Особенности осуществления инвестиционной деятельности на основе концессий.
В отношении отдельных объектов, таких как недра, воды, земли и других, находящихся только в собственности государства, а также отдельных видов деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства, инвестиционная деятельность может осуществляться на основе концессий.
Под концессией понимается договор, заключаемый между государством в лице Правительства, или органов государственного управления и национальными, иностранными инвесторами о передаче на возмездной основе на определенный срок права на осуществление отдельного вида деятельности либо права пользования имуществом, находящимся в государственной собственности.
Концессионные договоры могут быть следующих видов:
- полный концессионный договор;
- концессионный договор о разделе продукции;
- Концессионный договор об оказании услуг (выполнении работ).
При полном концессионном договоре за инвестором (концессионером) сохраняется право собственности на произведенную им продукцию и устанавливается обязанность уплачивать все предусмотренные законодательством налоги и другие обязательные платежи.
При концессионном договоре о разделе продукции произведенная в соответствии с договором продукция делится между концессионером и государством в порядке и размерах, определяемых договором. При этом концессионер полностью или частично освобождается от уплаты налогов и других обязательных платежей в связи с передачей государству права собственности на часть произведенной им продукции.
При концессионном договоре об оказании услуг (выполнении работ) право собственности на произведенную в соответствии с договором продукцию передается государству с выплатой концессионеру за оказанные им услуги (выполненные работы) вознаграждения. Вознаграждение может быть в соответствии с условиями договора выплачено лишь при достижении концессионером результата, предусмотренного договором (договор об оказании услуг (выполнении работ) с риском), либо вне зависимости от достигнутого результата (договор об оказании услуг (выполнении работ) без риска).
Концессионные договоры заключаются, как правило, посредством проведения конкурсов и аукционов на срок до 99 лет.
2. Инновационные фонды, порядок их образования и расходования. В условиях переходной экономики и ограниченности собственных, бюджетных и других видов источников финансирования инвестиций большое значение имеют средства государственных целевых бюджетных фондов, в числе которых особое место занимают инновационные фонды.
Использование средств отраслевых инновационных фондов, позволяет покрыть дефицит денежных ресурсов на освоение предприятиями конкурентоспособной продукции и поддержку отраслевой и заводской науки.
Инновационные фонды образуются республиканскими органами государственного управления, государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь за счет отчислений подведомственных им юридических лиц, хозяйственных обществ в размерах, ежегодно устанавливаемых Законом о государственном бюджете.
В настоящее время отчисления в инновационные фонды производятся в размере до 0,25 % от себестоимости продукции товаров (работ, услуг) с отнесением начисленных средств на себестоимость и включением их в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении.
В Законе о бюджете Республики Беларусь устанавливаются повышенные нормативы по отдельным министерствам и объединениям исходя из специфики их деятельности.
Министерства и органы государственного управления являются главными распорядителями средств инновационных фондов. Зачисление отчислений в инновационные фонды распорядителей осуществляется через счета налоговых органов по месту постановки на учет организаций- плательщиков. Учет средств, исчисленных и уплаченных в инновационные фонды, по плательщикам осуществляется налоговыми органами, а поступивших средств в соответствующие инновационные фонды по главным распорядителям - Министерством Финансов.
Главные распорядители средств фондов (министерства и другие органы государственного управления) разрабатывают и утверждают по согласованию с Министерством экономики, государственным комитетом по науке и технологиям сметы расходов средств инновационных фондов на финансовый год. К данным сметам прилагаются перечни строек и объектов, планы проведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических работ и работ по подготовке и освоению производства новых видов наукоемкой продукции, мероприятий по энергосбережению, а также экспертные заключения.
На основании согласованных с Министерством финансов бюджетных смет средств инновационных фондов главные распорядители утверждают сметы распорядителей (получателей) средств фондов. Исполнение сметы осуществляется посредством оплаты обязательств распорядителей (получателей) средств инновационных фондов на основании представленных ими документов (договоры, накладные, счета-фактуры, акты выполненных работ и другое). Оплата документов распорядителей (получателей) средств фонда производится в пределах доходов, поступивших в с ответствующий инновационный фонд.
Средства инновационных фондов имеют целевое назначение и расходуются в соответствии с направлениями и целями использования, предусмотренными законодательством и сметой расходов.
Первоочередное использование средств фондов предусмотрено для финансирования:
- научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, выполняемых в рамках президентских; государственных народнохозяйственных и социальных программ;
- государственных, отраслевых и региональных научно-технических программ, инновационных проектов;
- работ по освоению (внедрению) результатов выполнения заданий, мероприятий перечисленных программ и инновационных проектов;
- работ по подготовке и освоению производства новых видов наукоемкой продукции, ориентированных на реализацию приоритетных межотраслевых и отраслевых научно-технических направлений;
- создание и развитие производств, основанных на новых и высоких технологиях;
- программы по энергосбережению, мероприятия по внедрению новых энергоэффективных технологий и оборудования, а также расходов по реализации международных проектов в области энергосбережения с участием Республики Беларусь;
- на возвратной основе через Белорусский инновационный фонд работы по выполнению научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ и работ по организации и освоению производства научно-технической продукции, полученной в результате выполнения инновационных проектов и заданий государственных научно-технических программ, а также мероприятий плана реализации Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007-20010 годы.
За счет средств инновационных фондов также могут финансироваться:
- строительство и реконструкция зданий, инженерных и транспортных коммуникаций и сооружений, связанных с направлениями использования инновационного фонда;
- приобретение оборудования, не входящего в сметы строек, связанного с направлениями использования инновационного фонда;
- проведение маркетинговых исследований, работ в области стандартизации и сертификации продукции (работ, услуг), систем качества, обеспечения единства измерений, рекламно-издательской деятельности, связанной с направлениями использования инновационных фондов;
- выдачу бюджетных займов, бюджетных ссуд, а также исполнение гарантий Правительства Республики Беларусь по кредитам, выданным (выдаваемым) на инновационные цели, а также уплату процентов по этим кредитам;
- погашение задолженности по привлеченным под гарантии Правительства Республики Беларусь иностранным кредитам и кредитам, выданным банками Республики Беларусь на инновационные цели, а также задолженности по бюджетным займам, бюджетным ссудам и банковским кредитам;
- разработку прогнозов развития организаций на 5 лет, бизнес-планов их развития на год, бизнес-планов инвестиционных проектов и другие цели, предусмотренные в Положении о порядке зачисления, направлениях и целях использования средств инновационных фондов, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь.
Финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических работ и освоение новых видов наукоемкой продукции за счет средств инновационных фондов осуществляется на конкурсной основе с проведением экспертизы представляемых проектов в порядке, установленном республиканскими органами государственного управления .
Наряду с выделенными на безвозвратной основе средства инновационных фондов могут предоставляться организациям, участвующим в образовании инновационных фондов, на цели, предусмотренные утвержденной сметой на возвратной основе.
- Методические рекомендации для подготовки к экзамену по курсу “Организация финансирования инвестиций.Проектноефинансирование.” билет № 1
- 1. Сущность инвестиций.
- 2.Консорциальное и синдицированное кредитование инвестиционных проектов.
- Билет №2
- 1.Понятие инвестиционной деятельности. Объекты и формы инвестиционной деятельности.
- 2. Экспертиза инвестиционных проектов в органах государственного управления. Порядок утверждения инвестиционных проектов.
- Билет № 3
- 1. Объекты и формы инвестиционной деятельности за рубежом
- 2.Классификация инвестиций. Характеристика отдельных видов инвестиций
- Билет № 4
- 1.Государственное регулирование инвестиционной деятельности. Методы регулирования.
- 2. Бизнес-план, его содержание и значение для организации финансирования инвестиционных проектов.
- Билет № 5
- 1. Значение и формы привлечения иностранного капитала
- 2. Лизинг, как эффективный метод финансирования инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования.
- Билет №6
- 1. Объекты и формы иностранной инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь, ее значение.
- 2. Особенности финансирования инвестиционных проектов за счет средств республиканского бюджета на конкурсной основе.
- Билет № 7
- 1. Сущность капитальных вложений и их роль. Структура капитальных вложений и направления ее совершенствования.
- 2.Финансирование строительства при подрядном способе выполнения работ.
- Билет 8
- 1.Проблемы и новые формы привлечения иностранного капитала в Республику Беларусь.
- 2. Инвестиционные банки: понятие и типы.
- Билет 9
- 1.Кредит банка как источник финансирования инвестиций. Объекты и условия инвестиционного кредитования.
- 2.Взносы резидентов в уставные фонды иностранных предприятий.
- Билет 10
- 1. Экономическая эффективность инвестиций в основной капитал. Статические (простые) методы оценки эффективности инвестиций
- 2.Гарантии и льготы резидентам сэз в Республике Беларусь.
- Билет 11
- 1.Объекты и формы инвестиционной деятельности белорусских субъектов за пределами республики.
- 2.Государственная вневедомственная и экологическая экспертиза инвестиционных проектов, ее значение.
- Билет 12
- 1.Активизация инвестиционной деятельности как условие устойчивого экономического роста страны.
- 2.Предоставление, погашение и сопровождение банковского инвестиционного кредита.
- Билет 13
- 1. Инвестиционный климат: содержание и значение. Необходимость его улучшения в Республике Беларусь.
- 2.Основные показатели, используемые для оценки эффективности инвестиционных проектов в условиях рыночной экономики.
- Билет 14
- 1.Гарантии прав инвесторов и защита инвестиций в Республике Беларусь.
- 2.Условия осуществления инвестиционных проектов по капитальному строительству и их финансирования.
- Билет 15
- 1.Понятие инвестиционного проекта, его значение. Стадии разработки и реализации проекта.
- 2.Инвестиционная политика Республики Беларусь на современном этапе.
- Билет 16
- 1.Сущность капитальных вложений, их структура
- 2.Необходимость дисконтирования денежных потоков по инвестиционным проектам. Определение коэффициента дисконтирования.
- Билет 17
- Понятие инвестиционного рынка. Операции банков на инвестиционном рынке, их общая характеристика.
- 2. Кредитование инвестиционных проектов за счет средств иностранных кредитов, привлекаемых в Республику Беларусь под гарантии правительства.
- Билет 18
- 1.Сущность и типы сэз.
- 2.Характеристика основных документов, необходимых для финансирования инвестиционных .
- Билет 19
- 1.Долгострочные инвестиции банков в уставные фонды других юридических лиц.
- 2.Создание и порядок государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями в Республике Беларусь.
- Билет 20
- 1.Проектное финансирование, его содержание и особенности организации. Типы проектного финансирования.
- 2.Порядок финансирования проектно-изыскательских работ. Расчеты за выполненные проектные работы.
- Билет 21
- 1. Собственные средства предприятий, направляемые на инвестиции. Проблемы их формирования.
- 2.Классификация инвестиционных рисков.
- Билет 22
- 1.Правовые основы инвестиционной деятельности в Республике Беларусь. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь: структура, содержание, значение.
- 2. Методы финансирования строительства при хозяйственном способе выполнения работ.
- Билет 23
- Особенности осуществления инвестиционной деятельности на основе концессий.
- Билет 24
- 1.Договорные отношения в капитальном строительстве.
- 2. Методы инвестирования, их развитие в условиях перехода к рыночной экономике.
- Билет 25
- Бюджетное финансирование инвестиций, его формы и развитие. Государственная поддержка инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь.
- 2. Подрядные торги в строительстве. Порядок их организации и проведения.
- Билет 26
- 1. Финансирование проектно-изыскательских работ
- 2.Формирование уставного фонда коммерческих организаций с иностранными инвестициями.
- Билет 27
- 1. Проектное финансирование в банке.
- 2. Порядок регистрации иностранных коммерческих организаций в Республике Беларусь.
- Билет 28
- 1. Финансирование строительства при подрядном способе выполнения работ
- 2. Свободные экономические зоны в Республике Беларусь