logo
КЭАХД крат курс

Анализ выполнения договорных обязательств и объемов реализации продукции

Анализ по реализованной продукции производится как по объему в целом, так и по выполнению государственного заказа и по другим договорам. Госзаказ – это система договоров на выполнение продукции, которая закупается государством, планы по государственным заказам согласуются, чаще всего это относится к продукции производственно-технического назначения. Получить госзаказ на предприятие означает, что оно будет обеспечено ресурсами со стороны государства (материальными и финансовыми), а также будут решены проблемы в области реализации продукции, поскольку продукция по госзаказу, как правило, планируется под определенных потребителей.

Анализ выполнения договоров поставки проводят по количеству, в стоимостном выражении, по качеству, номенклатуре, комплектации, обязательно с учетом сроков поставок реализуемой продукции. Оцениваются причины, по которым указанные показатели не выполняются.

Объем реализации продукции зависит от целой группы факторов, относящихся к внешней и внутренней среде. К внешним факторам, которые не зависят от предприятия, относятся: покупательский спрос, доходы населения, общая ситуация в стране и т. д.

К внутренним факторам, которые зависят непосредственно от предприятия, относятся цены на продукцию, объем произведенной продукции и остатки нереализованной продукции на конец и начало периода.

Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. План реализации продукции может быть перевыполнен за счет увеличения ее выпуска и сверхплановых остатков товаров, отгруженных покупателям на начало года. Отрицательное влияние на объем продаж оказывают увеличение остатков готовой продукции на складах предприятия, а также рост остатков отгруженных товаров на конец года, оплата за которые еще не поступила на расчетный счет предприятия. Поэтому в процессе анализа необходимо выяснить причины образования сверхплановых остатков на складах, причины несвоевременной оплаты продукции покупателями и разработать конкретные мероприятия по ускорению реализации продукции и получению выручки.