Классификация видов экономического анализа
Вид экономического анализа представляет собой теоретическое и практическое обособление аналитической работы, осуществляемой в процессе управления производством.
В зависимости от характера объектов управления (что анализируется) выделяют виды анализа, отражающие уровни общественного воспроизводства:
технико-экономический анализ изучает взаимодействие технических и экономических процессов и их влияние на экономические результаты деятельности предприятия или организации.
Другими словами, технико-экономический анализ – это анализ показателей состояния и развития производства;
в основе финансово-экономического анализа находятся финансовые результаты деятельности предприятия. Финансово-экономический анализ проводится по финансовым показателям бухгалтерского учета и финансовой отчетности деятельности предприятия и позволяет определить выполнение финансового плана, эффективность использования собственного и заемного капитала, резервы увеличения суммы прибыли, роста рентабельности, улучшения финансового состояния и платежеспособности предприятия;
социально-экономический анализ изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности. Он позволяет выявить острые социальные вопросы, возникающие у работников предприятия и дает возможность руководству предприятия принимать соответствующие управленческие решения. Источником информации выступает заработная плата работников, премии, условия работы, обеспеченность работников предприятия жильем, медицинским обслуживанием и др.;
экономико-статистический анализ применяется при изучении массовых явлений на разных уровнях управления;
экономико-экологический анализ исследует взаимодействие экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию;
маркетинговый анализ применяется для изучения рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.
По признаку субъекта управления (кто анализирует) выделяют:
внутренний, или управленческий, анализ, субъектами управленческого анализа являются администрация, руководство предприятия и его отдельных подразделений, которые анализируют всю возможную внутрихозяйственную и внешнюю информацию с целью управления предприятием и достижения максимально возможного экономического эффекта;
внешний, или финансовый, анализ, субъектами финансового анализа, в основном по данным публичной бухгалтерской (финансовой) отчетности, являются органы хозяйственного государственного управления (министерства, налоговые и статистические органы), кредитные и финансовые органы, поставщики и покупатели, инвесторы и т. д.
По признаку повторяемости различают:
периодический анализ (годовой, квартальный, месячный, декадный, каждодневный, сменный);
разовый непериодический анализ.
По пространственному признаку различают:
внутрихозяйственный анализ, он изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений;
межхозяйственный анализ сравнивает результаты деятельности двух или более предприятий, что позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности предприятия.
По отраслевому признаку, который основывается на общественном разделении труда, анализ делится на:
отраслевой, он учитывает специфику отдельных отраслей экономики (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли и т. д.);
межотраслевой, он осуществляется на уровне отраслей национальной экономики.
По признаку времени экономический анализ подразделяется на:
предварительный, или перспективный;
последующий, или ретроспективный.
Ретроспективный анализ проводится после совершения хозяйственных операций. Он используется для контроля и выявления неиспользованных резервов.
В свою очередь ретроспективный анализ подразделяется на:
оперативный;
текущий.
Оперативный (ситуационный) анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (сутки, смену, декаду).
Текущий анализ проводится на основе итоговых результатов работы предприятия по важнейшим отчетным периодам (месяц, квартал, год).
Перспективный (предварительный, или прогнозный) анализ изучает экономические явления и процессы с позиций будущего, т. е. перспективы их развития. Предварительный анализ проводится до осуществления хозяйственных операций.
По методике проведения исследования выделяют:
маржинальный анализ;
функционально-стоимостный анализ;
диагностический анализ;
факторный анализ;
комплексный анализ.
- Экономический анализ как наука и практика
- Экономический анализ и его роль в управлении предприятием
- Предмет и объекты экономического анализа
- Задачи экономического анализа
- Принципы экономического анализа
- Методология и методика экономического анализа
- Классификация приемов и способов экономического анализа
- Классификация видов экономического анализа
- Содержание финансового и управленческого анализа и последовательность его проведения
- Сущность и этапы проведения комплексного экономического анализа
- Система показателей комплексного экономического анализа
- Комплексный управленческий анализ в разработке и мониторинге бизнес-планов
- Этапы разработки бизнес-плана
- Роль анализа в разработке и мониторинге основных плановых показателей
- Структура комплексного бизнес-плана
- Сметное планирование (бюджетирование) и анализ исполнения смет
- Организация бюджетирования. Бюджетный цикл
- Система сметного планирования
- Методы и методика составления некоторых видов смет
- Цель и задачи маркетингового анализа
- Объекты маркетингового анализа
- Методы маркетингового анализа
- Задачи анализа производства и реализации продукции
- Анализ объемов производства и ассортимента продукции
- Анализ комплектности и ритмичности
- Анализ качества продукции
- Анализ потерь от брака
- Анализ выполнения договорных обязательств и объемов реализации продукции
- Анализ технико-организационного уровня и других условий хозяйственной деятельности
- Общая характеристика технического состояния и развития предприятия
- Цели и задачи анализа состояния и использования основных фондов
- Оценка наличия, состава и структуры основных фондов
- Анализ состояния и движения основных фондов
- Анализ использования основных фондов
- Задачи и основные направления анализа трудовых ресурсов
- Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами
- Анализ эффективности использования рабочего времени
- Анализ производительности труда
- Анализ фонда заработной платы и выплат социального характера
- Задачи анализа материальных ресурсов
- Анализ обеспеченности материальными ресурсами
- Анализ материальных затрат как фактора риска невостребованности продукции
- Анализ эффективности использования материальных ресурсов
- Анализ затрат и управление себестоимостью продукции
- Цель и задачи анализа себестоимости продукции
- Анализ совокупных издержек предприятия
- Анализ затрат по экономическим элементам и калькуляционным статьям
- Анализ затрат на рубль продукции (работ, услуг)
- Методика определения резервов снижения себестоимости продукции
- Анализ финансовых результатов и рентабельности продаж
- . Задачи анализа экономических результатов деятельности предприятия
- Сравнительный анализ состава и динамики прибыли
- Анализ прибыли от реализации продукции
- Анализ использования прибыли
- Анализ рентабельности продаж и затрат
- Анализ рентабельности активов и собственного капитала
- Система показателей рентабельности активов
- Расчет чистых активов для оценки использования собственного капитала
- Моделирование показателей рентабельности активов
- Финансовое состояние коммерческой организации
- И методы его анализаЗадачи анализа финансового состояния
- Анализ структуры и динамики активов предприятия
- Анализ структуры и динамики источников формирования активов предприятия
- Анализ показателей финансовой устойчивости
- Оценка платежеспособности и ликвидности предприятия
- Анализ показателей деловой активности предприятия
- Анализ эффективности капитальных и финансовых вложений
- Основы инвестиционного анализа
- Анализ эффективности ценных бумаг и их инвестиционной привлекательности
- Анализ эффективности инвестиционных проектов
- Методы комплексного анализа уровня использования экономического потенциала предприятия
- Сущность и виды рейтинговой оценки
- Подходы к построению рейтинговой оценки