15 Понятие рентабельности и методика расчета рентабельности хозяйственной деятельности предприятий индустрии туризма и гостеприимства.
Рентабельность – это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1) показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;
2) показатели, характеризующие прибыльность продаж;
3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Все показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.
Рентабельность определяется как отношение прибыли к капиталу, инвестированному для получения этой прибыли:
В практике широко используются следующие показатели рентабельности:
1. Рентабельность основной деятельности
Показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.
По данному показателю предприятия подразделяются на:
- низкорентабельные: R2 составляет 1-5 %;
- среднерентабельные: R2 составляет 5-20 %;
- высокорентабельные: R2 составляет 20-30 %;
- сверхрентабельные: R2 составляет более 30 %
Аналогичным образом определяется окупаемость инвестиционных проектов, полученная или ожидаемая сумма прибыли от проекта относится к сумме инвестиций в данный проект.
2. Обобщающим показателем, характеризующим прибыльность продаж, является рентабельность продаж (оборота)
Характеризует эффективность предпринимательской деятельности, сколько прибыли от реализации имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.
Дать оценку эффективности использования капитала и его частей можно, используя показатели рентабельности (доходности) капитала.
3. Экономическая рентабельность
Показывает эффективность использования всего имущества организации.
4. Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли
Показывает эффективность использования собственного капитала предприятия.
Аналогично могут быть рассчитаны рентабельность заемного, перманентного, основного, оборотного капитала и т.д.
В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.
Для оценки эффективности работы организации необходимо, кроме прибыли, рассчитать показатель рентабельности. Рентабельность – относительный показатель, характеризующий отдачу от ресурсов, вложенную в коммерческую деятельность. На практике рассчитывают след. виды рентабельности: 1) рентабельность хоз. деят. Рхд=(ОП/ПСС)*100%, где ОП –общая (валовая) прибыль, ПСС – полная себестоимость оказанных услуг или продукции. 2) рентабельность оборота. Роб=(ПР/ВР)*100%, где ПР –прибыль от реализации, ВР – выручка от реализации. 3) общая рентабельность. Робщ=(ОП/(ОФ+ОС))*100%, где ОП – общая прибыль, ОФ – общие фонды средние, ОС – оборотные средства средние.
- 1 Экономические показатели развития индустрии туризма и гостеприимства
- 2 Понятие рыночной экономики. Экономические функции государства в рыночной экономике.
- Вопрос 3 Структура и содержание заработной платы, ее функции.
- 4Планирование численности работников, подбор и подготовка кадров. Требования к персоналу.
- 5 Параметры рынка: спрос, предложение, цена, конкуренция. Понятие спроса и факторы, его определяющие
- 6 Формы и системы оплаты труда в туризме и гостеприимстве.
- 8 Государственное регулирование заработной платы.
- 9 Формирование спроса на услуги предприятий индустрии туризма и гостеприимства
- 11 Распределение и использование прибыли на предприятиях индустрии туризма и гостеприимства
- 12Унитарные предприятия и особенности их функционирования.
- Характерные особенности унитарного предприятия
- 13 Понятие и источники формирования прибыли.
- Источники прибыли
- 14 Виды и общая характеристика хозяйственных обществ. Общая характеристика хозяйственных товариществ и обществ
- 15 Понятие рентабельности и методика расчета рентабельности хозяйственной деятельности предприятий индустрии туризма и гостеприимства.
- 16 Акционерные общества, виды акций.
- 17 Формирование цен на предприятиях общественного питания.
- 18 Порядок создания и ликвидации юридического лица.
- I. До подачи в регистрирующий орган документов
- II. Подача документов в регистрирующий орган
- III. После регистрации
- 8. Действия, необходимые для установления руководства юридическим лицом.
- 19 Структура и функции, виды цены.
- 20 Показатели, характеризующие состав, структуру и движение персонала организации
- 21, 33 И 48 – ндс и налог на прибыль.
- Объект налогообложения
- Ставка ндс в рф и Беларуси
- Ставка ндс в Украине
- Пример ндс
- 22 Совместные и иностранные предприятия и их отличительные черты
- 23 Показатели финансового состояния предприятий индустрии туризма и гостеприимства.
- 24 Транснациональные компании как форма международного предпринимательства
- 25 Понятие и источники формирования доходов на предприятиях индустрии туризма и гостеприимства. Понятие и процесс формирования выручки.
- 26 Состав и структура основных фондов предприятий индустрии туризма и гостеприимства, их значение и классификация.
- 27 Классификация затрат, включаемых в себестоимость услуг.
- 28 Виды износа основных фондов. Амортизация и способы ее начисления
- 29 Сущность, структура и состав издержек.
- 30 Эффективность использования основных фондов предприятий индустрии туризма и гостеприимства.
- 32 Состав и структура оборотных фондов предприятий индустрии туризма и гостеприимства, их классификация.
- 35 Материальные и нематериальные методы мотивации персонала индустрии туризма и гостеприимства.
- 36 Эффективность использования оборотных фондов предприятий индустрии туризма и гостеприимства.
- 37 Сущность, функции и факторы, влияющие на процесс ценообразования
- 38 Функции и виды прибыли.
- 39 Понятие финансовых ресурсов и их функции. Источники формирования финансовых ресурсов предприятий индустрии туризма и гостеприимства
- 40 Постановка целей ценообразования и ценовая политика предприятия.
- 41 Состав и структура финансовых ресурсов.
- 42 Содержание анализа хозяйственной деятельности предприятий индустрии туризма и гостеприимства. Функции экономического анализа.
- 43 Трудовые ресурсы предприятий индустрии туризма и гостеприимства.
- 45, 47 - Понятие и источники формирования доходов на предприятиях индустрии туризма и гостеприимства. Понятие и процесс формирования выручки.
- 46. Калькуляция собственности
- 49, 50, 51, 53 - Понятие рентабельности и методика расчета рентабельности хозяйственной деятельности предприятий индустрии туризма и гостеприимства.
- 56 Управление прибыльностью и рентабельностью на предприятиях индустрии туризма и гостеприимства в условиях рыночной экономики.
- 52 Формирование цен на туристические услуги.
- 53 Экономические показатели развития индустрии ТиГ в рб
- 54, 55 - Распределение и использование прибыли на предприятиях индустрии туризма и гостеприимства.
- Распределение прибыли на предприятиях различных организационных форм
- 57 Понятие ликвидности и платежеспособности. Основные подходы к оценке финансовой устойчивости предприятия.
- 59 Франчайзинг: понятие, сущность и роль в развитии индустрии туризма и гостеприимства.
- 58, 60 - Виды организационно-правовых форм предприятий индустрии туризма и гостеприимства: общая характеристика.