69. Право собственности на земли сельскохозяйственных предприятий
ЗМ Украина вводит частную, коммунальную и государственную формы собственности на землю. Земли сельскохозяйственного назначения могут принадлежать на праве собственности гражданам, юридическим лицам, территориальным общинам и государству. Согласно ст. 82 ЗК Украины юридические лица (учрежденные гражданами Украины или юридическими лицами Украины) могут приобретать в собственность земельные участки для осуществления предпринимательской деятельности в случае: приобретения по договору купли-продажи, дарения, мены, другим гражданско-правовым соглашениям; внесения земельных участков его учредителями в уставный фонд; принятия наследства; возникновения других оснований, предусмотренных законом.
Указанные основания приобретения права частной собственности юридических лиц отличаются от оснований приобретения права частной собственности гражданами Украины. Юридические лица не могут получать бесплатно
земельные участки из земель государственной и коммунальной собственности, а только за плату. Покупателями земель сельскохозяйственного назначения они могут быть, если их учредительными документами предусмотрено
ведения сельскохозяйственного производства. Согласно п. 14 Переходных положений ЗК Украины до вступления в силу законов Украины о государственном земельном кадастре и рынке земель запрещается внесение права на земельную долю (пай) в уставные фонды хозяйственных обществ.
Начинать использование земельного участка можно только после установления его границ в натуре (на местности) и получения документа, удостоверяющего право на него. Таким документом является государственный акт на право собственности на земельный участок, который подлежит государственной регистрации.
Итак, сельскохозяйственным кооперативам, фермерским хозяйствам, сельскохозяйственным хозяйственным обществам и другим негосударственным сельскохозяйственным предприятиям земля может принадлежать на праве частной собственности, что означает наличие у этих субъектов правомочий относительно владения, пользования и распоряжения земельным участком.
Действующее законодательство исходит из того, что право частной собственности на землю должно давать пользу не только владельцу, но и общества.
Поэтому регулирование отношений частной собственности на землю базируется на принципе соблюдения интересов собственника и всего общества.
В связи с этим законодатель устанавливает определенные ограничения на осуществление землевладельцем своих правомочий.
Так, согласно ст. 20 ЗК Украины изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, осуществляется по инициативе собственников земельных участков в построке, который устанавливается Кабинетом Министров Украини.Стаття 133 ЗК Украины предусматривает, что в случае залога земельного участка ее залогодержателями могут быть только банки, соответствующие требованиям, установленным законами Украины. Такое положение закона ограничивает право собственника земельного участка в избрании залогодержателя по договору залога.
Ограничения права частной собственности установлено и ст. 147 ЗК Украины, согласно которой в случае введения военного или чрезвычайного положения земельные участки, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц, могут быть отчуждены (изъяты по мотивам общественной необходимости) в порядке, установленном законом.
Право собственности на землю ограничивается также введением права земельного сервитута, которое представляет собой право собственника земли или землепользователя на ограниченное платное пользование чужим земельным участком.
Согласно п. 15 Переходных положений ЗКУ до вступления чин-ности законов Украины о государственном земельном кадастре и о рынке земель не допускается: а) купля-продажа земельных участков сельскохозяйственного назначения государственной и коммунальной собственности, кроме изъятия (выкупа) их для общественных потребностей; б) купля-продажа или другим способом отчуждение земельных участков и изменение целевого назначения (использования) земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц для ведения товарного сельскохозяйственного производства, земельных участков, выделенных в натуре (на местности) владельцам земельных долей (паев ) для ведения личного крестьянского хозяйства, а также земельных долей (паев), кроме передачи их в наследство, обмена земельного участка на другой зе-
ные участок согласно закону и изъятия (выкупа) земельных участков для общественных нужд.
Существенными являются ограничения по размерам и срокам приобретения физическими и юридическими лицами права собственности на земли сельскохозяйственного назначения. Так, согласно п. 13 Переходных положений ЗК Украины на период до 1 января 2015 г. граждане и юридические лица мо гут приобретать право собственности на земли сельскохозяйственного назначения общей площадью до 100 га. Эту площадь может быть увеличена в случае унаследования земельных участков по закону.
Таким образом, государство признает право частной собственности на землю, но одновременно устанавливает определенные ограничения на него.
В современных условиях целесообразность законодательного закрепления абсолютного характера права частной собственности на землю вызывает сомнения. Все чаще предлагается учитывать специфику последней как средства производства и условия жизнедеятельности человека, объективную ограниченность земли в пространстве, неизменность ее местоположения, неразрывную связь с природной средой в целом. При этом речь идет об объективном росте социальной значимости государственной организации использования земельных ресурсов.
- 1. Понятие и предмет аграрного права.
- 2. Методы регулирования в аграрном праве.
- 6. Понятие и виды источников аграрного права
- 7. Законы как источники аграрного права
- 8. Внутрихозяйственные локальные акты как источники аграрного права
- 11. Понятие и особенности аграрных правоотношений, их элементы
- 12. Основания возникновения, изменения и прекращения аграрных правоотношений
- 14. Субъекты аграрного правоотношений
- 16. Аграрные биржи как субъекты ап
- 17. Граждан как субъект аграрных правоотношений
- 18. Понятие, сущность и принципы государственной регулятивной деятельности в сельском хозяйстве
- 19. Формы и методы государственной регулятивной деятельности в сельском хозяйстве
- 21. Понятие и особенности аграрно-договорных обязательств
- 22. Договоры и гос контракты, как прав основа хоз деятаграрных товаропроизвод
- 23. Договорн отнош по реализ с/х продукции
- 24.Договор контрактации
- 25. Договорн орендн отношения
- 27. Общие принципы правового обеспечения безопасности и качества сельскохозяйственной продукции
- 28. Создание фермерского хозяйства
- 30. Земельные правоотношенияв фермерском хозяйстве
- 31. Правовой режим имущества крестьянского (фермерского) хозяйства
- 32. Хозяйственная деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства
- 33. Условия и порядок прекращения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства
- 35. Характеристика правового режима имущества государственного или коммунального сельскохозяйственного предприятия
- 36. Правовое положение руководителя и полномочия трудового коллектива государственного (коммунального) сельскохозяйственного предприятия
- 37. Понятие и основные признаки сельскохозяйственных кооперативов
- 38. Право собственности сельскохозяйственных кооперативов. Неделимый и паевой фонд
- 39. Реорганизация и ликвидация сельскохозяйственных кооперативов
- 40/41. Понятие и основные признаки сельскохозяйственных обществ. Порядок их создания и принципы деятельности
- 42. Характеристика системы органов управления сельскохозяйственных обществ, их компетенция.
- 43. Понятие личного крестьянского хозяйства и субъекты на право его ведения
- 44. Право на приусадебный земельный участок, условия и порядок ее предоставления
- 45. Правовой режим имущества личного крестьянского хозяйства
- 46. Государственная поддержка личных крестьянских хозяйств
- 47. Прекращение ведения личного крестьянского хозяйства
- 48. Понятие, сущность, принципы производственно-хозяйственной деятельности субъектов аграрного хозяйствования и ее правовое регулирование. Специализация сельскохозяйственных
- 49. Подсобные производства и промыслы как вспомогательные отрасли аграрного производства. Основные принципы их создания и функционирования
- 50. Планирование производственно-хозяйственной деятельности субъектов аграрного хозяйства
- 51/52. Понятие, особенности, принципы организации труда в апк. Правовое положение производственно-хозяйственных подразделений как формы организации труда на предприятиях апк
- 53. Правовая регламентация внутреннего распорядка в сельскохозяйственных кооперативах, хозяйственных обществах, государственных предприятиях, фермерских хозяйствах и других предприятиях апк
- 55. Дисциплина труда в сельскохозяйственных предприятиях.
- 61. Понятие, содержание и принципы охраны труда в апк
- 62. Понятие и особенности оплаты труда в сельскохозяйственных предприятиях
- 64. Право собственности сельскохозяйственных предприятий кооперативного типа. Имущественные фонды
- 65. Право собственности сельскохозяйственных предприятий корпоративного типа
- 66. Правовой режим имущества государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий
- 67. Правовая охрана и защита имущественных прав сельскохозяйственных предприятий
- 68. Понятие и состав земель сельскохозяйственных предприятий.Субъекты сельскохозяйственного землепользования
- 69. Право собственности на земли сельскохозяйственных предприятий
- 70. Аренда земель сельскохозяйственного назначения
- 71. Гарантии земельных прав собственников земли и землепользователей
- 72. Прекращение права собственности и право пользования земельными участками
- 73. Орендная плата
- 74. Характеристика организационно- правового обеспечения рационального использования земель сельскохозяйственного назначения
- 75. Правовая охрана земель в сельском хозяйстве
- 81. Правовое регулирование ветеринарной медицины
- 85. Общая характеристика зу «о с/х кооперации»
- 86. Общая характеристика зу «о фермерском хозяйстве»