61. Понятие, содержание и принципы охраны труда в апк
Статья 43 Конституции Украины провозглашает право каждого гражданина нашего государства на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда. Эти права закрепляются и Законом Украины «Об охране труда».
Охрана труда - это система правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарногигиеничних и лечебно-профилактических мероприятий и средств, направленных на сохранение здоровья
человека в процессе праци.Пры заключении гражданами трудового договора или контракта с предприятиями или оформлении членства гражданин должен быть проинформирован работодателем под расписку об условиях труда на предприятии, наличие на рабочем месте, где он будет работать, опасных и вредных производственных факторов, которых не устранены, и возможных последствиях их влияния на здоровье, а также его права на льготы и компенсации за работу в таких условиях в соответствии с законодательством и коллективным договором.
Условия трудового договора не могут содержать положений, не соответствующих законодательным и другим нормативным актам об охране труда. Условия труда и безопасности на рабочем месте, безопасность технологических
процессов, работы машин, механизмов, оборудования и других средств производства, состояние средств коллективной и индивидуальной защиты, используемых работниками, а также санитарно-бытовые условия должны отвечать требованиям нормативных актов об охране труда. Работник имеет право отказаться от порученной работы, если создалась производственная ситуация, опасная для его жизни или здоровья и окружающей среды. Факт наличия такой ситуации подтверждается специалистами по охране труда предприятия с участием представителя профсоюза и уполномоченного трудового коллектива, а в случае возникновения конфликта - ответственным органом государственного надзора за охраной труда с участием представителя профсоюза. За период простоя по этим причинам, а не по вине работника за ним сохраняется средний заработок. На время остановки предприятия, цеха, участка, отдельного производства или оборудования органом государственного надзора или службой охраны труда за работником сохраняется его место работы. Работник имеет право
расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, если работодатель не соблюдает законодательство об охране труда или не выполняет условий трудового договора по этим вопросам. В этом случае работнику виплачуеть-
ся выходное пособие в размере, предусмотренном коллективным договором, но не менее трехмесячного заработка. Все работники подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев и про-
онального заболеваний. Страхование осуществляется в порядке и на условиях, определенных законодательством и коллективным договором (соглашением и трудовым договором).
Работники, занятые на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, бесплатно обеспечиваются лечебно-профилактическим питанием (молоком или равноценными пищевыми продуктами), имеют право на оплачиваемые перерывы санитарно-оздоровительного назначения, сокращение рабочего времени, дополнительный оплачиваемый отпуск, оплату труда в повышенном размере и другие льготы и компенсации, предоставляемые в предусмотренном законодательством порядке.
На работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или неблагоприятными температурными условиями, работникам выдаются бесплатно по установленным нормам специальная одежда, обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и обезвреживающие средства.
Согласно законодательству работодатель обязан возместить вред работнику, причиненный ему увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей, в полном объеме утраченный заработок, уплатить потерпевшему (членам семьи и иждивенцам потерпевшего) единовременное пособие , а также возместить моральный ущерб. Возмещение морального вреда производится в том случае, когда опасные и вредные условия труда привели к моральным потерям пострадавшего, его физических и нравственных страданий, нарушение его нормальных жизненных связей, а также к другим негативным последствиям, которые требуют от него дополнительных усилий по организации жизни .
Работодатель создает на предприятии службу охраны труда, которая подчиняется непосредственно руководителю предприятия и приравнивается к основным производственно-техническим службам. За нарушение норма-
нормативных актов об охране труда, невыполнение распоряжений должностных лиц органов государственного надзора по вопросам безопасности, охраны труда виновные могут быть привлечены к уплате штрафа. Штрафы налагаются руководителями Государственного комитета Украины по надзору за охраной труда и их местные органы.
Государственными межотраслевыми и отраслевыми нормативными актами об охране труда являются правила, стандарты, положения, инструкции и другие документы, обязательные к исполнению.
Государственное управление охраной труда в Украине осуществляют: Государственный комитет Украины по надзору за охраной труда; Министерство аграрной политики Украины и другие центральные органы государственной исполнительной власти; местные государственные администрации; местные советы. Государственный надзор за соблюдением законодательных и иных нормативных актов по охране труда осуществляют: Государственный комитет Украины по надзору за
охраной труда; Государственный комитет Украины по ядерной и радиационной безопасности; органы государственного пожарного надзора; органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения Украины.
Органы государственного надзора за охраной труда не зависят от любых хозяйственных органов, общественных объединений, политических формирований, местных государственных администраций и местных советов и действуют в соответствии с положениями, которые утверждаются Кабинетом Министров Украины. Органы государственного надзора за охраной труда устанавливают порядок разработки и утверждения положений, инструкций и других актов об охране труда, действующих на предприятиях, разрабатывающих
типовые документы по этим питань.Посадови лица органов государственного надзора за охраной труда
несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей согласно действующему законодательству.
Общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда осуществляют: трудовые коллективы через избранных ими уполномоченных; профессиональные союзы - в лице своих выборных органов и представителей. Уполномоченные трудовых коллективов по вопросам охраны труда имеют право беспрепятственно проверять на предприятиях выполнение требований по охране труда и вносить обязательные для рассмотрения предложения об устранении выявленных нарушений. Для выполнения этих обязанностей работодатель за свой счет организовывает обучение и освобождает при необходимости уполномоченного по охране труда от основной работы на предусмотренный коллективным договором срок с сохранением за ним среднего заработка.
Профессиональные союзы осуществляют контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов об охране труда, созданием безопасных и безвредных условий труда, надлежащего производственного быта рацивникив и обеспечением средствами коллективной и индивидуальной защиты. Они имеют право беспрепятственно проверять состояние условий и безопасности труда на производстве, выполнение соответствующих программ и обязательств коллективных договоров (соглашений), вносить работодателям, государственным органам управления представления по вопросам охраны труда и получать от них аргументированный ответ.
- 1. Понятие и предмет аграрного права.
- 2. Методы регулирования в аграрном праве.
- 6. Понятие и виды источников аграрного права
- 7. Законы как источники аграрного права
- 8. Внутрихозяйственные локальные акты как источники аграрного права
- 11. Понятие и особенности аграрных правоотношений, их элементы
- 12. Основания возникновения, изменения и прекращения аграрных правоотношений
- 14. Субъекты аграрного правоотношений
- 16. Аграрные биржи как субъекты ап
- 17. Граждан как субъект аграрных правоотношений
- 18. Понятие, сущность и принципы государственной регулятивной деятельности в сельском хозяйстве
- 19. Формы и методы государственной регулятивной деятельности в сельском хозяйстве
- 21. Понятие и особенности аграрно-договорных обязательств
- 22. Договоры и гос контракты, как прав основа хоз деятаграрных товаропроизвод
- 23. Договорн отнош по реализ с/х продукции
- 24.Договор контрактации
- 25. Договорн орендн отношения
- 27. Общие принципы правового обеспечения безопасности и качества сельскохозяйственной продукции
- 28. Создание фермерского хозяйства
- 30. Земельные правоотношенияв фермерском хозяйстве
- 31. Правовой режим имущества крестьянского (фермерского) хозяйства
- 32. Хозяйственная деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства
- 33. Условия и порядок прекращения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства
- 35. Характеристика правового режима имущества государственного или коммунального сельскохозяйственного предприятия
- 36. Правовое положение руководителя и полномочия трудового коллектива государственного (коммунального) сельскохозяйственного предприятия
- 37. Понятие и основные признаки сельскохозяйственных кооперативов
- 38. Право собственности сельскохозяйственных кооперативов. Неделимый и паевой фонд
- 39. Реорганизация и ликвидация сельскохозяйственных кооперативов
- 40/41. Понятие и основные признаки сельскохозяйственных обществ. Порядок их создания и принципы деятельности
- 42. Характеристика системы органов управления сельскохозяйственных обществ, их компетенция.
- 43. Понятие личного крестьянского хозяйства и субъекты на право его ведения
- 44. Право на приусадебный земельный участок, условия и порядок ее предоставления
- 45. Правовой режим имущества личного крестьянского хозяйства
- 46. Государственная поддержка личных крестьянских хозяйств
- 47. Прекращение ведения личного крестьянского хозяйства
- 48. Понятие, сущность, принципы производственно-хозяйственной деятельности субъектов аграрного хозяйствования и ее правовое регулирование. Специализация сельскохозяйственных
- 49. Подсобные производства и промыслы как вспомогательные отрасли аграрного производства. Основные принципы их создания и функционирования
- 50. Планирование производственно-хозяйственной деятельности субъектов аграрного хозяйства
- 51/52. Понятие, особенности, принципы организации труда в апк. Правовое положение производственно-хозяйственных подразделений как формы организации труда на предприятиях апк
- 53. Правовая регламентация внутреннего распорядка в сельскохозяйственных кооперативах, хозяйственных обществах, государственных предприятиях, фермерских хозяйствах и других предприятиях апк
- 55. Дисциплина труда в сельскохозяйственных предприятиях.
- 61. Понятие, содержание и принципы охраны труда в апк
- 62. Понятие и особенности оплаты труда в сельскохозяйственных предприятиях
- 64. Право собственности сельскохозяйственных предприятий кооперативного типа. Имущественные фонды
- 65. Право собственности сельскохозяйственных предприятий корпоративного типа
- 66. Правовой режим имущества государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий
- 67. Правовая охрана и защита имущественных прав сельскохозяйственных предприятий
- 68. Понятие и состав земель сельскохозяйственных предприятий.Субъекты сельскохозяйственного землепользования
- 69. Право собственности на земли сельскохозяйственных предприятий
- 70. Аренда земель сельскохозяйственного назначения
- 71. Гарантии земельных прав собственников земли и землепользователей
- 72. Прекращение права собственности и право пользования земельными участками
- 73. Орендная плата
- 74. Характеристика организационно- правового обеспечения рационального использования земель сельскохозяйственного назначения
- 75. Правовая охрана земель в сельском хозяйстве
- 81. Правовое регулирование ветеринарной медицины
- 85. Общая характеристика зу «о с/х кооперации»
- 86. Общая характеристика зу «о фермерском хозяйстве»