logo
АП-отв к экз

69. Право собственности на земли сельскохозяйственных предприятий

ЗМ Украина вводит частную, коммунальную и государственную формы собственности на землю. Земли сельскохозяйственного назначения могут принадлежать на праве собственности гражданам, юридическим лицам, территориальным общинам и государству. Согласно ст. 82 ЗК Украины юридические лица (учрежденные гражданами Украины или юридическими лицами Украины) могут приобретать в собственность земельные участки для осуществления предпринимательской деятельности в случае: приобретения по договору купли-продажи, дарения, мены, другим гражданско-правовым соглашениям; внесения земельных участков его учредителями в уставный фонд; принятия наследства; возникновения других оснований, предусмотренных законом.

Указанные основания приобретения права частной собственности юридических лиц отличаются от оснований приобретения права частной собственности гражданами Украины. Юридические лица не могут получать бесплатно

земельные участки из земель государственной и коммунальной собственности, а только за плату. Покупателями земель сельскохозяйственного назначения они могут быть, если их учредительными документами предусмотрено

ведения сельскохозяйственного производства. Согласно п. 14 Переходных положений ЗК Украины до вступления в силу законов Украины о государственном земельном кадастре и рынке земель запрещается внесение права на земельную долю (пай) в уставные фонды хозяйственных обществ.

Начинать использование земельного участка можно только после установления его границ в натуре (на местности) и получения документа, удостоверяющего право на него. Таким документом является государственный акт на право собственности на земельный участок, который подлежит государственной регистрации.

Итак, сельскохозяйственным кооперативам, фермерским хозяйствам, сельскохозяйственным хозяйственным обществам и другим негосударственным сельскохозяйственным предприятиям земля может принадлежать на праве частной собственности, что означает наличие у этих субъектов правомочий относительно владения, пользования и распоряжения земельным участком.

Действующее законодательство исходит из того, что право частной собственности на землю должно давать пользу не только владельцу, но и общества.

Поэтому регулирование отношений частной собственности на землю базируется на принципе соблюдения интересов собственника и всего общества.

В связи с этим законодатель устанавливает определенные ограничения на осуществление землевладельцем своих правомочий.

Так, согласно ст. 20 ЗК Украины изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, осуществляется по инициативе собственников земельных участков в построке, который устанавливается Кабинетом Министров Украини.Стаття 133 ЗК Украины предусматривает, что в случае залога земельного участка ее залогодержателями могут быть только банки, соответствующие требованиям, установленным законами Украины. Такое положение закона ограничивает право собственника земельного участка в избрании залогодержателя по договору залога.

Ограничения права частной собственности установлено и ст. 147 ЗК Украины, согласно которой в случае введения военного или чрезвычайного положения земельные участки, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц, могут быть отчуждены (изъяты по мотивам общественной необходимости) в порядке, установленном законом.

Право собственности на землю ограничивается также введением права земельного сервитута, которое представляет собой право собственника земли или землепользователя на ограниченное платное пользование чужим земельным участком.

Согласно п. 15 Переходных положений ЗКУ до вступления чин-ности законов Украины о государственном земельном кадастре и о рынке земель не допускается: а) купля-продажа земельных участков сельскохозяйственного назначения государственной и коммунальной собственности, кроме изъятия (выкупа) их для общественных потребностей; б) купля-продажа или другим способом отчуждение земельных участков и изменение целевого назначения (использования) земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц для ведения товарного сельскохозяйственного производства, земельных участков, выделенных в натуре (на местности) владельцам земельных долей (паев ) для ведения личного крестьянского хозяйства, а также земельных долей (паев), кроме передачи их в наследство, обмена земельного участка на другой зе-

ные участок согласно закону и изъятия (выкупа) земельных участков для общественных нужд.

Существенными являются ограничения по размерам и срокам приобретения физическими и юридическими лицами права собственности на земли сельскохозяйственного назначения. Так, согласно п. 13 Переходных положений ЗК Украины на период до 1 января 2015 г. граждане и юридические лица мо гут приобретать право собственности на земли сельскохозяйственного назначения общей площадью до 100 га. Эту площадь может быть увеличена в случае унаследования земельных участков по закону.

Таким образом, государство признает право частной собственности на землю, но одновременно устанавливает определенные ограничения на него.

В современных условиях целесообразность законодательного закрепления абсолютного характера права частной собственности на землю вызывает сомнения. Все чаще предлагается учитывать специфику последней как средства производства и условия жизнедеятельности человека, объективную ограниченность земли в пространстве, неизменность ее местоположения, неразрывную связь с природной средой в целом. При этом речь идет об объективном росте социальной значимости государственной организации использования земельных ресурсов.