logo
общее экономика

15 Понятие рентабельности и методика расчета рентабельности хозяйственной деятельности предприятий индустрии туризма и гостеприимства.

Рентабельность – это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

1) показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;

2) показатели, характеризующие прибыльность продаж;

3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Все показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

Рентабельность определяется как отношение прибыли к капиталу, инвестированному для получения этой прибыли:

В практике широко используются следующие показатели рентабельности:

1. Рентабельность основной деятельности

Показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.

По данному показателю предприятия подразделяются на:

- низкорентабельные: R2 составляет 1-5 %;

- среднерентабельные: R2 составляет 5-20 %;

- высокорентабельные: R2 составляет 20-30 %;

- сверхрентабельные: R2 составляет более 30 %

Аналогичным образом определяется окупаемость инвестиционных проектов,  полученная или ожидаемая сумма прибыли от проекта относится к сумме инвестиций в данный проект.

2. Обобщающим показателем, характеризующим прибыльность продаж, является рентабельность продаж (оборота)

Характеризует эффективность предпринимательской деятельности, сколько прибыли от реализации имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

Дать оценку эффективности использования капитала и его частей можно, используя показатели рентабельности (доходности) капитала.

 3. Экономическая рентабельность 

Показывает эффективность использования всего имущества организации. 

4. Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли

Показывает эффективность использования собственного капитала предприятия.

Аналогично могут быть рассчитаны рентабельность заемного, перманентного, основного, оборотного капитала и т.д.

В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.

Для оценки эффективности работы организации необходимо, кроме прибыли, рассчитать показатель рентабельности. Рентабельность – относительный показатель, характеризующий отдачу от ресурсов, вложенную в коммерческую деятельность. На практике рассчитывают след. виды рентабельности: 1) рентабельность хоз. деят. Рхд=(ОП/ПСС)*100%, где ОП –общая (валовая) прибыль, ПСС – полная себестоимость оказанных услуг или продукции. 2) рентабельность оборота. Роб=(ПР/ВР)*100%, где ПР –прибыль от реализации, ВР – выручка от реализации. 3) общая рентабельность. Робщ=(ОП/(ОФ+ОС))*100%, где ОП – общая прибыль, ОФ – общие фонды средние, ОС – оборотные средства средние.