logo
Ответы на вопросы к госэкзаменам 2011-1

Вопрос 2. Понятие экономической конкуренции. Совершенная и несовершенная конкуренция. Основные типы рыночных структур несоврешенной конкуренции: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия

Понятие конкуренции многозначно. Оно не охватывается каким-либо универсальным определением. Конкуренция – это соперничество, сталкивание двух и более участников рынка за ограниченные экономические ресурсы, за лучшие условия производства, купли и продажи своего товара, тем самым удовлетворяя потребности покупателей (потребителей).

Человек всегда стремится купить подешевле, а продать подороже, тем самым делая себе выгоду. Мы постоянно сталкиваемся с конкуренцией. Один субъект рынка соперничает с другим, особенно при покупке или продаже чего – либо.

Есть три подхода к определению конкуренции:

  1. Конкуренция – как состязательность на рынке;

  2. Конкуренция – это рыночный механизм, уравновешивающий предложение и спрос.

  3. Конкуренция – критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка.

Для советского периода свойственно отрицательное отношение к конкуренции. Большее развитие она получает в капиталистическом производстве.

Цель конкуренции в то время – получение наибольшей прибыли. При конкуренции разоряются мелкие и средние товаропроизводители, происходит банкротство предприятий.

В более позднее время отношение к конкуренции изменилось. При сильной конкуренции в выигрышном положении оказываются потребители. Изготовители стремятся к большему удовлетворению запросов покупателей.

В обычной экономической теории конкуренция определяется как неотъемлемый элемент рыночного механизма. Например, А.Смит рассматривал конкуренцию как поведенческую категорию, когда покупатели и продавцы соперничают на рынке за более выгодные покупки и продажи.

Конкуренция обеспечивает взаимодействие между спросом и предложением.

В микроэкономической теории конкуренция понимается как некое свойство рынка.

Следствие конкуренции – это обострение рыночных и производственных отношений, повышение эффективности хозяйственной деятельности.

Совершенная конкуренция

Совершенная конкуренция существует там, где действует много мелких покупателей и продавцов одинакового товара и не один из них не может повлиять на цену товара.

Этот тип рынка называется « Рынок свободной конкуренции ».

Ни один из продавцов и покупателей не владеет большей информацией о рынке, чем другие. Изменить цену на товар – не во власти продавца, но они могут в любой момент покинуть рынок. Такие продавцы представляют собой мелкое производство и их крайне много.

Основные характеристики совершенной конкуренции:

  1. Огромное количество мелких покупателей и продавцов;

  2. Отсутствие контроля над ценой и объёмом купли – продажи;

  3. Товар однороден у всех продавцов;

  4. Покупатель может выбрать любого производителя (продавца);

  5. Свободный вход и выход на рынок.

С целью получения максимальной прибыли продавцы стремятся снизить издержки производства на одну единицу продукции. В результате снижается цена, увеличивается объём продаж и доход продавца.

Конкуренция среди продавцов ведёт к появлению стимулов к постоянному разнообразию предлагаемых товаров и услуг.

Производители ведут постоянную борьбу за покупателей на рынке.

Тем самым увеличиваются доходы продавцов и одновременно удовлетворяются все потребности и желания покупателей.

Несовершенная конкуренция

Несовершенная конкуренция – рынок, при котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции.

Несовершенная конкуренция исследует ценообразование в местах столкновения возникающих монополий торгово-промышленного типа с немонополизированными фирмами. Теория несовершенной конкуренции возникла в условиях кризиса 1929 – 1933 годах.

Создание монополий приводило к нарушениям действий регуляторов экономики.

Современное определение несовершенной конкуренции стало чаще применяться буржуазными экономистами, например, Р.Дорфман, П.Сэмюэлсон.

Несовершенная конкуренция имеет антимонополистическую направленность. Конкурентные отношения изучаются её теорией.

Несовершенная конкуренция делится на три основных типа:

  1. Монополистическая конкуренция;

  2. Олигополия;

  3. Монополия.

При несовершенной конкуренции фирмы имеют возможность повлиять на цену товара.

Основные типы рыночных структур несовершенной конкуренции: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия

Рыночная структура – понятие, имеющее большое количество аспектов. Она определяется характером объектов рыночных сделок.

Существуют рынки:

  1. Факторов производства (земля, труд, капитал);

  2. Продуктов и услуг;

  3. Товаров недлительного пользования – до года;

  4. Товаров длительного пользования – более года.

Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренция основывается на трёх пунктах:

  1. Большое количество продавцов;

  2. Дифференциация продукта;

  3. Свободный вход и выход ресурсов и фирм.

Чтобы привлечь покупателей, производители стремятся сделать свой товар уникальным, а потребители готовы заплатить большую цену за тот продукт, который отличается от остальных.

Если на рынке присутствуют близкие по характеру продукты, то фирма ограничивает способность повышать цены. При наличии на рынке сходных товаров, покупатели очень чувствительны к их цене.

Олигополия

Олигополия – доминирование на рынке небольшого количества продавцов. Принимая решение, фирма учитывает возможную реакцию других участников рынка. По этой причине на олигополистическом рынке велика возможность сговора.

Олигополия – стандартная рыночная фирма.

Дуополия – это олигополия с двумя участниками.

Картель – существование официального соглашения о сговоре.

Олигополистическая конкуренция может вызвать сговор, целью которого является повышение цены продукции и ограничение выпуска, как в монополии.

Универсальной теории олигополии не существует.

Монополия

Наиболее яркой противоположностью совершенной конкуренции является монополия. В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы.

Чистая монополия – единственный продавец, не имеющий заменителей.

Монополия – крайняя форма несовершенной конкуренции.

Три основных вида монополий:

  1. Естественная монополия;

  2. Административная монополия;

  3. Экономическая монополия.

Более доступным и распространённым является путь соглашения нескольких крупных фирм. Появляется возможность быстро создать ситуацию, когда продавцы на рынке едины, когда почти нет конкуренции и покупатель оказывается в безальтернативных условиях.