1.Договорные отношения в капитальном строительстве.
Капитальное строительство может осуществляться подрядным, хозяйственным или смешанным способами (подрядным и хозяйственным), обусловленными прежде всего порядком финансирования затрат и взаимоотношениями сторон в процессе строительства.
Строительство объектов и выполнение работ подрядным способом является преобладающим.
При подрядном способе строительства строительно-монтажные работы выполняются специализированными организациями, имеющими лицензии на выполнение соответствующих видов строительных работ, на основе договора (контракта) строительного подряда с заказчиком. Договор подряда является основным правовым документом, регламентирующим взаимоотношения участников строительства. Подрядный способ ведения работ имеет ряд достоинств. Он обеспечивает условия для интенсификации строительства на базе максимального применения конструкций, деталей, узлов заводского изготовления, новейшей строительной техники, передовых методов ведения работ. Подрядные организации располагают постоянными кадрами рабочих-строителей, производственными фондами, выполняют работы индустриальными методами. Такой способ работ позволяет сокращать продолжительность строительства, повышать качество, снижать стоимость строительства, обеспечивать рост накоплений.
Заключение договоров подряда осуществляется в соответствии с правилами заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда, утвержденными Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 г. № 1450 (с изменениями и дополнениями).
Предметом договора подряда являются:
строительство, реконструкция предприятия, здания сооружения или иного объекта;
выполнение строительных и иных специальных монтажных работ.
Правила заключения и исполнения договоров (контрактов) распространяются также на работы по капитальному ремонту объектов.
Заказчиками и подрядчиками (генеральными подрядчиками, субподрядчиками) могут быть юридические и физические лица Республики Беларусь, других государств.
В качестве заказчика при подрядном способе ведения работ выступают: дирекция действующего предприятия, организации, отдельные граждане. Функцию заказчика на государственных новостройках производственного назначения, а также крупных объектов непроизводственного назначения, строящихся по индивидуальным проектам, может выполнять специально организуемая дирекция строящегося предприятия.
При строительстве жилых домов объектов социально-культурной сферы и коммунального хозяйства в областях, городах, районах создается служба единого заказчика, которая осуществляет реализацию инвестиционных программ за счет средств республиканского и местного бюджетов, а также средства юридических и физических лиц, вносящих их в порядке долевого участия.
При строительстве объектов для государственных нужд определяется государственный заказчик из числа государственных органов управления, обладающих необходимыми инвестиционными ресурсами, или организаций, наделенных правом распоряжаться такими ресурсами.
Дирекция или соответственно другие органы являются распорядителями всех средств, выделенных на финансирование инвестиционных проектов и затрат. Они заключают договоры с проектными, строительными организациями, поставщиками оборудования, на выполнение проектных, строительно-монтажных работ, на поставку оборудования.
Выбор подрядчика осуществляется:
для объектов, по которым проводятся подрядные торги, - по их результатам;
для объектов, по которым не проводятся подрядные торги - по усмотрению заказчика.
Заказчик часть обязанностей, а также полномочий по принятию от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком может передать инженеру (инженерной организации). Отношения между ними регулируются договором на оказание услуг. При этом согласие подрядчика на заключение такого договора требуется.
Подрядчик вправе привлекать, на основании договоров субподряда, в том числе на конкурсных условиях, для выполнения отдельных видов работ субподрядчиков. Выполнение обязанностей заказчика по работам, на которые генподрядчиком заключен договор субподряда, возлагается на генподрядчика, а обязанности подрядчика - на субподрядчика. Генподрядчик несет перед заказчиком ответственность за все работы, выполняемые им и субподрядчиком.
На принятые в эксплуатацию объекты и выполненные строительные работы устанавливается гарантийный срок два года.
Договор подряда заключается при наличии у заказчика: соответствующего документа, удостоверяющего права на земельный участок, решения местных исполнительных и распорядительных органов на строительство объекта; проектно-сметной документации прошедшей государственную вневедомственную экспертизу, согласованной и утвержденной в установленном порядке, если обязанность ее разработки не возложена на подрядчика; протокола о проведении подрядных торгов; протокола о результатах проведения подрядных торгов и выбора их победителя.
У подрядчика - лицензии на выполнение соответствующих видов строительных работ, действующей на территории Республики Беларусь.
Договор подряда может быть подписан сторонами не позднее 20 дней после завершения подрядных торгов и оформления протокола. В случае уклонения одной из сторон от заключения договора подряда, другая сторона вправе обратиться в хозяйственный суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения.
Если проведение подрядных торгов не является обязательным, то договор подряда заключается на основании переговоров и соглашения сторон он может быть подготовлен заказчиком или подрядчиком или совместно сторонами. До заключения договора подряда заказчик и подрядчик могут заключить предварительный договор, определяющий взаимоотношения сторон на стадии подготовки к строительству объекта.
При подготовке договора подряда подрядчиком заказчик представляет ему в согласованные сроки документы, указанные выше, а также:
предложения о цене и сроках строительства объекта или выполнения вида строительных работ;
график платежей;
график поставки конструкций, материалов, изделий, оборудования и инвентаря, если их поставка возлагается на заказчика соглашением сторон;
график выполнения пусконаладочных работ при вводе объекта в эксплуатацию в планируемом году;
график совмещения видов строительных работ и производственных процессов на действующих объектах с указанием в необходимых случаях возможных сроков временной остановки производства, а также исключения из сельскохозяйственного оборота земель в целях создания надлежащих условий для выполнения строительных работ; и другую документацию.
Срок рассмотрения подрядчиком указанных документов, составления и подписания договора подряда определяется по соглашению сторон, но не должен превышать 30 дней.
В указанный срок подрядчик разрабатывает график производства работ, а также график поставки конструкций, материалов, изделий, оборудования и инвентаря, осуществление которой он принимает на себя. Эти графики прилагаются к проекту договора подряда.
Подрядчик, направляя подписанный проект договора заказчику, определяет нормально необходимый срок (не менее 20 дней) в течение которого заказчик обязан рассмотреть этот проект и дать ответ. Если заключение договора является обязательным, то заказчик должен дать ответ в течение 30 дней со дня получения его проекта. Заказчик при несогласии с отдельными условиями полученного проекта договора подряда вправе оформить протокол разногласий с приложением его к договору.
В договоре подряда указываются следующие данные и обязательные условия:
наименование сторон и необходимые реквизиты;
предмет договора подряда (наименование и местоположение объекта строительства, виды строительных работ);
сроки (месяц и год) начала и завершения строительства объекта, выполнения строительных работ;
договорная (контрактная) цена объекта, вида строительных работ, устанавливаемая по результатам проведения торгов, а по объектам по которым проведение торгов не является обязательным, цена определяется по соглашению сторон;
порядок расчетов за выполненные работы;
источники финансирования;
распределение функций между заказчиком и подрядчиком по обеспечению объекта конструкциями, материалами, оборудованием;
обязанности заказчика и подрядчика при исполнении договора подряда;
порядок контроля заказчиком за качеством выполняемых подрядчиком работ и поставляемых конструкций, материалов, изделий, оборудования и инвентаря;
условия выплаты и размер премий за своевременный ввод объекта в эксплуатацию;
ответственность сторон при невыполнении обязательств по договору;
особенности приемки выполненных строительных работ, сдача объекта в эксплуатацию;
взаимоотношения сторон при наступлении форс-мажорных обстоятельств и другие условия.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие строительство, реконструкцию жилых помещений для граждан должны определять в договорах наряду с вышеперечисленными следующие существенные условия:
- размер и порядок внесения денежных средств гражданами;
- основания расторжения договора ранее установленного срока;
- порядок возврата гражданам денежных средств в случае неисполнения обязательства или расторжения договора ранее установленного срока;
- ответственность за неисполнение обязательств.
Обязательными приложениями к договору строительного подряда являются график производства работ и график платежей.
Договор субподряда заключается по результатам подрядных торгов, объявляемых генподрядчиком либо путем непосредственных переговоров с субподрядчиками. В договор субподряда включаются те же обязательные условия, что и в договор подряда. Кроме того, договором субподряда определяются перечни услуг, оказываемых генподрядчиком, а также размер и порядок уплаты субподрядчиком этих услуг.
Договором подряда может быть предусмотрена обязанность стороны, на которой лежит риск случайной гибели или случайного повреждения объектов строительства, материалов, оборудования застраховать соответствующие риски.
При строительстве объектов для государственных нужд, финансируемых за счет средств республиканского и местных бюджетов, внебюджетных фондов, кредитов банков государственный заказчик заключает с подрядчиком государственный контракт на выполнение подрядных работ с соблюдением требований Правил. При этом государственный заказчик выполняет обязанности и имеет права, установленные Правилами для заказчиков, за исключением права самостоятельно принимать решения об объемах выделения инвестиций и направлениях их использования; о передаче своих полномочий третьим лицам; о консервации или прекращении строительства объекта.
Заказчик несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств, предусмотренных договором подряда и уплачивает неустойку подрядчику в следующих размерах:
за необоснованное уклонение от приемки выполненных строительных работ и оформления подтверждающих их выполнение - 0,1 % стоимости этих работ за каждый день просрочки, но не более 10 % от стоимости строительных работ (объекта);
за несвоевременное перечисление аванса, средств на оплату выполненных и принятых строительных работ - 0,15 % неперечисленной суммы за каждый день просрочки;
за нарушение сроков поставки конструкций, материалов, оборудования - 0,15 % их стоимости за каждый день просрочки, но не более стоимости недопоставленных конструкций, материалов, изделий, оборудования, инвентаря.
Подрядчик несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств, предусмотренных договором подряда и уплачивает неустойку в действующих ценах заказчику в следующих случаях и размерах:
за несвоевременное обеспечение строительной готовности работ, в том числе за непредставление фронта работ - 0,1 % от их стоимости за каждый день просрочки;
за нарушение сроков выполнения строительных работ, являющихся предметом договора подряда, сдачи объекта в эксплуатацию - 0,15 % стоимости этих работ за каждый день просрочки, но не более 10 % стоимости строительных работ (объекта);
за несвоевременное устранение дефектов, выявленных в период гарантийного срока эксплуатации объекта - 0,15 % стоимости строительных работ по устранению дефектов за каждый день просрочки.
Подрядчик несет ответственность за некачественно выполненные работы, обнаруженные в пределах гарантийного срока.
Кроме предусмотренных настоящими правилами санкций за неисполнение обязательств по договору подряда сторона, нарушившая договор, возмещает другой стороне убытки в сумме, не покрытой неустойкой (штрафом, пеней).
Сторона, виновная в превышении установленных договором подряда сроков строительства объекта (выполнения строительных работ), возмещает другой стороне причиненные этим убытки.
- Методические рекомендации для подготовки к экзамену по курсу “Организация финансирования инвестиций.Проектноефинансирование.” билет № 1
- 1. Сущность инвестиций.
- 2.Консорциальное и синдицированное кредитование инвестиционных проектов.
- Билет №2
- 1.Понятие инвестиционной деятельности. Объекты и формы инвестиционной деятельности.
- 2. Экспертиза инвестиционных проектов в органах государственного управления. Порядок утверждения инвестиционных проектов.
- Билет № 3
- 1. Объекты и формы инвестиционной деятельности за рубежом
- 2.Классификация инвестиций. Характеристика отдельных видов инвестиций
- Билет № 4
- 1.Государственное регулирование инвестиционной деятельности. Методы регулирования.
- 2. Бизнес-план, его содержание и значение для организации финансирования инвестиционных проектов.
- Билет № 5
- 1. Значение и формы привлечения иностранного капитала
- 2. Лизинг, как эффективный метод финансирования инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования.
- Билет №6
- 1. Объекты и формы иностранной инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь, ее значение.
- 2. Особенности финансирования инвестиционных проектов за счет средств республиканского бюджета на конкурсной основе.
- Билет № 7
- 1. Сущность капитальных вложений и их роль. Структура капитальных вложений и направления ее совершенствования.
- 2.Финансирование строительства при подрядном способе выполнения работ.
- Билет 8
- 1.Проблемы и новые формы привлечения иностранного капитала в Республику Беларусь.
- 2. Инвестиционные банки: понятие и типы.
- Билет 9
- 1.Кредит банка как источник финансирования инвестиций. Объекты и условия инвестиционного кредитования.
- 2.Взносы резидентов в уставные фонды иностранных предприятий.
- Билет 10
- 1. Экономическая эффективность инвестиций в основной капитал. Статические (простые) методы оценки эффективности инвестиций
- 2.Гарантии и льготы резидентам сэз в Республике Беларусь.
- Билет 11
- 1.Объекты и формы инвестиционной деятельности белорусских субъектов за пределами республики.
- 2.Государственная вневедомственная и экологическая экспертиза инвестиционных проектов, ее значение.
- Билет 12
- 1.Активизация инвестиционной деятельности как условие устойчивого экономического роста страны.
- 2.Предоставление, погашение и сопровождение банковского инвестиционного кредита.
- Билет 13
- 1. Инвестиционный климат: содержание и значение. Необходимость его улучшения в Республике Беларусь.
- 2.Основные показатели, используемые для оценки эффективности инвестиционных проектов в условиях рыночной экономики.
- Билет 14
- 1.Гарантии прав инвесторов и защита инвестиций в Республике Беларусь.
- 2.Условия осуществления инвестиционных проектов по капитальному строительству и их финансирования.
- Билет 15
- 1.Понятие инвестиционного проекта, его значение. Стадии разработки и реализации проекта.
- 2.Инвестиционная политика Республики Беларусь на современном этапе.
- Билет 16
- 1.Сущность капитальных вложений, их структура
- 2.Необходимость дисконтирования денежных потоков по инвестиционным проектам. Определение коэффициента дисконтирования.
- Билет 17
- Понятие инвестиционного рынка. Операции банков на инвестиционном рынке, их общая характеристика.
- 2. Кредитование инвестиционных проектов за счет средств иностранных кредитов, привлекаемых в Республику Беларусь под гарантии правительства.
- Билет 18
- 1.Сущность и типы сэз.
- 2.Характеристика основных документов, необходимых для финансирования инвестиционных .
- Билет 19
- 1.Долгострочные инвестиции банков в уставные фонды других юридических лиц.
- 2.Создание и порядок государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями в Республике Беларусь.
- Билет 20
- 1.Проектное финансирование, его содержание и особенности организации. Типы проектного финансирования.
- 2.Порядок финансирования проектно-изыскательских работ. Расчеты за выполненные проектные работы.
- Билет 21
- 1. Собственные средства предприятий, направляемые на инвестиции. Проблемы их формирования.
- 2.Классификация инвестиционных рисков.
- Билет 22
- 1.Правовые основы инвестиционной деятельности в Республике Беларусь. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь: структура, содержание, значение.
- 2. Методы финансирования строительства при хозяйственном способе выполнения работ.
- Билет 23
- Особенности осуществления инвестиционной деятельности на основе концессий.
- Билет 24
- 1.Договорные отношения в капитальном строительстве.
- 2. Методы инвестирования, их развитие в условиях перехода к рыночной экономике.
- Билет 25
- Бюджетное финансирование инвестиций, его формы и развитие. Государственная поддержка инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь.
- 2. Подрядные торги в строительстве. Порядок их организации и проведения.
- Билет 26
- 1. Финансирование проектно-изыскательских работ
- 2.Формирование уставного фонда коммерческих организаций с иностранными инвестициями.
- Билет 27
- 1. Проектное финансирование в банке.
- 2. Порядок регистрации иностранных коммерческих организаций в Республике Беларусь.
- Билет 28
- 1. Финансирование строительства при подрядном способе выполнения работ
- 2. Свободные экономические зоны в Республике Беларусь