logo
Маркетинг курс

1. Анализ отрасли производства мороженого

В середине 80 - х, на волне борьбы за трезвый образ жизни, минторг РСФСР разработал специальную программу развития отечественного мороженого. Согласно планам, московские производители должны были стать флагманами отрасли. Перед столичными фабриками была поставлена задача максимально расширить ассортимент, то есть научиться производить мороженое а глазури, в шоколаде, с фруктовыми наполнителями, на деревянных палочках, в пакетиках и т.п.

Средства на реализацию программы были получены за счет специально выделенных экспортных квот на икру и нефть. В начале 90 - х годов икру и нефть на мороженое менять перестали, а на отечественном рынке появились импортные конкуренты в ярких пакетиках и стаканах - Mars, Snickers, Bounty, Opal Fruit, Baskin Robbins и другие. Российские производители, быстро сориентировались в ситуации, начали серьезно работать над собственным ассортиментом и упаковкой. Для адекватной рыночной борьбы с иностранцами у нашего мороженого был ряд преимуществ. Во-первых, дешевизна. Во-вторых, национальная культура потребления: россияне традиционно едят сливочное мороженое с высоким содержанием жира. Западные же производители произвели то, что любят в Европе, - молочный продукт с минимальной жирностью.

В результате доля иностранного мороженого на российском рынке никогда не была высокой. Например, в 1996 году она составила не более 20%,а в 1998году вообще упала до 5%. Тем не менее иностранное присутствие сыграло свою роль.

За последний год отечественный рынок мороженного претерпел драматические изменения последствия которых сложно сейчас прогнозировать в полной мере. Панорама надо сказать открывается довольно мрачная. Общая картина складывается из наложения нескольких тенденций:

В общем рынок сильно перегрет а конечный потребитель не готов увеличить его емкость. Можно утверждать что еще большие проблемы в ближайшем будущем начнут испытывать буквально все участники этого рынка состояние дел у которых стоит рассмотреть по порядку. Начнем с розницы.

Согласно утверждению авторитетных экспертов выручка с каждой торговой точки неуклонно снижается и в основном из-за увеличения их числа при относительно постоянной ёмкости рынка. На следующий год можно прогнозировать увеличение количества розничных точек процентов на пятьдесят в результате чего большинство средних и мелких фирм перейдут точку безубыточности. Полный же крах в системе розничной торговли мороженым наступит в ноябре 2000 года. К этому можно добавить что для сохранения рентабельности розница должна будет увеличить торговую надбавку что приведет к дальнейшему снижению покупательного спроса и емкости рынка. А это уже следующий виток имеющий прямое отношение к производителям.

В 1999г отрасль столкнулась с относительно новым явлением в индустрии мороженого – с кризисом перепроизводства. Установленных в России мощностей хватило бы для производства 600 тысяч тонн мороженого в год а емкость рынка грубо можно оценить в 220 – 280 тысяч тонн. Последняя цифра выведена из тенденции прошлого года. Возможно имеется значительное количество неучтенного мороженого типа вафельных стаканов произведенных где-нибудь в горах Северного Кавказа либо за Полярным кругом и благополучно съеденных нашими соотечественниками. Однако в любом случае ситуация неутешительная перепроизводство на лицо.

В настоящее время на рынок мороженого приходят новые участники перемещаясь из смежных областей бизнеса (шоколад, молочные продукты, упаковка, зерно и т.п.). Располагая значительным капиталом и сетью региональных филиалов они начинают скупку производств и организацию собственных сбытовых сетей, доставляя немало проблем «старожилам».

Изменилась также структура потребления мороженого. Из-за сокращения реальных доходов населения (особенно в регионах) более половины съедаемого мороженого составил вафельный стаканчик и вафельный брикет. А красиво упакованное и более технологичное мороженое заметно утратило свою актуальность.

Таблица 1

Оценка долей мороженого произведенного в 1999г.

Группа

Оценка доли рынка %

Тенденции к развитию

Фасованное индустриальное (место распространения: киоски, магазины)

около 65

Устойчивый рост

Весовое индустриальное (место распространения: предприятия общественного питания)

около 15

Снижение доли

Мягкое мороженое и молочные коктейли (предприятия общественного питания)

около 15

Стабильное положение

Мороженое приготовленное индустриальным способом (предприятия общественного питания)

около 5

Увеличение доли

Наконец самое примечательное явление рынка – крупные продавцы мороженого почти поголовно переходят в ранг производителей. Предпосылкой такой трансформации со стороны бывших дистрибьюторов является наличие у них своих сбытовых каналов а главным побудительным мотивом – их неудовлетворенность в работе с существующими производителями. Производители требуют чтобы мороженое у них покупали зимой а оптовые покупатель желают получить его в пик летнего сезона. Оптовики хотят получать скидки за объемы продаж а производители привычно считают что мороженое само по себе продается а оптовики просто паразиты.

В результате за 1999год в России установлено около сотни новых (или реанимированных старых) линий по производству вафельных стаканчиков и брикетов. Ценовая тенденция на этот товар явно говорит о том что в следующем сезоне добрая половина из них будет простаивать. А ведь каждый кто строил собственное производство пусть и небольшое свято верил что он заработает больше чем на торговле. Мировой же опыт говорит что более 40% новых проектов оказываются убыточными. Но хочется верить что в будущем году все производители найдут свои рынки сбыта.

Выводы:

  1. Производство мороженого находится на этапе зрелости:

Рост

Зрелость

Зарождение

Упадок

  1. В отрасли наблюдается резкое возрастание конкуренции в связи с выходом на рынок новых отечественных и зарубежных производителей.

  2. Снижение покупательского спроса и изменения в структуре потребления в связи с сокращением реальных доходов населения

  3. Недоиспользование производственных мощностей составляет более 50 %. Таким образом в наиболее благоприятных условиях оказываются региональные производители мороженого ориентированные на местные рынки сбыта и имеющие прочные связи с поставщиками и оптовыми покупателями.