Административные методы.
1) квотирование экспортно-импортных товарных потоков. Государство устанавливает предельные размеры объемов импорта и экспорта отдельных видов (или групп) товаров, превышение которых недопустимо.
Недостаток этого метода состоит в том, что, во-первых, квота – инструмент однонаправленного воздействия, для целей увеличения объемов импорта (или экспорта) он непригоден. Во-вторых, квотирование может оказывать отрицательное влияние на социально-экономическое развитие страны, так как не позволяет реализовать в полном объеме возможности хозяйствующих субъектов, импортеров и экспортеров. В-третьих, это менее гибкий метод в сравнении с таможенно-тарифным регулированием относительно предельных размеров квот (максимальных и минимальных), периодичности изменения их величины, размеров изменения при очередных пересмотрах и т.д. Поэтому количественные ограничения внешней торговли вводятся Правительством РФ в особых случаях.
2) Лицензирование, т.е. выдача разрешений (лицензий) на осуществление внешнеторговой деятельности ее субъектам. Цель – обеспечить соблюдение хозяйствующими субъектами-экспортерами законодательно-правовых международных и российских норм и правил внешней торговли. Лицензия удовлетворяет реальные возможности (экономические, технические, технологические, организационные) хозяйствующих субъектов заниматься внешнеторговой деятельностью
3) Экспортный контроль применяется для защиты национальных интересов страны, когда объектом внешнеторговых сделок являются различные виды вооружений, военной техники или товаров двойного назначения. Используется он также в целях соблюдения международных обязательств России по нераспространению оружия массового уничтожения и других наиболее опасных видов оружия и технологий их создания. Номенклатура товаров, подлежащих экспортному контролю определена в специальных списках, которые утверждаются указами Президента РФ по представлению Правительства РФ.
Сохранилась в механизме административного регулирования государственная монополия на импорт и экспорт отдельных видов товаров, перечень которых определяется соответствующими федеральными законами. Государственная монополия осуществляется в форме выдачи лицензий на экспорт, импорт этих товаров федеральными органами исполнительной власти исключительно государственным унитарным предприятиям.
Поскольку экспорт товаров является основным источником поступления валюты в страну, а пополнение валютных резервов имеет высокую значимость для любого государства, либерализация внешнеторговых операций определила необходимость создания механизма государственного контроля и регулирования движения валюты при осуществлении экспортных торговых операций. На федеральном уровне контрольно-регулирующие функции выполняют Правительство РФ, Центральный банк РФ, Федеральная таможенная служба РФ.
- Рыночная и смешанная экономика. Государственное регулирование. Дерегулирование.
- Государственное регулирование включает:
- Основные теории о роли государства в экономике.
- Классическая теория 17-18 века.
- Функции государства в смешанной экономике:
- Объекты государственного регулирования экономики:
- Статистические методы:
- Специальные методы:
- Виды нормативов:
- К методам прямого воздействия относятся:
- Экономическое содержание планирования. Формы планирования.
- Директивное планирование.
- Индикативное планирование.
- Стратегическое планирование. Государственное программирование как метод стратегического планирования.
- Методы прогнозирования экономического развития, их классификация.
- Интуитивные (экспертные) методы прогнозирования экономического развития.
- Методы экспертных оценок
- Формализованные методы прогнозирования экономического развития.
- Методы математического моделирования
- Современная система Российской Федерации имеет следующую структуру:
- К важнейшим функциям федерального бюджета страны относятся:
- Контроль исполнения бюджета.
- Классификация налогов осуществляется в зависимости от:
- Цели и типы бюджетно-налоговой политики. Механизм действия встроенных стабилизаторов.
- Мультипликационный эффект государственных расходов и налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета. Эффект вытеснения инвестиций.
- Цели денежно-кредитной политики Банка России. Денежно-кредитное регулирование. Инструменты денежно-кредитной политики Банка России.
- Банковский мультипликатор. Взаимосвязь денежной базы и денежной массы.
- Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на текущий год.
- Виды структуры национальной экономики.
- Государственная структурная политика: цели, задачи, направления.
- Методы реализации структурной политики.
- Отличительные признаки монополии. Понятие и формы недобросовестной конкуренции.
- 65% И более, если он не докажет, что, несмотря на превышение, его положение не является доминирующим;
- Государственное регулирование цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий.
- Оценка уровня монополизации рынка.
- Доминирующее положение на рынке банковских услуг
- Закон Шермана 1890.
- Закон Клейтона 1914 год.
- Применение антитрестовского законодательства в сша.
- Естественные монополии и их регулирование в сша.
- Инвестиционная деятельность и инвестиционный климат. Структура инвестиций.
- Оценка эффективности инвестиций.
- Формы государственного регулирования инвестиционной деятельности.
- Система целей регулирования рынка труда:
- Административные методы:
- Экономические методы:
- Принципы системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
- Экономические методы .
- Административные методы.