logo
Маркетинг курс

Оценка издержек производства

Величина издержек производства определяет минимальную цену, которую предприятие может запросить за свой продукт. Предприятия стараются установить такую цену, которая покрывала бы не только издержки производства и сбыта продукции, но и обеспечивала соответствующую прибыль за приложенные усилия и риск.

Издержки делятся на постоянные и переменные. К постоянным относятся: затраты вспомогательного производства (топливо, бензин, амортизация оборудования, командировки); общепроизводственные расходы; общехозяйственные расходы (услуги, оказанные предприятию, выплата процентов за кредит, использование легкового и грузового транспорта, почтово-телеграфные расходы).

Переменные издержки находятся в прямой зависимости от объемов производства. В стоимость каждой порции мороженого входит стоимость сырья, упаковочных материалов, электроэнергии, заработной платы рабочих и т. д. Для каждой единицы продукции эти издержки постоянны, но их совокупный объем изменяется в зависимости от объемов производства.

Кроме того, предприятие несет так называемые коммерческие или торговые издержки, которые не связаны непосредственно с процессом производства (погрузочно-разгрузочные, рекламные расходы).

Рассмотрим калькуляцию себестоимости продукции ОАО “Брянскхолод” на примере мороженого эскимо “Забава” в шоколадной глазури.

Таблица 17

Расчет-калькуляция на мороженое "Забава" (1 тн)

Наименование статьи

Сумма, руб

Сырье

5342,1

Вспомогательные материалы

967,8

Топливо

66,3

Электроэнергия

59,1

Холодильники

247,5

Заработная плата

325,2

Начисления на заработную плату

128,4

Цеховые расходы

1105,6

Цеховая себестоимость

8242

Общезаводские расходы

906,6

Внезаводские (торговые) расходы

1065,7

Полная себестоимость

10214,3

Уровень рентабельности

22,4

Сумма прибыли

2285,6

Оптовая стоимость

12500

НДС - 20 %

2500

Свободно-отпускная стоимость (1 тн)

15000

(1 кг)

15

(100 г)

1,5

Розничная цена

1,8

Уровень рентабельности для данного вида мороженого довольно высокий - 22,4 %. Не каждое предприятие может позволить себе такую норму прибыли без угрозы потери доли рынка.

Из калькуляции себестоимости видно, что:

Предприятие должно тщательно следить за своими издержками. Если издержки производства и продвижения товара превышают издержки конкурентов на данный вид продукции, то компании придется повысить цену на товар или согласиться на меньшую прибыль. В обоих случаях предприятие оказывается в невыгодном положении по отношению к конкурентам.

На сегодняшний день ОАО “Брянскхолод” имеет преимущества в сумме издержек перед остальными своими конкурентами по следующим причинам:

Однако, известно, что маркетинговая среда изменчива и сегодняшние преимущества ОАО “Брянскхолод” завтра могут оказаться недостаточными для поддержания конкурентоспособности мороженого. Поэтому необходимо иметь в запасе несколько шагов которые можно использовать для снижения себестоимости продукции. Для ОАО “Брянскхолод” это могут быть: