Анализ совокупных издержек предприятия
Анализ бизнес-процессов – основное направление снижения затрат в целом и себестоимости продукции в частности. Цепочка бизнес-процессов, создающая стоимость продукции, начинается с обеспечения сырьем и продолжается в процессе производства частей и компонентов продукции, сборки и выпуска продукции, оптовой и розничной продажи продукции конечным потребителям. Анализируя цепочку создания себестоимости и стоимости продукции, можно найти варианты снижения затрат.
Для управления себестоимостью при анализе используется классификация издержек по разным критериям.
Издержки – это денежное выражение затрат, необходимых для осуществления предприятием своей производственной и реализационной деятельности.
Для анализа поведения затрат и взаимосвязи затрат, объема и прибыли издержки подразделяют на постоянные и переменные.
Переменные затраты – это затраты, величина которых изменяется пропорционально изменению объема производства продукции. Следовательно, размер этих расходов на каждую единицу продукции остается неизменным. К переменным затратам чаще всего относят сырье и материалы; заработную плату рабочих; арендную плату, если ее величина устанавливается в качестве определенного процента с оборота предприятия; издержки на энергоносители, необходимые для производства продукции; издержки на доставку продукции, если этот вид услуг перепоручается предприятием какой-либо третьей стороне – железной дороге, почте, автотранспортному предприятию.
Постоянные затраты – это затраты, величина которых не изменяется при изменении объема производства. Размер этих расходов на каждую единицу продукции изменяется с изменением объема производства и реализации продукции. К постоянным затратам относятся заработная плата административного персонала (оклады), арендная плата, расходы на эксплуатацию и ремонт машин, издержки на энергоносители (электричество, газ, нефть, уголь), которые направлены на удовлетворение энергопотребностей (например на освещение и отопление), издержки на доставку товаров, если на предприятии существует для этих целей собственный транспорт, маркетинговые издержки, амортизация.
Общая сумма затрат на производство и реализацию продукции может измениться из-за:
объема продукции;
структуры продукции;
уровня переменных затрат на единицу продукции;
суммы постоянных расходов.
На практике многие издержки не так явно можно разделить на постоянные и переменные. Это является сложной задачей для бухгалтера-аналитика и почти невыполнимой для внешнего аналитика, не имеющего данных внутреннего учета.
Чаще всего в российской практике издержки подразделяются на издержки производства и издержки обращения.
Издержки производства – это расходы, связанные с изготовлением товарной продукции предприятия и образующие ее производственную себестоимость (сырье, материалы, заработная плата рабочих и т. д.).
Издержки обращения – это затраты, связанные с реализацией продукции потребителям, т. е. затраты по отгрузке продукции покупателям, затраты на доставку, расходы на тару и упаковочные материалы, рекламу, изучение рынка, комиссионные сборы и отчисления.
Совокупность затрат на производство и реализацию продукции включается в бюджет расходов и определяет структуру себестоимости продукции (работ, услуг).
На структуру затрат влияют следующие факторы:
техническая оснащенность производства;
уровень автоматизации и механизации труда;
специализация технико-экономической деятельности;
природно-климатические условия;
месторасположения предприятия.
При этом факторы делятся на группы:
прямо зависящие от работы предприятия (снижение расхода сырья, материалов, топлива и электроэнергии на единицу продукции; изменение структуры потребляемого сырья, материалов, топлива; улучшение использования основных фондов и др.);
не зависящие от работы предприятия (природно-климатические условия, месторасположение предприятия и т. д.).
В рамках анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия проводится расчет влияния каждого фактора на себестоимость продукции.
- Экономический анализ как наука и практика
- Экономический анализ и его роль в управлении предприятием
- Предмет и объекты экономического анализа
- Задачи экономического анализа
- Принципы экономического анализа
- Методология и методика экономического анализа
- Классификация приемов и способов экономического анализа
- Классификация видов экономического анализа
- Содержание финансового и управленческого анализа и последовательность его проведения
- Сущность и этапы проведения комплексного экономического анализа
- Система показателей комплексного экономического анализа
- Комплексный управленческий анализ в разработке и мониторинге бизнес-планов
- Этапы разработки бизнес-плана
- Роль анализа в разработке и мониторинге основных плановых показателей
- Структура комплексного бизнес-плана
- Сметное планирование (бюджетирование) и анализ исполнения смет
- Организация бюджетирования. Бюджетный цикл
- Система сметного планирования
- Методы и методика составления некоторых видов смет
- Цель и задачи маркетингового анализа
- Объекты маркетингового анализа
- Методы маркетингового анализа
- Задачи анализа производства и реализации продукции
- Анализ объемов производства и ассортимента продукции
- Анализ комплектности и ритмичности
- Анализ качества продукции
- Анализ потерь от брака
- Анализ выполнения договорных обязательств и объемов реализации продукции
- Анализ технико-организационного уровня и других условий хозяйственной деятельности
- Общая характеристика технического состояния и развития предприятия
- Цели и задачи анализа состояния и использования основных фондов
- Оценка наличия, состава и структуры основных фондов
- Анализ состояния и движения основных фондов
- Анализ использования основных фондов
- Задачи и основные направления анализа трудовых ресурсов
- Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами
- Анализ эффективности использования рабочего времени
- Анализ производительности труда
- Анализ фонда заработной платы и выплат социального характера
- Задачи анализа материальных ресурсов
- Анализ обеспеченности материальными ресурсами
- Анализ материальных затрат как фактора риска невостребованности продукции
- Анализ эффективности использования материальных ресурсов
- Анализ затрат и управление себестоимостью продукции
- Цель и задачи анализа себестоимости продукции
- Анализ совокупных издержек предприятия
- Анализ затрат по экономическим элементам и калькуляционным статьям
- Анализ затрат на рубль продукции (работ, услуг)
- Методика определения резервов снижения себестоимости продукции
- Анализ финансовых результатов и рентабельности продаж
- . Задачи анализа экономических результатов деятельности предприятия
- Сравнительный анализ состава и динамики прибыли
- Анализ прибыли от реализации продукции
- Анализ использования прибыли
- Анализ рентабельности продаж и затрат
- Анализ рентабельности активов и собственного капитала
- Система показателей рентабельности активов
- Расчет чистых активов для оценки использования собственного капитала
- Моделирование показателей рентабельности активов
- Финансовое состояние коммерческой организации
- И методы его анализаЗадачи анализа финансового состояния
- Анализ структуры и динамики активов предприятия
- Анализ структуры и динамики источников формирования активов предприятия
- Анализ показателей финансовой устойчивости
- Оценка платежеспособности и ликвидности предприятия
- Анализ показателей деловой активности предприятия
- Анализ эффективности капитальных и финансовых вложений
- Основы инвестиционного анализа
- Анализ эффективности ценных бумаг и их инвестиционной привлекательности
- Анализ эффективности инвестиционных проектов
- Методы комплексного анализа уровня использования экономического потенциала предприятия
- Сущность и виды рейтинговой оценки
- Подходы к построению рейтинговой оценки