logo
preddiplomnaya_praktika_EKRAN

2.1 Планирование производства и реализации продукции

Производственная программа – обоснованный в бизнес-плане план выпуска продукции на определенный календарный период, представляющий собой годовой объем, номенклатуру, характеризующий качество и сроки выпуска, требуемых рынков товаров и услуг.

Основу плана производства составляют заключенные предприятием договоры с потребителями, имеющийся портфель заказов, существующая потребность в товарах и услугах. Основными разделами производственной программы являются план производства в натуральном выражении, план производства в стоимостном выражении и план продаж.

Производственная программа формируется исходя из заявок потребителей. Служба ЦМиС в конце 2006 года занималась вопросами по заключению договоров на поставку продукции другим предприятиям. Исходя из количества заявок составляются договора, где указываются условия поставки и на их основании сформировывается план предприятия на 2007 год.

При составлении плана производства в натуральном выражении применяются натуральные измерители, которые выражают физический объем выпускаемой продукции конкретных видов и служат основой для установления трудовых и стоимостных измерителей. Во всех случаях единицы измерения должны отражать специфику производства и потребления продукции разных видов, стимулировать производство наиболее эффективных и высококачественных изделий и способствовать использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Вторым разделом производственной программы является план производства в стоимостном выражении. Связь между натуральными и стоимостными объемами производства осуществляется через систему цен на промышленную продукцию. К стоимостным показателям относятся: валовая, товарная (изготовленная) и чистая продукция.

Третьим разделом производственной программы является план продаж, который служит основой для составления общехозяйственных и общепроизводственных смет затрат на производство и реализацию продукции. Он содержит показатели объема и сроков поставок продукции конкретным потребителям в развернутом ассортименте.

План производства продукции – один из центральных планов предприятия. На его основе определяется потребность в оборудовании, материально-технических ресурсах, численности рабочих и фонда зарплаты. Разработка плана производства осуществляется на основе договоров, заключенных с потребителями, портфеля заказов, проекта плана поставок продукции и предложения на продукцию; наличия производственной мощности каждого вида продукции; учета состояния технической и технологической базы и наличия кадрового потенциала. (см. приложение 2)

Планирование реализации продукции – обобщающий показатель деятельности предприятия, т. е объем реализуемой продукции – отгруженная покупателю продукция, товары, а также сданные заказчикам работы и услуги промышленного характера с предъявлением расчетных документов об уплате. От точности этого прогноза зависят вложение средств в производство, инвестиционные и другие расходы. Расчет объемов реализации призван обосновать прогнозируемые суммы выручки от реализации продукции исходя из потенциальной емкости рынка, конкурентоспособности продукции, цен, условий продаж и возможностей производства. Необходимо как можно точно определить прогнозируемый объем продаж в натуральном выражении и цену за единицу товара. Для этого нужно знать рынки сбыта, тенденцию отраслевого развития, учитывать инфляцию и ценообразующие факторы. Прогноз объема реализации рекомендуется разрабатывать на три года.

Номенклатура продукции – систематизированный перечень готовых изделий, материалов, запасных частей и т. д. Следовательно, номенклатурный план производства цеха включает изделия, которые после обработки в цехе являются готовыми к реализации. Номенклатурный план производства содержит наименование изделий, план поставок, норматив, план производства.

Номенклатурный план выпуска продукции устанавливается основным цехом в виде перечня подлежащих изготовлению в плановом периоде конкретных видов продукции (изделий, узлов, блоков, деталей) с указанием их количества – исходя из утвержденного предприятию плана поставок продукции по договорам, графиков постановки изделий на периодике испытания, потребности в обменный фонд предприятия. (см. приложение 3)

В номенклатурном плане выделяется план по освоению производства новой техники, поставки продукции в экспортном исполнении. Для сборочных цехов план поставок по договорам утверждается в стоимостном выражении в оптовых ценах предприятия. (см. приложение 4)

Плановый объем производства определяется в нормо-часах, исходя из номенклатурного плана производства продукции в натуральном выражении и нормативной трудоемкости изготовления комплекта единицы продукции. Нормативная трудоемкость принимается равной действующей на 31 декабря года, предшествующему плановому и может изменяться только в случае изменения условий внутрипроизводственной кооперации. Нормативная трудоемкость на осваиваемую продукцию разрабатывается ОТиЗ за 30 дней до начала планового года.

Номенклатурный план участкам (бригадам) доводится на основании утвержденного номенклатурного плана цеху и планового опережения запуска в производство на участке, графиков ремонта и осмотров оборудования, заказов на услуги.

Этапы разработки и доведения продукции до участков и рабочих мест.

За 45 дней до планируемого периода планово – экономический отдел должен выдавать в производственно-диспетчерский отдел и в сборочные цеха планы по выпуску готовой продукции, утвержденные генеральным директором или заместителем генерального директора по производству. За 20 дней до начала планируемого года механические цеха должны получить от производственно – диспетчерского отдела утвержденный заместителем генерального директора по производству план по выпуску готовой продукции в условных комплектах, согласно системе непрерывного оперативно – календарного планирования.

На основании квартальных планов по выпуску готовой продукции ПДО рассчитывает условное количество на каждую деталь с учетом выпуска и применяемости на все изделия, в которые входит данная деталь.

Примечание: планы по выпуску изделий, не подлежащих обсчету в условных комплектах, выдаются ПДО за 15 дней до начала планируемого периода.

Ритмичность производства - это важнейший принцип организации производственного процесса, который предполагает систематическое выполнение всеми производственными звеньями плана выпуска продукции соответствующего ассортимента и качества по заранее установленному графику, предусматривающему соблюдение сроков выпуска продукции, бесперебойное протекание производственного процесса и полное использование производственных ресурсов, за счет создания на предприятиях следующих условий:

• Четкое оперативно - производственное планирование;

• Своевременное обеспечение производства материалами, заготовками, деталями, комплектующими изделиями;

• Обеспечение всех подразделений кадрами требуемой квалификации;

• Обеспечение в цехах системы планово - предупредительного обслуживания рабочего места.

В системе управления качеством программа обеспечения ритмичности производства распространяется на все подразделения, использует все средства производства и труд всех членов коллектива; это должно обеспечить достижение равномерного выпуска продукции установленного технического уровня и качества.

Для характеристики ритмичной работы применяются укрупненные и точные методы расчета.

На НПРУП «Экран» применяется укрупненный метод расчета ритмичности работы.