logo search
эк отрасли / Uchebnoe_posobie_2003g

Типы услуг

Типы услуг

Сферы услуг

Производственные

Инжиниринг, лизинг, обслуживание (ремонт) оборудования и др.

Распределительные

Торговля, транспорт, связь

Профессиональные

Банки, страховые, финансовые, консультационные, рекламные и др. фирмы

Потребительские (массовые)

Услуги, связанные с домашним хозяйством и времяпрепровождением

Общественные

ТВ, радио, образование, культура

В мировой статистике сложилось другое деление услуг:

Транспортные услуги охватывают грузовые перевозки товаров, осуществляемые всеми видами транспорта, а также международные перевозки пассажиров. К этим услугам относятся все виды транспортного обслуживания (морским, воздушным и прочими видами транспорта, в том числе транспортировка по суше, внутренним водам, в космическом пространстве и по трубопроводам), осуществляемого резидентами одной страны для резидентов другой страны. Туристические услуги включают в себя товары и услуги (в том числе, связанные с образованием и здравоохранением), приобретаемые приезжими нерезидентами (включая туристов) для деловых и личных целей на протяжении срока их пребывания (менее одного года) на территории данной страны. К этой категории относятся услуги туристических компаний, туристических агентов, экскурсионных бюро, услуги гостиниц и прочих средств размещения туристов.

Такая классификация связана, в первую очередь, с большой долей выделенных ус­луг в мировой торговле услугами: на долю транспортных услуг и туризма приходится примерно 1/4 общего объема торговли услуга­ми.

В услугах формируются такие ключевые факторы экономического роста, как научное знание, информационные технологии, социально-культурные ценности и т. п. Соответственно важнейшее значение имеют глубокие научно-технические, качественные и структурные изменения в самих отраслях услуг. Потребности в развитии услуг выходят за рамки сугубо экономических. Процесс гуманизации экономического роста сопровождается расширением комплекса услуг, направленных на совершенствование самого человека, его интеллектуальных и физических возможностей, удовлетворение его культурных, духовных и социальных запросов. В динамике и в структуре услуг четко прослеживается сдвиг в сторону более сложных, наукоемких видов и социальных услуг, обеспечивающих качество экономического роста, социальную стабильность и гуманизацию экономической жизни.

Несмотря на быстрое развитие сферы услуг и усиление ее роли в экономике, до сих пор не выработано общепринятое определение "услуги", но все же многими авторами предлагаются по сущности одинаковые. Рассмотрим некоторые из них.

Классики марксизма определяли категорию услуги как ту особую потребительную стоимость, которую доставляет этот труд, подобно всякому другому труду. Особая потребительная стоимость этого труда получила здесь специфическое название "услуги", потому что труд оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности.

Американский специалист Ф. Котлер считает услугой любое мероприятие или выгоду, которую одна сторона может предложить другой и которая в основном неосязаема . Производство услуг может быть, а может и не быть связано с товаром в его материальном виде.

В последние годы получило распространение следующее определение услуг, данное американским специалистом Т. Хиллом. Он считает, что услуга – это изменение состояния лица или товара, принадлежащего какой-либо экономической единице, происходящее в результате деятельности другой экономической единицы с предварительного согласия первой. Такое определение позволяет рассматривать услуги как конкретный результат экономически полезной деятельности, проявляющейся либо в виде товара, либо непосредственно в виде деятельности.

Современное определение услуги приведено в Гражданском Кодексе РФ. По гражданскому законодательству РФ услуга представляет собой действие или деятельность, осуществляемую по заказу, которая не имеет материального результата (комиссионер, переводчик и т. п.).

Некоторые услуги могут иметь материальный результат, но он не отделим от самой деятельности.

Платная услуга – это разновидность возмездной услуги. По гражданскому кодексу РФ, возмездная услуга – это услуга, оказываемая за какое–либо вознаграждение (материальное или не материальное) или в обмен на другую услугу. Платная услуга всегда оказывается за денежное вознаграждение.

Всем услугам присущи 4 характеристики:

  1. Неосязаемость, то есть услуги невозможно продемонстрировать, попробовать, транспортировать, упаковывать или изучать до получения этих услуг. Покупатель вынужден верить продавцу на слово. Для укрепления доверия организация, которая оказывает услуги, может повысить осязаемость своей услуги, заострить внимание на выгодах от данной услуги, привлечь к пропаганде своей услуги какую-либо знаменитость и т. п.

  2. Неразрывность производства и потребления услуги, то есть специфика услуги заключается в том, что в отличие от товара, услугу нельзя произвести впрок. Оказать услугу можно тогда, когда появляется заказ или клиент. С этой точки зрения производство и потребление услуг тесно взаимосвязаны и не могут быть разорваны. При неразрывности взаимосвязи производства и потребления услуг степень контакта между продавцом и покупателем может быть различна. Но многие виды услуг неотделимы от тех, кто их предоставляет (лечащий врач – осмотр пациента, кассир – продажа билетов).

Исследования показывают, что в сбыте услуг требуется больше личного внимания, контактов и получения информации от потребителей, чем при реализации товаров.

  1. Изменчивость, то есть качество услуги зависит от того, кто ее обеспечивает, где и как она предоставляется. Для снижения изменчивости услуг необходимо выявить причины этого явления. Часто эта изменчивость качества услуг связана с квалификацией работников, с отсутствием конкуренции, нужной информации, с личными чертами характера работников данной сферы. Другим источником изменчивости качества услуг является покупатель.

4. Неспособность услуг к хранению, то есть важной отличительной чертой услуг является сиюминутность. Если спрос на услугу становится больше предложения, то этого нельзя исправить. Колебание спроса на услугу присуще почти всем видам услуг. Как правило, спрос меняется в зависимости от времени года, дней недели и т. п.

Неспособность услуг к хранению требует разработки стратегий, которые обеспечивают соответствие спроса и предложения на услуги.

Рынок услуг совершенно не похож на другие рынки, главным образом, по двум причинам:

1. Услуга не существует до ее предоставления. Это делает невоз­можным сравнение и оценку услуг до их получения. Сравнивать можно только ожидаемые выгоды и полученные.

2. Услугам присуща высокая степень неопределенности, что затрудняет прод­вижение услуг на рынок.

К услугам могут относиться все виды полезной деятельности, не создающей материальных ценностей, то есть главным критерием отнесения той или иной деятельности к сфере услуг служит неосязаемый, невидимый характер производимого в данной сфере продукта. На практике сфера услуг рассматривается как совокупность многих видов деятельности и фактически сводится к их перечислению. Это вызвано разнообразием видов услуг, а также тем, что услуга может сопровождаться товаром (отчет, компьютерная программа, кинолента и т. д.). Одни виды услуг требуют огромных капиталовложений, напри­мер, авиаперевозки, другие, такие, как медицинское обслуживание, консультации по управлению, могут обойтись небольшим первоначальным вложением капитала, но зато отличаются высоким уровнем профессионализма работников.

Рынок услуг существует в единстве с товарным рынком, однако имеет ряд специфических черт:

В последние годы роль услуг в экономике заметно возросла. Это связано в первую очередь с усложнением производства и насы­щением рынка товарами повседневного спроса. Важной причиной яв­ляется научно-технический прогресс, ведущий к появлению новых видов деятельности, в том числе и в сфере услуг. Развитие производства в настоящее время невозможно без финансовых, информационных, транспортных и иных услуг. В совре­менных условиях услуги все сильнее влияют на торговлю товарами, особенно технически сложными, сбыт товаров требует все более развитой товаропроизводящей сети, состоящей преимущественно из услуг. Именно поэтому свыше 40% размещенных в мире прямых иност­ранных инвестиций вложено в сферу услуг, в основном в торговлю, банковские услуги, страхование. В конце 80-х годов ХХ века доля услуг в валовом внутреннем продукте развитых стран приблизилась к 70% при одновременном уве­личении доли занятых в сфере услуг.

При всем разнообразии услуг можно выделить общие черты, объединяющие их в одну сферу:

  1. Единая социальная направленность услуг (предоставление услуг имеет целью непосредственное удовлетворение потребности человека).

  2. Историческая общность возникновения и развития услуг. Она связана с процессом обособления услуг в самостоятельные отрасли в ходе общественного разделения труда.

  3. Сходство условий производства и потребления услуг. Производство многих услуг совпадает с их потреблением во временном и пространственном отношении.

  4. Сходство услуг в отношении возможности их хранения и транспортировки. Услуги, как правило, не транспортабельны, не подлежат хранению, их нельзя складировать, они носят четко выраженный региональный характер.

  5. Качество услуг может изменяться в широких пределах.