logo
Метод

1.Правовые основы инвестиционной деятельности в Республике Беларусь. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь: структура, содержание, значение.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим инвестиционную деятельность в нашей стране, является Инвестиционный кодекс Республики Беларусь. Его основными целями ставилось определение общих правовых условий инвестиционной деятельности в Республике Беларусь. Содержание Кодекса направлено на защиту прав всех субъектов инвестиционной деятельности не зависимо от форм собственности, на эффективное функционирование народного хозяйства. Стимулирование привлечения иностранных инвестиций и формирование благоприятного инвестиционного климата в стране связано прежде всего с предоставлением особого правового режима иностранным инвестициям.

Правовой режим иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь, условия деятельности иностранных инвесторов и создаваемых с их участием юридических лиц не может быть менее благоприятным, чем соответствующим режим для имущества и имущественных прав, а также условия для инвестиционной деятельности белорусских юридических и физических лиц.

Таким образом иностранным инвестициям предоставляется «национальный» правовой режим.

Иностранным инвесторам государство гарантирует все права и защищает их наравне с национальными инвесторами:

- право собственности и иные вещные права, а также имущественные права, приобретенные законным образом;

- равенство прав, предоставляемых инвесторам независимо от их формы собственности при осуществлении инвестиционной деятельности;

стабильность прав инвестора по осуществлению инвестиционной деятельности и ее прекращению;

- право самостоятельно определять и осуществлять в соответствии с законодательными актами все действия, вытекающие из владения, пользования и распоряжения объектами и результатами инвестиционной деятельности.

Инвестиционное законодательство содержит особые гарантии для иностранных инвесторов:

- гарантии от безвозмездной национализации, реквизиции, и других мер, равных указанным по последствиям. Национализация и реквизиция возможны лишь со своевременной и полной компенсацией стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества и других убытков, причиняемых национализацией и реквизицией, которая должна быть равной реальной стоимости этого имущества на момент, непосредственно предшествовавший национализации или реквизиции либо их публичному объявлению. Компенсация должна включать процент, исчисленный по курсу, установленному на Лондонском межбанковском рынке (LIBOR) за период с даты фактической национализации или реквизиции либо их публичного объявления до даты фактической выплаты компенсация. Компенсация стоимости инвестиционного имущества выплачивается иностранному инвестору в валюте, в которой первоначально были осуществлены инвестиции. Размер компенсации может быть обжалован инвестором в суде;

- гарантия самостоятельного распоряжения прибылью (доходом) от инвестиционной деятельности после уплаты налогов и других обязательных платежей на цели инвестирования и реинвестирования, беспрепятственный перевод за пределы Республики Беларусь прибыли (дохода), полученной в результате инвестиционной деятельности, а также выручки от полной или частичной реализации инвестиционного имущества при прекращении инвестиционной деятельности.

Коммерческие организации с иностранными инвестициями, а также иностранные инвесторы пользуются всеми льготами по налоговым и таможенным платежам, установленными для юридических лиц Республики Беларусь.

Законодательство Республики Беларусь обеспечивает защиту и осуществление прав интеллектуальной собственности иностранных инвесторов.

Инвестиционным законодательством предусмотрены также условия трудовых соглашений, социального страхования лиц, работающих в коммерческих организациях с иностранными инвестициями. Производственные, трудовые и связанные с ними отношения в таких организациях регулируются коллективным договором (соглашением) и трудовыми договорами (контрактами).

Условия коллективного договора (соглашения) и трудовых договоров (контрактов) не могут ухудшать положение работников этой коммерческой организации с иностранными инвестициями в сравнении с условиями, предусмотренными действующими законодательными актами Республики Беларусь.

Вопросы оплаты труда, предоставления отпусков иностранным работникам коммерческой организации с иностранными инвестициями должны решаться в трудовых договорах (контрактах) с каждым из них. Их заработная плата в иностранной валюте может переводиться за границу.

Социальное страхование работников коммерческих организаций с иностранными инвестициями и их социальное обеспечение (за исключением пенсионного обеспечения иностранных работников) регулируются законодательными актами Республики Беларусь.

Органы государственного контроля могут осуществлять проверки выполнения законодательства строго в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством. Коммерческая организация с иностранными инвестициями обязана представлять этим органам необходимые для контроля документы и матери алы по своей деятельности. Коммерческая организация с иностранными инвестициями имеет право не выполнять требования этих органов по вопросам, не входящим в их компетенцию. Копия документа о проверке направляется коммерческой организации с иностранными инвестициями. При осуществлении проверок органы государственного контроля обязаны обеспечить сохранность коммерческой тайны данной организации, разглашение которой влечет ответственность в соответствии с законодательством.