1. Финансирование проектно-изыскательских работ
Заказчиками проектной документации могут выступать, в зависимости от характера проектирования, министерства (другие органы государственного управления), предприятия, фирмы, физические лица.
Договоры на разработку проектной документации заказчики заключают с победителем торгов или (если проведение торгов не является обязательным) путём прямых переговоров с ведущими проектными организациями – генеральными проектировщиками на весь период проектирования. Для составления проекта договора заказчик передает проектной организации утвержденное задание на проектирование и комплекс исходных данных, необходимых для разработки проектной документации на строительство объекта. Заключенный договор является основным документом, регулирующим отношения заказчика и проектировщика, независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности сторон.
Генеральный проектировщик может привлекать для выполнения отдельных видов проектных работ или частей проекта субпроектировщиков путем заключения с ними субподрядных договоров, в том числе на конкурсных условиях. Для выполнения проектных работ могут также привлекаться иностранные юридические и физические лица. Генеральный проектировщик несет перед заказчиком ответственность за своевременность разработки и качество всех проектных работ, выполненных как собственными силами, так и силами субпроектировщиков. Генпроектиовщик отвечает перед заказчиком также за соблюдение принятых проектных решений, технологий и качество выполненных работ строительными организациями, возводящими спроектированный объект. Для этого генпроектировщик осуществляет на строящемся объекте авторский надзор.
Авторский надзор проводится по договору с заказчиком на протяжении всего срока строительства и приемки законченного строительством объекта в эксплуатацию.
В качестве источников финансирования проектных работ используются:
- бюджетные ассигнования, за счет которых осуществляется разработка типовой и экспериментальной проектной продукции, общереспубликанских нормативных документов по проектированию, архитектурной и строительной деятельности; разработка схем размещения промышленных районов и узлов, генеральных планов городов, иных населенных пунктов и др., а также проектирование крупных и сложных предприятий (объектов), строительство которых будет осуществлено за счет бюджетных ассигнований (например, проектирование и строительство метрополитена в г.Минске);
- собственные средства инвесторов, за счет которых осуществляется разработка проектной документации на новое строительство, техническое перевооружение и модернизацию действующих производств; составление документации для капитального ремонта зданий и сооружений и др.;
- иностранные инвестиции в случае, когда проектирование и возведение объектов осуществляется иностранными компаниями, например, строительство административно-делового центра «Минск-сити», гостинично-деловых, торговых комплексов, отелей, других объектов;
- иные источники, предусмотренные законодательством.
Заказчик может выдать генеральному проектировщику аванс для покрытия затрат по разработке проекта. Размер аванса определяется при заключении договора, обычно он составляет до 40% стоимости этапа (или всей стоимости) проектных работ. Аванс перечисляется, как правило, за 10 дней до начала работ по договору.
Порядок расчетов за выполненные проектные работы определяется условиями торгов или соглашением сторон и закрепляется в договоре.
Расчеты могут осуществляться ежемесячно за выполненный объем работ, за выполненные этапы работ либо за весь объем работ, предусмотренный договором.
При наличии инфляции в период исполнения договора стоимость выполненных работ (этапов) и договорная цена в целом индексируются на основании индексов изменения стоимости проектных и изыскательских работ, утверждаемых Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь.
В последние годы принимаются меры по укрупнению расчетов за проектные работы. Так, при проектировании объектов (предприятий), возводимых за счет средств республиканского бюджета, расчеты между заказчиками и проектными организациями производятся:
- при продолжительности проектирования до 3-х месяцев – за полностью законченную и принятую заказчиком проектную продукцию;
- при продолжительности проектирования свыше 3-х месяцев – за выполненные этапы работ.
Другие работы, связанные с проектированием указанных объектов (обмерные работы, сбор исходных данных для проектирования, подготовка проектов производства работ и т.д.) оплачиваются единовременно за полностью законченную работу или после выполнения годового объема работ.
Работы, связанные с осуществлением проектной организацией авторского надзора за строительством, оплачиваются заказчиком, как правило, поквартально.
При проектировании объектов за счет других источников (кроме средств республиканского бюджета) расчеты производятся в соответствии с порядком, предусмотренным в договоре, - как правило, ежемесячно, за выполненный объём работ.
Расчеты за проектные работы, выполненные на основе договоров субподряда, осуществляются аналогично порядку, предусмотренному для расчетов между заказчиком и генпроектировщиком.
Основанием для ежемесячных расчетов является подписанная заказчиком и проектной организацией справка о стоимости выполненных проектных и изыскательских работ. При расчетах за весь объем выполненных работ либо за законченные этапы работ основанием для оплаты являются подписанные сторонами акты сдачи-приемки проектных и изыскательских работ.
Если финансирование проектных работ ведется за счет средств бюджета, то, кроме вышеназванных документов, заказчик дополнительно представляет в органы казначейства: задание на проектирование; договор на выполнение проектных и изыскательских работ; утвержденный календарный график выполнения работ (этапов), увязанный с планом финансирования и др.
Промежуточные расчеты (за этапы, ежемесячные) осуществляются в пределах до 90% договорной стоимости проектных работ. Окончательный расчет производится после полного завершения работ и представления заключения органа экспертизы о соответствии разработанной проектной документации установленным требованиям.
В случае непрохождения экспертизы оплата выполненных работ не производится до качественной доработки проектной документации и получения положительной оценки экспертных органов.
При окончательном расчете между заказчиком и проектной организацией удерживается сумма ранее перечисленных авансов и произведенной промежуточной оплаты за выполненные работы.
При установлении органами экспертизы невозможности доработки проектной документации в связи с ее низким качеством выполненные работы оплате не подлежат. В этом случае проектная организация возвращает заказчику ранее полученные суммы.
Если недостатки и дефекты проектной документации будут выявлены в процессе строительства объекта, то они устраняются проектной организацией за свой счет и в срок, установленный заказчиком.
- Методические рекомендации для подготовки к экзамену по курсу “Организация финансирования инвестиций.Проектноефинансирование.” билет № 1
- 1. Сущность инвестиций.
- 2.Консорциальное и синдицированное кредитование инвестиционных проектов.
- Билет №2
- 1.Понятие инвестиционной деятельности. Объекты и формы инвестиционной деятельности.
- 2. Экспертиза инвестиционных проектов в органах государственного управления. Порядок утверждения инвестиционных проектов.
- Билет № 3
- 1. Объекты и формы инвестиционной деятельности за рубежом
- 2.Классификация инвестиций. Характеристика отдельных видов инвестиций
- Билет № 4
- 1.Государственное регулирование инвестиционной деятельности. Методы регулирования.
- 2. Бизнес-план, его содержание и значение для организации финансирования инвестиционных проектов.
- Билет № 5
- 1. Значение и формы привлечения иностранного капитала
- 2. Лизинг, как эффективный метод финансирования инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования.
- Билет №6
- 1. Объекты и формы иностранной инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь, ее значение.
- 2. Особенности финансирования инвестиционных проектов за счет средств республиканского бюджета на конкурсной основе.
- Билет № 7
- 1. Сущность капитальных вложений и их роль. Структура капитальных вложений и направления ее совершенствования.
- 2.Финансирование строительства при подрядном способе выполнения работ.
- Билет 8
- 1.Проблемы и новые формы привлечения иностранного капитала в Республику Беларусь.
- 2. Инвестиционные банки: понятие и типы.
- Билет 9
- 1.Кредит банка как источник финансирования инвестиций. Объекты и условия инвестиционного кредитования.
- 2.Взносы резидентов в уставные фонды иностранных предприятий.
- Билет 10
- 1. Экономическая эффективность инвестиций в основной капитал. Статические (простые) методы оценки эффективности инвестиций
- 2.Гарантии и льготы резидентам сэз в Республике Беларусь.
- Билет 11
- 1.Объекты и формы инвестиционной деятельности белорусских субъектов за пределами республики.
- 2.Государственная вневедомственная и экологическая экспертиза инвестиционных проектов, ее значение.
- Билет 12
- 1.Активизация инвестиционной деятельности как условие устойчивого экономического роста страны.
- 2.Предоставление, погашение и сопровождение банковского инвестиционного кредита.
- Билет 13
- 1. Инвестиционный климат: содержание и значение. Необходимость его улучшения в Республике Беларусь.
- 2.Основные показатели, используемые для оценки эффективности инвестиционных проектов в условиях рыночной экономики.
- Билет 14
- 1.Гарантии прав инвесторов и защита инвестиций в Республике Беларусь.
- 2.Условия осуществления инвестиционных проектов по капитальному строительству и их финансирования.
- Билет 15
- 1.Понятие инвестиционного проекта, его значение. Стадии разработки и реализации проекта.
- 2.Инвестиционная политика Республики Беларусь на современном этапе.
- Билет 16
- 1.Сущность капитальных вложений, их структура
- 2.Необходимость дисконтирования денежных потоков по инвестиционным проектам. Определение коэффициента дисконтирования.
- Билет 17
- Понятие инвестиционного рынка. Операции банков на инвестиционном рынке, их общая характеристика.
- 2. Кредитование инвестиционных проектов за счет средств иностранных кредитов, привлекаемых в Республику Беларусь под гарантии правительства.
- Билет 18
- 1.Сущность и типы сэз.
- 2.Характеристика основных документов, необходимых для финансирования инвестиционных .
- Билет 19
- 1.Долгострочные инвестиции банков в уставные фонды других юридических лиц.
- 2.Создание и порядок государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями в Республике Беларусь.
- Билет 20
- 1.Проектное финансирование, его содержание и особенности организации. Типы проектного финансирования.
- 2.Порядок финансирования проектно-изыскательских работ. Расчеты за выполненные проектные работы.
- Билет 21
- 1. Собственные средства предприятий, направляемые на инвестиции. Проблемы их формирования.
- 2.Классификация инвестиционных рисков.
- Билет 22
- 1.Правовые основы инвестиционной деятельности в Республике Беларусь. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь: структура, содержание, значение.
- 2. Методы финансирования строительства при хозяйственном способе выполнения работ.
- Билет 23
- Особенности осуществления инвестиционной деятельности на основе концессий.
- Билет 24
- 1.Договорные отношения в капитальном строительстве.
- 2. Методы инвестирования, их развитие в условиях перехода к рыночной экономике.
- Билет 25
- Бюджетное финансирование инвестиций, его формы и развитие. Государственная поддержка инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь.
- 2. Подрядные торги в строительстве. Порядок их организации и проведения.
- Билет 26
- 1. Финансирование проектно-изыскательских работ
- 2.Формирование уставного фонда коммерческих организаций с иностранными инвестициями.
- Билет 27
- 1. Проектное финансирование в банке.
- 2. Порядок регистрации иностранных коммерческих организаций в Республике Беларусь.
- Билет 28
- 1. Финансирование строительства при подрядном способе выполнения работ
- 2. Свободные экономические зоны в Республике Беларусь