1.3. Отрасль и рынок
Рынок – совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и услуг и окончательное признание обществом характера заключенного в них труда.
Рынок при рыночной экономике выступает главным способом связи между обособленными производителями на основе общественного разделения труда.
Отличительная положительная черта рыночного механизма состоит в том, что признание общественного характера труда, воплощенного в товаре (его полезность обществу), происходит в сфере обмена, т. е. после того как продукты произведены.
Механизм рынка информирует товаровладельцев о состоянии дел в экономике, определяет полезность их продуктов, указывает, что надо производить.
Суть рыночных отношений характеризуется рядом закономерностей:
Зависимость цены предмета от его потребительной стоимости.
Зависимость нормы прибыли производителя от уровня производства и потребительной стоимости производимого товара.
Зависимость развития производства от нормы прибыли.
Зависимость покупательной способности и сравнительного курса валюты от общего уровня развития и интенсивности производства в стране.
Зависимость стоимости рабочей силы от стоимости жизни.
Один из непростых вопросов – вопрос о соотношении рынка и отрасли. Отраслью является совокупность предприятий, производящих близкие продукты, используя близкие ресурсы и близкие технологии. Различия между рынком и отраслью основаны на том, что рынок объединен удовлетворяемой потребностью, а отрасль – характером используемых технологий. Отождествление отрасли и рынка неприемлемо – товары, реализуемые предприятиями отрасли, могут быть более или менее близкими заменителями, но могут быть и совершенно независимыми товарами. В свою очередь, рынок и подотрасль, объединяемая в рамках конкретной отрасли производством близких товаров, иногда могут рассматриваться в качестве связанных между собой понятий. Такое упрощение тем более допустимо, чем более специализированы предприятия подотрасли. Когда мы говорим об отраслевом рынке, мы подразумеваем именно предприятия подотрасли, объединенные выпуском заменяемых продуктов и одновременно конкурирующие друг с другом в сфере реализации этих продуктов.
В странах Европейского Сообщества используются и другие критерии выделения рынка:
Показатель изменения выручки при изменении цены. Этот критерий основывается на принципе показателя прямой ценовой эластичности. При достаточно агрегированном определении рынка спрос на таком рынке должен быть достаточно неэластичным. В этом случае рост цены продавцов приводит к увеличению их выручки.
Корреляция цен товаров во времени. Положительная корреляция движения цен товаров в течение длительного периода времени (5-10 лет) свидетельствует о том, что товары являются устойчивыми субститутами, то есть, составляют один рынок.
Географическая ограниченность рынка. В качестве критерия принадлежности разных территорий к одному географическому рынку выделяют одинаковые условия конкуренции, такие, как национальные (местные) предпочтения, различия в ценах, транспортные издержки, заменяемость предложения.
Выявление границ отраслевого рынка позволяет определить круг фирм, производящих для него товары. В этой связи возникает вопрос о соотношении понятия "отрасль" и "отраслевой рынок". Последнее характеризуется с позиции спроса, а первое – предложения товаров на рынке.
Насколько верно определен круг предприятий, действующих на рынке, следует проверить с помощью двух показателей: показателя специализации и показателя охвата. Показатель специализации характеризуется долей объема продаж товара X к общему объему реализации предприятий, отнесенных нами к отрасли X. Показатель охвата – долей объема продаж товара X предприятиями, отнесенными нами к отрасли X, к общему объему реализации товарах.
Исследование концентрации продавцов на рынке приведет к качественным результатам в том случае, если показатель специализации и показатель охвата достаточно велики.
В России интерес к исследованию развития отраслевых рынков проявился в 90-е годы ХХ века, в связи с началом осуществления радикальных реформ. Экономическая результативность функционирования отраслевых рынков в значительной мере обусловливается поведением на них продавцов и покупателей, а их поведение зависит от сложившейся структуры соответствующих отраслевых рынков, т. е. от количества продавцов и покупателей, наличия разного уровня барьеров входа на эти рынки новых производителей, от степени дифференциации продукта, развитости сети институтов рыночной инфраструктуры.
Структура, о которой идет речь, в свою очередь зависит от возможностей множества базовых условий, которыми располагает данное хозяйство, как со стороны спроса, так и со стороны предложения.
Отраслевые рынки подразделяются, прежде всего, на открытые и замкнутые. Первые предполагают свободный вход на них любого желающего. Если же вход регулируется определенными механизмами, говорят о замкнутости (или закрытости) рынка, а иногда – о наличии барьеров входа на рынок.
По другому критерию различают рынки стихийные и организованные. К последним относятся рынки, на которых действует механизм регулирования спроса и предложения.
По степени локализации торговых сделок выделяются глобальные, региональные и местные рынки.
Отраслевые рынки дифференцируются также по стадиям их зрелости;
различаются рынки пионерные, растущие, зрелые (развитые) и, наконец, затухающие (сжимающиеся).
Применение той или иной классификации отраслевых рынков во многом зависит от поставленной перед исследователем задачи. Однако, было бы упрощением полагать, что рынки всегда предстают как однородные, чаще как раз встречаются рынки продукции дифференцированной.
- Г. А. Дремина экономика отрасли
- Оглавление
- Введение
- Предмет, метод и содержание курса "экономика отрасли"
- 1.1. Предмет курса “Экономика отрасли”
- 1.2. Понятие отрасли
- 1.3. Отрасль и рынок
- 1.4. Современные классификаторы экономической деятельности
- 2. Отрасль в системе национального хозяйства
- Место сферы услуг в экономике
- Типы услуг
- Функции и роль бытового обслуживания населения
- Характеристика состояния сферы услуг в России
- 2.4. Динамика рынка бытовых услуг в России
- 3. Условия возникновения отрасли
- 3.1. Экономические границы отрасли
- 3.2. Жизненный цикл отрасли
- 3.3. Факторы, определяющие развитие сферы услуг
- 4. Структура отрасли
- 4.1. Понятие и показатели структуры отрасли
- 4.2. Типы рыночных структур
- 4.3. Структура сферы услуг
- 4.4. Эволюция отраслевой структуры экономики России
- 5. Отраслевые организационно-экономические процессы
- 5.1. Формы концентрации производства в отрасли
- 5.2. Оценка уровня концентрации на отраслевых рынках
- Концентрация производства и монополизации рынка
- 5.4. Интеграционные процессы в отрасли
- 1. Компании холдингового типа.
- 2. Ассоциация предприятий.
- 3. Финансово-промышленные группы (фпг).
- 5.5. Слияния и поглощения
- Конгломератные слияния объединяют фирмы из разных отраслей, подотраслей или разных регионов.
- Рыночная власть и контроль
- 6. Размещение предприятий отрасли
- Экономика размещения предприятий
- Факторы, определяющие размещение предприятий в отрасли
- 6.3. Размер предприятия и факторы, его определяющие
- 6.4. Диверсификация деятельности предприятий
- 7. Поведение фирм в отрасли
- 7.1. Олигополистическая взаимосвязь и кооперация
- 7.2. Олигополистическое ценообразование
- 7.3. Неценовая конкуренция
- 7.4. Дифференциация продукта
- 7.5. Ценовая дискриминация
- 8. Функционирование отрасли
- 8.1. Система государственного регулирования отраслей
- 8.2. Основные направления экономического развития Российской Федерации
- 8.3. Научно-техническое развитие отраслей экономики
- 8.4. Перспективы развития сферы услуг
- 8.5. Направления повышения эффективности оказания бытовых услуг
- Заключение
- Структура мсок (3-я редакция, издание 1990)
- В – Рыболовство
- М – Образование
- Экономика отрасли
- 644099, Г. Омск, ул. Красногвардейская, 9