2. Кредитование инвестиционных проектов за счет средств иностранных кредитов, привлекаемых в Республику Беларусь под гарантии правительства.
Иностранные кредиты являются основным источником внешнего финансирования страны. Они привлекаются под гарантии Правительства Республики Беларусь в рамках международных договоров, соглашений с международными финансово-кредитными учреждениями и организациями, и используются для реализации государственных программ согласно приоритетным направлениям развития экономики Республики Беларусь. Иностранные кредиты могут привлекаться Правительством Республики и Беларусь и предоставляться юридическим лицам на условиях переуступки.
Для обслуживания конкретного иностранного кредита правительством республики определяется уполномоченный банк, через который средства предоставляются кредитополучателям - юридическим лицам, на условиях определенных международным договором, межбанковским соглашением, индивидуальным кредитным соглашением.
Решение о привлечении иностранных кредитов принимается Правительством по согласованию с Президентом на основании предложений республиканских органов государственного управления и решения Валютно-кредитной комиссии Совета Министров о целесообразности привлечения кредита.
После заключения кредитного соглашения с иностранным кредитором определяется уполномоченный банк-агент по обслуживанию иностранного кредита и банк-гарант, выдающий гарантию в пользу Правительства.
После принятия решения о выдаче гарантии и до ее оформления заемщик (инвестор) должен заключить с Министерством финансов, банком-агентом и банком-гарантом договор о порядке использования и погашения кредита или его переуступке.
Условием предоставления гарантии Правительства Республики Беларусь под иностранный кредит является наличие инвестиционного проекта, получившего заключение государственной комплексной экспертизы
Гарантия Правительства выдается иностранному кредитору на всю сумму кредита, если кредитным соглашением не предусмотрено, что она может выдаваться на его часть. Министерство финансов осуществляет учет выданных гарантий, а также направляет их иностранным кредиторам через банки агенты.
Для заемщика плата за кредит включает первоочередные и обязательные платежи (в том числе комиссионные и страховые сборы), проценты за пользование им, другие платежи в соответствии с кредитным соглашением с иностранным кредитором, комиссионные вознаграждения и маржу банка-агента за обслуживание кредита, плату за гарантию банка-гаранта.
В договорах о порядке переуступки, использования и погашения кредита должно быть предусмотрено обеспечение исполнения обязательств заемщика, а также предоставлено Министерству финансов право на взыскание в бесспорном порядке задолженности в случае неисполнения им своих обязательств по возмещению в республиканский бюджет гарантийный платежей.
Банк-агент и заемщик имеют право осуществлять платежи по иностранному кредиту только после подписания договора о порядке его переуступки, использования и погашения.
Кредитополучатель обязан использовать предоставленный ему кредит в иностранной валюте строго по целевому назначению, обеспечить своевременное выполнение работ и мероприятий по финансируемому проекту согласно графику по реализации и осуществить выплаты по схеме погашения задолженности по кредиту.
Контроль за целевым использованием и своевременным погашением кредита осуществляют банк-агент, банк-гарант, вышестоящий орган государственного управления, в ведении которого находится заемщик, а также Министерство экономики, Министерство финансов и органы валютного контроля. В этих целях заемщик-резидент и банк-агент представляют ежеквартальный отчет о ходе реализации финансируемого проекта в органы государственного управления, которые в свою направляют его с собственным заключением в Министерство экономики и Министерство финансов для анализа и принятия мер по устранению имеющихся недостатков в случае необходимости.
Для контроля за уровнем внешнего долга республики банк-агент и заемщик ежемесячно обязаны представлять в Министерство финансов отчет о состоянии задолженности по иностранному кредиту. Министерство финансов Республики Беларусь в свою очередь ежеквартально направляет сводный отчет о целевом и своевременном использовании внешних займов (кредитов) в Совет Министров Республики Беларусь и Комитет государственного контроля.
При неисполнении кредитополучателем в установленные сроки обязательств по платежам за иностранные кредиты эти обязательства исполняются банком-гарантом. При невозможности их исполнения банком-гарантом и на основании сообщения иностранного кредитора или банка-агента о наличии просроченной задолженности Министерство финансов производит платежи из республиканского бюджета с последующим возмещением их в бюджет заемщиком на платной основе на условиях срочности и возвратности. Для этого Министерство финансов и заемщик должны заключить договор о порядке возмещения платежей в бюджет. Средства для исполнения гарантий Правительства Республики Беларусь ежегодно планируются и предусматриваются в республиканском бюджете.
- Методические рекомендации для подготовки к экзамену по курсу “Организация финансирования инвестиций.Проектноефинансирование.” билет № 1
- 1. Сущность инвестиций.
- 2.Консорциальное и синдицированное кредитование инвестиционных проектов.
- Билет №2
- 1.Понятие инвестиционной деятельности. Объекты и формы инвестиционной деятельности.
- 2. Экспертиза инвестиционных проектов в органах государственного управления. Порядок утверждения инвестиционных проектов.
- Билет № 3
- 1. Объекты и формы инвестиционной деятельности за рубежом
- 2.Классификация инвестиций. Характеристика отдельных видов инвестиций
- Билет № 4
- 1.Государственное регулирование инвестиционной деятельности. Методы регулирования.
- 2. Бизнес-план, его содержание и значение для организации финансирования инвестиционных проектов.
- Билет № 5
- 1. Значение и формы привлечения иностранного капитала
- 2. Лизинг, как эффективный метод финансирования инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования.
- Билет №6
- 1. Объекты и формы иностранной инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь, ее значение.
- 2. Особенности финансирования инвестиционных проектов за счет средств республиканского бюджета на конкурсной основе.
- Билет № 7
- 1. Сущность капитальных вложений и их роль. Структура капитальных вложений и направления ее совершенствования.
- 2.Финансирование строительства при подрядном способе выполнения работ.
- Билет 8
- 1.Проблемы и новые формы привлечения иностранного капитала в Республику Беларусь.
- 2. Инвестиционные банки: понятие и типы.
- Билет 9
- 1.Кредит банка как источник финансирования инвестиций. Объекты и условия инвестиционного кредитования.
- 2.Взносы резидентов в уставные фонды иностранных предприятий.
- Билет 10
- 1. Экономическая эффективность инвестиций в основной капитал. Статические (простые) методы оценки эффективности инвестиций
- 2.Гарантии и льготы резидентам сэз в Республике Беларусь.
- Билет 11
- 1.Объекты и формы инвестиционной деятельности белорусских субъектов за пределами республики.
- 2.Государственная вневедомственная и экологическая экспертиза инвестиционных проектов, ее значение.
- Билет 12
- 1.Активизация инвестиционной деятельности как условие устойчивого экономического роста страны.
- 2.Предоставление, погашение и сопровождение банковского инвестиционного кредита.
- Билет 13
- 1. Инвестиционный климат: содержание и значение. Необходимость его улучшения в Республике Беларусь.
- 2.Основные показатели, используемые для оценки эффективности инвестиционных проектов в условиях рыночной экономики.
- Билет 14
- 1.Гарантии прав инвесторов и защита инвестиций в Республике Беларусь.
- 2.Условия осуществления инвестиционных проектов по капитальному строительству и их финансирования.
- Билет 15
- 1.Понятие инвестиционного проекта, его значение. Стадии разработки и реализации проекта.
- 2.Инвестиционная политика Республики Беларусь на современном этапе.
- Билет 16
- 1.Сущность капитальных вложений, их структура
- 2.Необходимость дисконтирования денежных потоков по инвестиционным проектам. Определение коэффициента дисконтирования.
- Билет 17
- Понятие инвестиционного рынка. Операции банков на инвестиционном рынке, их общая характеристика.
- 2. Кредитование инвестиционных проектов за счет средств иностранных кредитов, привлекаемых в Республику Беларусь под гарантии правительства.
- Билет 18
- 1.Сущность и типы сэз.
- 2.Характеристика основных документов, необходимых для финансирования инвестиционных .
- Билет 19
- 1.Долгострочные инвестиции банков в уставные фонды других юридических лиц.
- 2.Создание и порядок государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями в Республике Беларусь.
- Билет 20
- 1.Проектное финансирование, его содержание и особенности организации. Типы проектного финансирования.
- 2.Порядок финансирования проектно-изыскательских работ. Расчеты за выполненные проектные работы.
- Билет 21
- 1. Собственные средства предприятий, направляемые на инвестиции. Проблемы их формирования.
- 2.Классификация инвестиционных рисков.
- Билет 22
- 1.Правовые основы инвестиционной деятельности в Республике Беларусь. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь: структура, содержание, значение.
- 2. Методы финансирования строительства при хозяйственном способе выполнения работ.
- Билет 23
- Особенности осуществления инвестиционной деятельности на основе концессий.
- Билет 24
- 1.Договорные отношения в капитальном строительстве.
- 2. Методы инвестирования, их развитие в условиях перехода к рыночной экономике.
- Билет 25
- Бюджетное финансирование инвестиций, его формы и развитие. Государственная поддержка инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь.
- 2. Подрядные торги в строительстве. Порядок их организации и проведения.
- Билет 26
- 1. Финансирование проектно-изыскательских работ
- 2.Формирование уставного фонда коммерческих организаций с иностранными инвестициями.
- Билет 27
- 1. Проектное финансирование в банке.
- 2. Порядок регистрации иностранных коммерческих организаций в Республике Беларусь.
- Билет 28
- 1. Финансирование строительства при подрядном способе выполнения работ
- 2. Свободные экономические зоны в Республике Беларусь