logo
Ответы на вопросы к госэкзаменам 2011-1

Вопрос 1. Макроэкономическое регулирование экономики: основные теории, модели, формы и методы.

Экономическая политика государства – это составное звено и необходимый элемент рыночной системы. Это система мероприятий государства по регулированию всех секторов национального хозяйства. В условиях рыночной экономики складываются следующие предпосылки и характер экономической политики государства, которая прежде всего зависит от степени огосударствления экономики(этому соответствует ответственность государства за состояние национального хозяйства). Важное значение имеет также характер развития частнособственнических рыночных отношений.

Государственное вмешательство в экономику является объективно необходимым для любого правительства независимо от того, рыночная это экономика или командно-распределительная. В распределительной экономике государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг.

Государство на макроэкономическом уровне стремится обеспечить полную занятость, стабильность цен, экономический рост и равновесие платежного баланса, а также эффективное использование ресурсов.

В рыночном хозяйстве перед правительством не стоят задачи непосредственной организации производства товаров и распределения ресурсов.

Оно не имеет право свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и производственными товарами, как это происходит в командно-распределительной системе. В рыночной системе – это, прежде всего прерогатива в принятия решений производителей и потребителей. И все же регулирующие функции государства и здесь имеют большое значение.

Рыночный механизм не в состоянии разрешить все проблемы экономического развития. Уже в период свободной конкуренции значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности и государство вынуждено брать на себя содержание таких структур экономики, как железные дороги, почта, телеграф и т.п. Усиление межгосударственной интеграции на основе разделения труда приводит к перерастанию общих экономических процессов за национальные границы, формированию новых социально–экономических проблем, связанных с обороной, наукой, регулированием социальных отношений, воспроизводством рабочей силы, миграции, экологией и т.д. Появляется острая необходимость вмешательства государственной структуры в механизм регулирования принятия экономических и политических решений.

Макроэкономическая теория изучает экономику в целом или крупные сектора экономики. Она исследует такие вопросы, как национальный доход, производство, нормы безработицы, уровень инфляции, платежный баланс, государственный бюджет и др. Цель макроэкономической политики, опирающейся на макроэкономическую теорию, - поддержание полной занятости, стабильности цен, эффективного экономического роста. Макроэкономическая теория рассматривает общие экономические проблемы, функционирование рыночной экономики в целом. Поэтому вполне естественно попытаться применить макроэкономическую теорию к условиям перехода страны к рыночной экономике.

Актуальными являются вопросы: в каких сферах, в каком объеме государство должно вмешиваться в экономику, какой должна быть экономическая политика, какие инструменты экономической политики необходимо применять?

Государственное регулирование экономики также можно разделить на два типа: в зависимости от того, нацелено оно на замену конкуренции или является дополнением к рыночным механизмам и предназначено для достижения других специфических целей.

Классическим примером первого типа регулирования является естественная монополия. Она существует в отраслях, связанных с большим объемом продукции, где в силу технологических особенностей производства наиболее эффективное удовлетворение спроса достигается при отсутствии конкуренции, функционировании одного субъекта предпринимательства. Предоставление коммунальных услуг – типичный пример такой монополии, а регулирование доступа на рынок, цен и доходов субъектов предпринимательства – это пример государственного регулирования.

Второй тип регулирования отличается тем, что он не заменяет конкуренцию, а является дополнением к рынку и предназначен для достижения специфических целей.

Он действует в тех случаях, когда нерегулируемый рынок не обеспечивает определенные общественные интересы (например, при недостаточной информации о ценах на рынке).

Государственное регулирование также можно разделить на виды в зависимости от методов, применяемых при оказании влияния на экономику. Так, регулирование может осуществляться как административными, так и экономическим методами.

Административные методы управления наиболее характерны для планово-административной экономики и следуют из самой сути государственного регулирования, предусматривающего властность одних и подчиненность других. В этом случае через соответствующую систему органов и должностных лиц государство как субъект и собственник имущества осуществляло необходимые функции в экономической сфере. В основу административных методов положено, прежде всего, принятие государством обязательных решений для осуществления прямого влияния на объект регулирования путем одностороннего определения задач, а в ряде случаев –путей и средств их решения. В свое время таким весомым инструментом было государственное планирование.

Однако более приемлемыми и демократичными методами государственного управления экономикой являются экономические методы. В их основу положено использование таких экономических рычагов и стимулов, как цена, кредит, прибыль; их содержание не предусматривает прямого влияния на подчиненные объекты регулирования, а лишь создает для них такую экономическую ситуацию, которая бы диктовала им соответствующее поведение с целью достижения положительных экономических результатов, то есть стимулировала экономическую заинтересованность.

Выделяют следующие две основные формы государственного регулирования экономики: краткосрочное антициклическое регулирование (конъюнктурная политика) и среднесрочное и долгосрочное целевое регулирование (оно включает структурную политику и политику общего стимулирования экономического роста на определенную перспективу).

Антицикличное регулирование нацелено на сглаживание циклических колебаний хозяйственной конъюнктуры, предотвращение особенно глубоких циклических кризисов и такой массовой безработицы, которая угрожала бы самим устоям рыночного хозяйства и демократического общества, а также на создание благоприятных условий для среднесрочного и долгосрочного регулирования экономики, способствующего ее непрерывной модернизации и прогрессу.

Долгосрочная форма госрегулирования нацелена на обеспечение модернизации экономики и ее прогресс. Она предполагает использование в соответствии с избранными государством в каждый период приоритетами структурной политики и политики роста взаимоувязанных среднесрочных и долгосрочных прогнозов и программ для всей экономики, а также отдельных отраслей и регионов.

В теории и практике госрегулирования данная форма получила различные названия: макроэкономическое, рамочное и индикативное планирование, планификация, глобальное регулирование и проч. Что же касается «программирования», то под ним на Западе понимаются по-разному трактуемые феномены из области информатики и производства программного продукта для ЭВМ.