logo search
уч

2.3.1. Экономическое учение физиократов. Ф. Кенэ о «чистом продукте»

Физиокра́ты (фр. physiocrates, от др.-греч. φύσις - природа и κράτος — сила, власть, господство) - французская школа экономистов второй половины XVIII в., основанная около 1750 г. Франсуа Кене и получившая название «физиократия» (фр. physiocratie, то есть «власть природы») - направление классической политической экономии во Франции, которое центральную роль в эко­номике отводило сельскохозяйственному производству.

Основоположник шко­лы физиократов — французский экономист Франсуа Кенэ (1694-1774) был при­дворным медиком Людовика XV, а проблемами экономики занялся в 60 лет.

В "Энциклопедии", издававшейся Дидро и Д"Аламбером, были помещены его первые статьи на экономические темы:"Фермеры" и "Зерно". В 1758 году вышло в свет главное и наиболее выдающееся произведение Кенэ - "Экономическая таблица". Созданная Кенэ и развитая последователями система физиократов "... является первой систематической концепцией капиталистического производства"14

Физиократы подвергали критике меркантилизм, считая, что внимание производства должно быть обращено не на развитие торговли и накоп­ление денег, а на создание изобилия “произведений земли”, в чем, по их мнению, заключается подлинное благоденствие нации.

Физиократизм выражал интересы крупного капиталистического фермерства.

Центральные идеи теории физиократии таковы.

Экономические законы носят естественный характер (то есть понятны каждому), и отклонение от них ведет к нарушению процесса производ­ства.

Ф. Кенэ разработал концепцию естественного порядка, в основе кото­рой лежат моральные законы государства, то есть интересы отдельного лица не могут идти вразрез с общими интересами общества.

Учение физиократов возникло в качестве реак­ции на учение меркантилистов и в противовес ему. Если меркантилисты представляли себе богатство страны как скопление в ней драгоценных металлов, сокровищ, то физиократы преодолели это заблужде­ние.Ф. Кенэ называл деньги "бесплодным богатством», если они не являются эквивалентом материальных ценностей. Физиократы отвергли тезис меркантилис­тов о том, что в качестве источника богатства следует рассматривать неэквивалентный обмен во внешней торговле. Торговля, по мнению физиократов, явля­ется той сферой, где обращаются лишь ранее произ­веденные товары - материальные ценности, уже об­ладающие стоимостью. Однако физиократы считали, что создание стоимости происходит не во всех сфе­рах материального производства, а только в сель­ском хозяйстве; промышленность, согласно концеп­ции физиократов, лишь изменяет форму тех материальных ценностей, которые созданы в сельском хо­зяйстве.

Заслугой физиократов является то, что они перене­сли центр тяжести экономических исследований из сферы обращения в сферу производства и одни­ми из первых дали анализ капитала, хотя при этом они сузили сферу материального производства до рамок сельского хозяйства.

Согласно физиократам, источником богатства явлется сфера производства материальных благ - земледелие. Только земледельческий труд является производительным, так как при этом работают природа и земля.

Промышленность считалась физиократами сферой бесплодной, непро­изводящей. Под чистым продуктом они понимали разницу между сум­мой всех благ и затратами на производство продукта. Этот избыток (чи­стый продукт) - уникальный дар природы. Промышленный труд лишь изменяет его форму, не увеличивая размера чистого продукта. Бесплодной считалась и торговая деятельность.

Физиократы проанализировали вещественные составные части капита­ла, различая “ежегодные авансы”, годичные затраты и “первичные аван­сы”, представляющие собой фонд организации земледельческого хо­зяйства и затрачивающиеся сразу на много лет вперед. “Первичные авансы” (затраты на земледельческое оборудование) соответствуют основному капиталу, а “ежегодные авансы” (ежегодные затраты на сельскохозяй­ственное производство) - оборотному капиталу.

Деньги не причислялись ни к одному из видов авансов. Для физиокра­тов не

существовало понятия “денежного капитала”, они утверждали, что деньги сами по себе бесплодны, и признавали лишь одну функцию денег - как средства обращения. Накопление денег считали вредным, поскольку оно изымает деньги из “обращения и лишает их единственной полезной функции - служить обмену товаров.

Физиократы дали определение “первоначальным авансам” (основной ка­питал) -затраты на земледельческое оборудование и “ежегодным аван­сам” (оборотный капитал) - ежегодные затраты на сельскохозяйствен­ное производство.

Налогообложение физиократы сводили к трем принципам:

· налогообложение является источником дохода;

· наличие соотношения между налогами и доходами;

· издержки взимания налогов не должны обременять.

Центральное место в экономической системе физиократов занимало учение о чистом продукте, под которым Кенэ понимал разницу между совокупным общественным продуктом и издержками производства. Кенэ утверждал, что "чистый продукт " создается только в земледелии, где под воздействием сил природы увеличивается количество потребительных стоимостей. В промышленности, полагал он, лишь различным образом комбинируются потребительные стоимости, в процессе труда видоизменяется форма созданного в земледелии вещества, но не увеличивается его количество, а потому "чистый продукт" не возникает и богатство не создается.

Обмен или торговля не порождают богатства; в этой сфере лишь меня­ются местами ранее созданные материальные бла­га, уже имеющие ценность. «Чистый продукт» (при­бавочный продукт) физиократы рассматривали как дар природы.

Физиократы сводили стоимость к потребительной стоимости и даже к веществу природы. Их интересовала только количественная сторона, величина избытка полученных в производстве потребительных стоимостей над теми, которые в нем потреблены, а это наиболее осязательно обнаруживалось именно в земледелии. Но в учении Кенэ была и другая сторона. Величина "чистого продукта", с его точки зрения, зависела от размера издержек производства, в состав которых входили расходы на сырье, материалы и заработная плата. А так как стоимость материалов дана, а заработная плата сведены им к минимуму средств существования, то "чистый продукт" (прибавочная стоимость), по существу, выступает порождением прибавочного труда. Таким образом, понимание прибавочной стоимости физиократами носило противоречивый характер. Они рассматривали ее как чистый дар природы, и как результат прибавочного труда земледельцев.