logo
Метод

1. Инвестиционный климат: содержание и значение. Необходимость его улучшения в Республике Беларусь.

В странах с переходной экономикой необходимость в иностранных инвестициях возникает при проведении государственной политики по снижению и стабилизации уровня инфляции, для формирования институтов рыночной экономики, осуществлении структурной перестройки экономики и обеспечении устойчивого экономического роста.

Ограниченность внутренних источников финансирования инвестиционной деятельности и наличие потребности в них для обеспечения расширенного воспроизводства, обновления производственного потенциала и расширения экспортных возможностей страны влекут за собой необходимость стимулирования привлечения иностранных инвестиций в экономику.

Условиями для привлечения иностранного капитала в экономику страны как правило являются наличие стабильной и прозрачной законодательной базы в области инвестиций; положительная оценка государственной экономической политики со стороны авторитетных международных финансово-кредитных организаций (МВФ, Всемирный банк и т.п.); наличие суверенного кредитного рейтинга; правовое обеспечение прав собственности иностранного инвестора; проведение льготной налоговой, таможенной, валютной политики для иностранных инвесторов и т.п.

Важное значение для привлечения иностранных инвестиций имеет стабильная социально-экономическая и политическая обстановка в стране-реципиенте инвестиций.

Привлечение иностранных инвестиций зависит от инвестиционного климата в стране, принимающей инвестиции и ее международного рейтинга. Под инвестиционным климатом понимается совокупность социально-экономических, политических, юридических и других факторов, влияющих на приток иностранных инвестиций в страну.

Инвестиционный климат складывается из стабильного и предсказуемого законодательства, особенностей системы налогообложения и режима использования прибыли и экономической безопасности и защиты инвестиций и многого другого.

Формирование благоприятного инвестиционного климата в стране связано с макроэкономической стабилизацией, сокращением уровня инфляции, преодолением спада производства, внедрением эффективных рыночных механизмов.

Немаловажное значением имеет развитие национальной системы страхования и гарантий рисков, связанных с реализацией инвестиционных проектов.

Страхование может охватывать как процесс вложения и освоения средств, так и объекты, построенные в результате инвестирования. Для реализации защиты инвестиций в рамках системы страхования целесообразно обеспечить максимально возможное взаимодействие национальных страховых компаний с крупными зарубежными перестраховочными фирмами.

Международное инвестиционное сотрудничество включает в себя: заключение двухсторонних соглашений о поощрении и защите инвестиций, избежание двойного налогообложения; создание в мире благоприятного имиджа страны-реципиента; развитие взаимоотношений с Европейским Союзом, Всемирной торговой организацией, международными финансово-кредитными организациями и учреждениями.

Реализация задач информационного обеспечения процесса привлечения инвестиций в экономику, включающего сбор, обработку и актуализацию информации о законодательстве, состоянии рынка, перспективах развития экономики и отдельных отраслей, о ходе приватизации, продаже ценных бумаг, формирование базы данных потенциальных инвесторов и заинтересованных в инвестициях предприятий и организаций требует создания единой системы в этой области.

Активизация иностранной инвестиционной деятельности предполагает совершенствование и развитие форм привлечения иностранного капитала. Создание совместных и иностранных предприятий не привело к заметному расширению участия западного капитала в обновлении экономики. Целесообразно шире использовать различные формы иностранных кредитов, в частности в виде банковских вкладов с покрытием кредита товарными поставками (компенсационные соглашения).

Привлечение иностранных инвестиций может осуществляться в форме концессий. Под концессией понимается передача на возмездной основе на определенный срок права осуществления отдельных видов деятельности, на которые распространяется исключительное право государства либо права пользования имуществом, находящихся в собственности государства.

Предметом концессионных соглашений являются права на осуществление отдельных видов деятельности, на которые закреплено исключительное право государства, а также недра, воды, леса, земли и другие объекты, являющиеся собственностью государства.

Эффективной формой прямых иностранных инвестиций в условиях неразвитости фондового рынка и повышенного риска инвестирования в республике, может стать привлечение венчурного (рискового) капитала. Объектами инвестиций для венчурного капитала являются предприятия и проекты, риск по которым слишком высок для получения банковских кредитов, но которые обещают высокие прибыли в случае успешной реализации.

Высокий уровень риска, связанный с инвестициями в республике, будет приемлем для венчурного капитала при условии, что он может получить соответствующее вознаграждение.

Перспективной формой иностранного инвестирования является также международный лизинг, позволяющий осуществить обновление производственной базы, внедрение новых и высоких технологий, повышение конкурентоспособности продукции на мировых рынках.

Развитие форм иностранного инвестирования связано с расширением использования международных лицензионных соглашений, заключаемых при передаче права на производство товаров и услуг, ноу-хау, технологии и т.п.

Перспективной формой расширения международного сотрудничества является заключение соглашений между фирмами, позволяющих объединить ограниченные ресурсы для совместных производственных исследовательских и других целей.

Увеличению притока иностранных инвестиций способствует создание свободных экономических зон, на территории которых действует льготный налоговый и таможенный режим.