Система показателей рентабельности активов
Показатели рентабельности активов рассчитываются как отношение показателей прибыли к показателям средних за отчетный период активов предприятия, из которых наиболее важными являются:
все активы предприятия;
инвестиционный капитал (собственные средства и долгосрочные обязательства);
акционерный (собственный) капитал.
Специфика данных показателей заключается в том, что они отвечают интересам всех участников бизнеса предприятия:
администрацию предприятия интересует рентабельность всего капитала (всех активов);
потенциальных инвесторов или кредиторов интересует рентабельность инвестиционного капитала;
собственников и учредителей интересует рентабельность собственного капитала (акционерного капитала).
Рентабельность активов – важнейший показатель эффективности деятельности коммерческой организации, основной норматив или средняя величина в рыночной экономике, с которым соотносятся индивидуальные показатели предприятий для обоснования их конкурентоспособности.
Рассмотрим основные показатели рентабельности активов:
Общая рентабельность активов по бухгалтерской прибыли (т. е. прибыли до налогообложения):
.
Общая рентабельность активов по чистой прибыли:
.
Рентабельность производственных активов (имущества) по бухгалтерской прибыли:
.
Рентабельность производственных активов (имущества) по чистой прибыли:
.
Средняя величина производственных активов (имущества) включает основные производственные средства, нематериальные активы и запасы (оборотные материальные активы).
Данные четыре показателя называются экономической рентабельностью и используются для оценки экономической эффективности инвестиций и хозяйственной деятельности в целом.
Рентабельность собственного капитала по бухгалтерской прибыли:
.
Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли:
.
Средняя величина собственного капитала – это итог третьего раздела баланса «Капитал и резервы», или уточненный реальный собственный капитал (чистые активы).
Данные показатели рентабельности называют финансовой рентабельностью, поскольку они определяют эффективность использования не только активов, но и эффективность управления капиталом.
К частным показателям рентабельности активов относятся:
Рентабельность внеоборотных активов:
.
Рентабельность внеоборотных активов показывает эффективность их использования предприятием в отчетном периоде. Динамика этого показателя оценивается путем сопоставления с динамикой рентабельности всех активов и рентабельности оборотных активов.
Сравнительная оценка увеличения или уменьшения доли внеоборотных активов во всех активах должна быть увязана с достаточностью или избыточностью внеоборотных активов для решения производственных и финансовых задач предприятия.
Увеличение доли внеоборотных активов может быть связано с совершенствованием или радикальным изменением производственных технологий, а также с излишним приобретением основных средств, с точки зрения производственных задач.
Снижение доли внеоборотных активов может быть связано с возрастанием доли оборотных активов в результате расширения объемов деятельности, осуществляемого путем более полной загрузки имеющихся производственных мощностей.
Рентабельность оборотных активов:
.
Рентабельность оборотных активов показывает эффективность их использования предприятием в отчетном периоде.
Оценка сравнительной динамики рентабельности оборотных активов и рентабельности всех активов должна основываться на тщательном анализе причин изменения доли оборотных активов во всех активах. Изменение доли оборотных активов может быть связано с увеличением масштабов деятельности предприятия, с образованием излишних (неиспользуемых) запасов, с ускорением оборачиваемости оборотных активов или с недостаточными закупками сырья и материалов из-за дефицита источников финансирования.
В процессе анализа рентабельности исследуются уровни показателей, их динамика, определяется система факторов, влияющих на их изменение, количественная оценка влияния факторов и разрабатываются мероприятия по повышению показателей рентабельности.
- Экономический анализ как наука и практика
- Экономический анализ и его роль в управлении предприятием
- Предмет и объекты экономического анализа
- Задачи экономического анализа
- Принципы экономического анализа
- Методология и методика экономического анализа
- Классификация приемов и способов экономического анализа
- Классификация видов экономического анализа
- Содержание финансового и управленческого анализа и последовательность его проведения
- Сущность и этапы проведения комплексного экономического анализа
- Система показателей комплексного экономического анализа
- Комплексный управленческий анализ в разработке и мониторинге бизнес-планов
- Этапы разработки бизнес-плана
- Роль анализа в разработке и мониторинге основных плановых показателей
- Структура комплексного бизнес-плана
- Сметное планирование (бюджетирование) и анализ исполнения смет
- Организация бюджетирования. Бюджетный цикл
- Система сметного планирования
- Методы и методика составления некоторых видов смет
- Цель и задачи маркетингового анализа
- Объекты маркетингового анализа
- Методы маркетингового анализа
- Задачи анализа производства и реализации продукции
- Анализ объемов производства и ассортимента продукции
- Анализ комплектности и ритмичности
- Анализ качества продукции
- Анализ потерь от брака
- Анализ выполнения договорных обязательств и объемов реализации продукции
- Анализ технико-организационного уровня и других условий хозяйственной деятельности
- Общая характеристика технического состояния и развития предприятия
- Цели и задачи анализа состояния и использования основных фондов
- Оценка наличия, состава и структуры основных фондов
- Анализ состояния и движения основных фондов
- Анализ использования основных фондов
- Задачи и основные направления анализа трудовых ресурсов
- Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами
- Анализ эффективности использования рабочего времени
- Анализ производительности труда
- Анализ фонда заработной платы и выплат социального характера
- Задачи анализа материальных ресурсов
- Анализ обеспеченности материальными ресурсами
- Анализ материальных затрат как фактора риска невостребованности продукции
- Анализ эффективности использования материальных ресурсов
- Анализ затрат и управление себестоимостью продукции
- Цель и задачи анализа себестоимости продукции
- Анализ совокупных издержек предприятия
- Анализ затрат по экономическим элементам и калькуляционным статьям
- Анализ затрат на рубль продукции (работ, услуг)
- Методика определения резервов снижения себестоимости продукции
- Анализ финансовых результатов и рентабельности продаж
- . Задачи анализа экономических результатов деятельности предприятия
- Сравнительный анализ состава и динамики прибыли
- Анализ прибыли от реализации продукции
- Анализ использования прибыли
- Анализ рентабельности продаж и затрат
- Анализ рентабельности активов и собственного капитала
- Система показателей рентабельности активов
- Расчет чистых активов для оценки использования собственного капитала
- Моделирование показателей рентабельности активов
- Финансовое состояние коммерческой организации
- И методы его анализаЗадачи анализа финансового состояния
- Анализ структуры и динамики активов предприятия
- Анализ структуры и динамики источников формирования активов предприятия
- Анализ показателей финансовой устойчивости
- Оценка платежеспособности и ликвидности предприятия
- Анализ показателей деловой активности предприятия
- Анализ эффективности капитальных и финансовых вложений
- Основы инвестиционного анализа
- Анализ эффективности ценных бумаг и их инвестиционной привлекательности
- Анализ эффективности инвестиционных проектов
- Методы комплексного анализа уровня использования экономического потенциала предприятия
- Сущность и виды рейтинговой оценки
- Подходы к построению рейтинговой оценки