля-продажа продуктов на рынке, их товарно-денежный обмен. Такое понимание товарного производства определяет его сущность как производства продуктов на рынок для обмена, но одновременно и указывает на условие возникновения товарного производства. В процесс развития общественного разделение труда происходит специализация производителей по выработке какого-либо одного продукта. Это обусловливает необходимость обмена. Общественное разделение труда – это материальное условие существования товарного производства, характеризуемое определенным уровнем развития производства, характеризуемое определенным уровнем развития производительных сил. Причиной товарного производства, характеризуемое определенным уровнем развития производительных сил. Причиной товарного производства следует считать экономическое обособление товаропроизводителей как различных собственников. Именно экономическое обособление товаропроизводителей – необходимое и достаточное условие для превращения обмена в товарный обмен. Только в результате обмена между различными собственниками продукт становится товаром.
В зависимости от характера развития указанных условий формируется и различные модели товарного производства. Первой стадией является простое, или неразвитое, товарное производство. Его существенные черты следующие:
1.Общественное разделение труда как материальное условие существование товарного производства.
2.Частная собственность на средства производства и продукта труда.
3.Личный труд собственника на средства производства.
4.Удовлетворение общественных потребностей осуществляется посредством купли-продажи продуктов труда.
5.Экономическая связь между людьми осуществляется через рынок, т.е. носит общественный характер.
Таким образом, простое товарное производство – это производство продуктов для обмена между самостоятельными частными производителями-крестьянами и ремесленниками.
Достижение товарным производством его высшей ступени развития связано с утверждением капиталистического способа производства в процессе первоначального накопления капитала, которое образует предысторию капитала и включает следующие две стороны.
1.Превращение массы производителей в лично свободных, но в то же время лишенных всяких средств производства. Этот процесс означает появление на рынке нового товара – рабочей силы.
2.Сосредоточение денежного богатства и средств производства в руках меньшинства.
Особой формой общественного хозяйства является административно-командная, централизованная экономика. Таким центром является государство в лице Госплана или высших партийных организаций, которое решает, что производить, как распределять ресурсы, прикрепляли поставщиков к потребителям, централизованно устанавливаются цены.
Таким образом, административно-командная, централизованно-плановая экономика – это такая форма общественного хозяйства, когда в условиях развитого общественного разделения труда, специализации производителя, многообразия экономических структур осуществляется сознательное жесткое регулирование развития экономики как органического целого из единого центра.
Теория товара и стоимости: различные подходы.
Основное содержание теории товара и стоимости можно кратко выразить в следующих положениях.
Первое положение. Разнородные продукты рыночного обмена имеют одинаковое внутреннее содержание - стоимость. Поэтому они могут приравниваться друг к другу в определенной меновой пропорции.
Это значит, что меновая стоимость – форма , в которой проявляется стоимость. Благодаря стоимости все товары становятся качественно однородными и количественно равными в меновой пропорции.
Второе положение. Стоимость всех товаров создается общественным трудом товаропроизводителей. Этот труд является общественным потому, что изготовитель рыночного продукта работает не на себя, а создает полезную вещ для других членов общества. Стоимость – воплощенный в товаре общественный труд. А равенство продукта по их стоимости означает, что в них заключено одинаковое количество общественного труда.
Третье положение. Труд имеет внутреннее мерило – рабочее время. Если труд является одинаковым по качеству, то он количественно измеряется протяженностью во времени.
Если какой-то продукт требует больше рабочего времени для своего изготовления, то его стоимость будет выше, и наоборот. Неслучайно 1 кг мяса стоит больше 1 кг пшеницы. Для производства этого количества мяса требуется затратить примерно в 5-10 раз больше рабочего времени, чем на производство 1 кг пшеницы.
Четвертое положение. В каждой отрасли товарного хозяйства на один и тот же вид продукта работники обычно затрачивают различное по величине индивидуальное рабочее время. Это происходит не случайно. Ведь независимые друг от друга частные производители имеют различные условия производства, отличаются по уровню квалификации, по степени интенсивности трудовых усилий. По этому товаропроизводители поставляют на рынок свои продукты одного и того же вида и качества по соответствующей индивидуальной стоимости.
Однако на рынке товары не могут продаваться по индивидуальной стоимости каждого их владельца. Ведь в таком случае больше других выгадал бы тот человек, который затратил на одинаковый продукт наибольшее по величине рабочее время. Поэтому на изделия одного вида и качества устанавливается общественная стоимость. Именно этой стоимости соответствует рыночная цена, по которой продается основная масса благ.
Трудовая теория стоимости имеет внутреннюю логику, в которой все ее положения связываются между собой в единую цепь. Это цепь можно кратко представить в формуле товаропроизводитель – общественный труд – товар – общественная стоимость – рыночная цена. Очевидно, что отображен взгляд на товарно-рыночные отношения с вполне определенной стороны – с позиции товаропроизводителя продукта.
А так же авторская школа предельной полезности выдвинула следующие основные положения.
Первое положение. Полезность нельзя отождествлять с объективными свойствами вещи. Полезность – это субъективная оценка, которую дает каждый покупатель роли определенного продукта в удовлетворении его личных потребностей. Ценность блага – это понимание человеком значения потребляемой вещи для жизни и благосостояния.
Второе положение. Полезные блага подразделяется на два вида: эти вещи люди не считают ценными для себя, ибо они имеют в таком избытке, который не нужен для удовлетворения человеческих потребностей; являющиеся относительно редкими и недостаточными для насыщения сложившихся потребностей в них. Именно этим благом хозяйствующие лица приписывают ценность.
Третье положение. В процессе личного потребления действует закон убывающей полезности. Согласно этому закону степень удовлетворения одним и тем же продуктом, если мы непрерывно продолжаем им пользоваться, постепенно уменьшается, так что наконец наступает насыщение.
Известно, что проголодавшийся человек с большим аппетитом съедает первый ломоть хлеба. Затем с каждым новым куском утрачивается полезность хлеба, до тех пор пока пропадает желание есть этот продукт. Все съеденное количество хлеба образует величину насыщения.
Четвертое положение. Ценность благ определяет предельная полезность, т.е. субъективная полезность «предельного экземпляра», удовлетворяющего наименее настоятельную потребность в продукте данного рода.
Концепция предельной субъективной полезности имеет свою внутреннюю логику. Ее можно представить в краткой формуле: потребитель – субъективная полезность – ценность блага – предельная полезность –рыночная цена. По-видимому, можно оценить товарно-рыночные отношения со стороны потребителя.
Во-первых, рыночный обмен одного товара на другие блага предполагает установление их меновой стоимости. Но если каждый товаровладелец и покупатель имеет свою субъективную оценку полезности продуктов, то все такие оценки не совпадают. Тогда становится не возможно определить меновую стоимость и общую рыночную цену товаров.
Во-вторых, закон убывающей полезности не является универсальным. Он проявляет свое действия в отношении ограниченного круга предметов первой необходимости (например, хлеб, вода, жилища). Такие вещи имеют для отдельного человека и для каждого момента границу насыщения. Однако данный закон скорее всего неприменим подавляющей массе товаров – многочисленным непродовольственным продуктам и тем более к средствам производства.
В-третьих, свойственная концепции предельной полезности трактовка редкости и ограниченности благ, по существу, игнорирует технический прогресс.
В рассмотренных выше учениях имеется ряд положений, правильно ориентирующих хозяйственную практику. К ним, относятся следующие утверждения, которые характеризуют товарный обмен как реально существующее единство противоположных сторон:
- приобретаемые покупателем блага имеют лично для него ценность, поскольку удовлетворяют его потребности. Неслучайно в современной хозяйственной практике широко развит маркетинг – деятельность фирм, позволяющая, в частности, лучше учитывать субъективные запросы и предпочтения потребителей. Покупателю предоставляется все больше возможностей выбирать наиболее подходящего лично для него блага;
-товары имеют созданную трудом стоимость (издержки труда и материальных ресурсов), что подтверждается, в частности, получением суммы денег;
-величина стоимости и ценность товара прямо зависят от качества вещи и ее редкости.
- Экономический анализ
- Банковское дело
- 1. Рынок ценных бумаг: сущность, понятие и структураH
- Экономическая теория
- Вопрос 1. Макроэкономическое регулирование экономики: основные теории, модели, формы и методы.
- Вопрос 2. Понятие экономической конкуренции. Совершенная и несовершенная конкуренция. Основные типы рыночных структур несоврешенной конкуренции: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия
- Вопрос 3.Товарное хозяйство: основные категории. Теории товара и стоимости: различные подходы.
- Вопрос 4 Рынок: содержание, функции, механизм
- 5.Спрос и предложение как экономические категории: ценовые и неценовые факторы, законы, графики функции и эластичность. Рыночное равновесие и рыночная цена.
- Вопрос 6. Структура и инфраструктура рынка: характер, факторы, сравнительные характеристики рыночных структур.
- Вопрос 7. Структура общественного воспроизводства. Общественные факторы производства. Факторные доходы.
- Вопрос 8. Основные макроэкономические показатели: внп, чнп, ввп, нд, личный располагаемый доход
- Вопрос 9. Теория экономического роста и экономических циклов.
- Экономический анализ
- 1. Оценка эффективности использования трудовых ресурсов на предприятии и их анализ. Основные факторы роста производительности труда.
- Анализ эффективности использования рабочего времени
- Анализ производительности труда.
- 2.Основной капитал предприятия. Анализ и эффективность его использования.
- 3.Экономический анализ капитальных вложений. Источники реальных инвестиций на предприятии.
- Оборотный капитал предприятия. Анализ и эффективность его использования.
- Основные источники формирования оборотного капитала. Норматив оборотных средств.
- Анализ затрат на производство и реализацию продукции. Точка безубыточности.
- 7.Основные показатели, характеризующие финансовые результаты предприятия. Анализ основных факторов, влияющих на прибыль.
- 8.Анализ бухгалтерского баланса.
- Раздел 3 баланса (Разд. 3 аб) предназначен для отражения убытков предприятия (непокрытых убытков прошлых лет и отчетного года)
- 9.Исследование финансовой устойчивости предприятия.
- 10. Экономический анализ финансовых ресурсов предприятия
- Банковское дело
- Необходимость и сущность денег. Функции денег и их роль в воспроизводственном процессе. Денежная масса и ее денежные агрегаты.
- Функции денег:
- Сущность, необходимость, функции и роль кредита. Формы и виды кредита. Рынок ссудного капитала.
- Кредитная система России, ее элементы. Роль банковской системы.
- Валютная система и ее элементы. Валютный курс.
- Инфляция: сущность, причины, последствия. Антиинфляционная политика.
- Нормативно-правовое регулирование деятельности банков в рф.
- Центральный банк Российской Федерации, его цели, задачи, функции и организационное построение
- Денежно-кредитная политика Центрального банка Российской Федерации, ее цели, задачи и инструменты
- Коммерческий банк как финансовый посредник. Принципы деятельности и функции банков
- 10. Активные и пассивные операции коммерческих банков
- Конкретно рынок ценных бумаг Ответы к междисциплинарному экзамену по специальности «Финансы и кредит»
- 1. Ценные бумаги.
- 2.Государственное регулирование рцб.
- 3. Ценная бумага: сущность и функции в экономической системе.
- 4. Основные участники рцб. Брокеры и дилеры.
- 5. Инвесторы на рцб: структура и функции.
- 7.Инвестиции в недвижимость: преимущества и недостатки.
- 8. Долевые ценные бумаги. Акции.
- 10. Вексель. Виды векселей.