logo search
Региональная экономика и управление (Лапин, Шаг

8.2. Основные принципы размещения производительных сил

Наряду с закономерностями размещения производительных сил большое значение имеют и принципы размещения — конкретные проявления пространственного распределения производства в определенный период экономического развития страны.

Если закономерности выражают объективную реальность в области размещения общественного производства, то принципы являются отражением закономерностей в экономической политике государства и носят субъективный характер.

Принципы размещения производства в условиях рыночной экономики представляют собой основные, исходные научные положения, которыми руководствуется государство в своей экономической политике.

Принципы размещения производства должны способствовать пропорциональному размещению производительных сил, углублению разделения труда между районами, их комплексному развитию и установлению рациональных межрайонных связей.

Принципы размещения производительных сил развиваются и углубляются на базе изучения и использования опыта и моделей развития рыночной экономики в отдельных странах.

Исходя из объективных закономерностей и общих задач размещения производства следует выделить общие принципы.

1. Приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и к районам потребления продукции.

2. Первоочередное освоение и комплексное использование наиболее эффективных видов природных ресурсов.

3. Эффективное размещение производительных сил по территории страны.

4. Реализация преимуществ и экономических выгод международного разделения труда в развитии и размещении производительных сил.

Когда речь идет о принципе приближения к источникам сырья, необходимо учитывать, что концентрация промышленности, и увеличение размеров предприятий требуют наличия крупных источников сырья и топлива, чтобы обеспечить потребности этих предприятий на весь амортизационный период. При этом добыча сырья и топлива и доставка их потребителям должны быть эффективны (осуществлены с наименьшими издержками).

Немаловажную роль играет принцип первоочередного освоения и комплексного использования эффективных видов природных ресурсов за счет освоения новых территорий. Это вызвано усилением неравномерности территориального распределения ресурсов и усложнением горно-геологических и экономико-географических условий их разведки и эксплуатации в некоторых горнодобывающих центрах. Имеющиеся крупные и мелкие месторождения полезных ископаемых во многих районах истощаются, поэтому в хозяйственный оборот все больше вовлекаются ресурсы Севера. Однако тяжелые природно-климатические условия, недостаток рабочей силы, относительно низкий уровень развития транспорта серьезно усложняют и удорожают освоение региона. В значительной мере из-за этого обозначилось разное возрастание в стране затрат на поиски, разведку, освоение и транспортировку сырья, охрану окружающей среды.

Но в пределах северной зоны, занимающей более половины площади страны, сосредоточены различные запасы разнообразных естественных ресурсов, и экономически обоснованное вовлечение их в хозяйственный оборот является важнейшим условием устойчивого развития ведущих отраслей промышленности. На первое место выдвигаются ресурсы, добыча которых в требуемом количестве не может быть обеспечена в других районах. Это, прежде всего нефть и газ, цветные, редкие и драгоценные металлы.

Однако эксплуатация природных богатств на Севере происходит в экстремальных условиях, проявляющихся в суровом климате, низкой заселенности и слабой хозяйственной освоенности зоны, неразвитой транспортной системе, территориальной разобщенности формирующихся промышленных очагов. Характерными природными особенностями Севера являются низкие температуры воздуха, продолжительность зимнего периода до 300 дней, распространение многолетней мерзлоты, часто повторяющиеся ветры, усугубляющие жестокость климата.

Влияние суровых природных условий определяет увеличение трудовых затрат и повышенные расходы на жизнеобеспечение человека в сравнении со среднеширотными регионами, что в совокупности вызывает необходимость заинтересовать работников более высокими ставками заработной платы (почти в 3 раза выше). Природные условия затрудняют и удорожают все виды работ на открытом воздухе (по промышленным сооружениям в 4—7 раз, строительству наземных транспортных путей в 3-5 раз и т. д.), требуют специальных машин и технических средств. Необходимы значительные дополнительные затраты на сохранение экологического равновесия в связи с неустойчивостью природной среды.

Любой этап развития теории и практики в области производительных сил характеризуется повышенным вниманием к вопросам эффективности размещения производительных сил по территории, экономическому обоснованию выбора районов и пунктов для новых предприятий в качестве объектов для расширения и реконструкции, установлению территориальных пропорций и межрайонных связей, обоснованию комплексного развития районов и формирования территориально-производственных комплексов и промышленных узлов.

Повышенное внимание ко всем этим вопросам явилось закономерным результатом ряда объективных обстоятельств. При нормальном экономическом развитии России усилится значимость интенсивных факторов. Поэтому должны быть мобилизованы все возможности повышения эффективности. Главными задачами повышения эффективности являются: рациональная территориальная организация производства, комплексное региональное развитие народного хозяйства. В силу региональных различий в затратах на производство промышленной и сельскохозяйственной продукции одно и то же ее количество в целом по России может быть получено в зависимости от разного размещения производства с большими или меньшими издержками. Следовательно, правильно построенная территориальная модель дает экономический эффект, дополнительный к тому, который может быть получен благодаря научно-техническому прогрессу и другим факторам. По предварительным расчетам, научно обоснованные сдвиги в размещении промышленности на восток страны по сравнению с вариантом сохранения существующей территориальной структуры производства могут обеспечить экономию приведенных затрат в размере 40%.

На современном этапе хозяйственного развития обострилась значимость пространственных разрывов между районами концентрации промышленности и районами концентрации природных ресурсов. Несмотря на технический прогресс на транспорте, рост потребности в этих ресурсах ведет к тому, что положение по отношению к районам их расположения оказывает все более ощутимое влияние на все экономические показатели размещаемого или реконструируемого предприятия. Не случайно так остро ставится вопрос об ограничении в европейских районах размещения новых топливо- или энергоемких производств.

Экономика предъявляет особые требования к программированию и управлению, повышению его обоснованности, нацеленности на высокие конечные результаты, на усиление комплексности, на лучшее отражение в нем народнохозяйственных интересов. Тем самым предъявляются требования к совершенствованию территориального аспекта программирования, к повышению обоснованности и эффективности размещения производства, ибо не может быть программа ни оптимальна, ни сбалансирована без проработки в территориальном аспекте. Это требование — одно из необходимых условий как обеспеченности программы, так и ее оптимизации, мобилизации дополнительных резервов эффективности. Возросшие требования к качеству программирования вызвали усиленное внимание к эффективности решения вопросов размещения производительных сил.

В настоящее время большое внимание уделяется необходимости комплексного, системного подхода вообще и в частности при решении вопросов размещения даже отдельных предприятий.

Ведь любое из них становится частью определенной территориальной системы (промышленного узла, промышленного района, области, края и т.д.), и от того, насколько оно впишется в нее, зависит и эффективность работы и развития всей системы, в которую это предприятие попадает.

В условиях становления и развития рыночных отношений в России особое значение приобретает принцип использования экономических выгод при международном разделении труда, восстановлении и развитии экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Известно, что размещение производительных сил любой страны должно осуществляться в рамках международного разделения труда. При этом взаимоотношения между странами должны строиться на принципах полного, равноправия, доверия, взаимной выгоды и соблюдения суверенитета. Сотрудничество с зарубежными странами обеспечит возможность полнее, рациональнее и эффективнее развивать производительные силы и использовать свои ресурсы. Международное разделение труда оказывает большое влияние на отраслевую и территориальную структуры хозяйства, на более рациональное размещение производительных сил. Причем Главной формой сотрудничества со странами зарубежья является сотрудничество на базе межправительственных двусторонних соглашений (в настоящее время).

Учитывая, что экономика бывшего СССР была очень сильно интегрирована, а после его распада разрушены экономические связи с бывшими республиками (ныне странами ближнего зарубежья), усилилась кризисная обстановка в экономике России и этих государств. Поэтому в настоящее время особое значение приобретают межправительственные соглашения о взаимных поставках продукции, договоры о выполнении совместных работ по вводу в действие производственных объектов, осуществляемых на долевых началах. Восстановление хозяйственных связей дает возможность выйти из кризиса и успешно осуществить экономические реформы перехода к рыночной экономике.

В современных условиях особенно важны такие формы экономического сотрудничества с зарубежными странами, как совместное финансирование и строительство хозяйственных объектов в нашей стране, создание совместных предприятий, сотрудничество в финансовой и банковской сферах, сотрудничество на компенсационной основе, внешняя торговля и др.

Вместе с тем, не следует забывать о том, что производительные силы включают ещё и людей. И здесь, видимо, не будет лишним вспомнить опыт Петра I отправлявшего работников за границу учиться нужному ремеслу…

За последнее десятилетие произошли разительные перемены в области экономических отношений между Россией и странами Запада. Внешнеэкономические связи создают благоприятные возможности использования достижений мировой научно-технической мысли, способствуют ускорению научно-технического прогресса в народном хозяйстве, снижению затрат в общественном производстве. Современная внешнеэкономическая стратегия России основывается на наиболее полном использовании возможностей взаимовыгодного международного разделения труда, углублении внешнеэкономических и научно-технических связей осуществлении прогрессивных структурных сдвигов в экспорте и импорте в интересах повышения эффективности народного хозяйства.

Актуальность долговременной концепции развития внешнеэкономических связей вытекает, в частности, из того, что в мировой торговле устойчивой тенденцией является повышение удельного веса продукции обрабатывающей промышленности. В настоящее время она достигла 72% мирового товарооборота, причем продукция машиностроения составляет около 33%.

Между тем структура экспорта России не соответствует не только общим закономерностям развития спроса на мировом рынке, но и структуре материального производства в самой России. В структуре экспорта машины и оборудование имеют относительно небольшой удельный вес (9%) при доминирующей роли энергоносителей. Во внутреннем производстве наблюдается иная картина: на долю машиностроительного комплекса приходится 28%, а топливно-энергетического — 15% всей промышленной продукции. Импорт машин и оборудования составляет 39%.

После распада СССР одной из важных форм сотрудничества стали совместные предприятия. Они создавались на территории бывших союзных республик с участием других государств (США, Германии, Франции, Италии, Бельгии и др.). На территории России к 2000 г. было сформировано свыше 4250 совместных предприятий, на Украине — 320, в Казахстане — 75 и т.д.

Важную роль играет и такая нетрадиционная форма внешнеэкономических связей, как сооружение крупных промышленных предприятий на компенсационной основе. Предоставленные иностранные кредиты для закупки комплексного оборудования, передовой технологии для строительства предприятий на территории страны затем компенсируются поставками кредиторам того продукта, который производит построенный объект в течение определенного времени.

Подъему хозяйства России в условиях рыночной экономики может способствовать создание зон свободного предпринимательства. Такая форма внешнеэкономической деятельности, как показывает опыт Китая и Турции, приносит немалый успех.

Свободные экономические зоны способствуют быстрому развитию отдельных территорий. В них предоставляется льготный режим для иностранного капитала с целью привлечения инвесторов. В результате зона получает преимущества для структурной перестройки своей экономики, расширения экспортного потенциала, решения проблем социально-экономического развития. Такими зонами были объявлены Калининградская, Сахалинская, Читинская области, районы городов Санкт-Петербурга, Выборга и порт Находка. Более подробно о свободных экономических зонах речь будет идти в последующих лекциях.

Несмотря на развитие различных форм внешнеэкономической деятельности, определяющим фактором в международном разделении труда является внешняя торговля. Однако удельный вес России в мировом товарообороте не превышает 2%, импорт же продовольствия составляет более 60%, а машин и оборудования — 40% ее потребности. Эти негативные тенденции угрожают экономической самостоятельности России.

В размещении производительных сил учитываются и другие принципы, например, принцип оздоровления экологической обстановки, принятие эффективных мер по охране природы и рациональному природопользованию, принцип регулирования роста больших городов, активизации развития малых и средних городов и т. д. Каждый временной этап развития экономики страны может иметь свои, присущие данному периоду, принципы размещения производительных сил.

Наряду с закономерностями и принципами размещения производительных сил в теоретическом обосновании размещения производства важную роль играют и многообразные факторы, определяющие локализацию производства, влияющие на конкретное размещение отдельных отраслей хозяйства, на формирование территориальных комплексов различного ранга — экономических районов, республик, областей, внутрирайонных территориально-промышленных комплексов.