logo
эк отрасли / Uchebnoe_posobie_2003g

7.2. Олигополистическое ценообразование

На олигополистических рынках, по меньшей мере, некоторые фирмы могут влиять на цену благодаря их большим долям в общем, выпускаемом количестве товара. Продавцы на олигополистических рынках знают, что когда они, либо их соперники, изменят цены или выпускаемое количество продукта, то последствия скажутся на прибылях всех фирм на рынке. Продавцы осознают свою взаимозависимость. Предполагается, что каждая фирма в отрасли признает, что изменение ее цены или выпуска вызовет реакцию конкурирующих фирм. Отдельные продавцы на олигополистических рынках должны считаться с реакцией своих конкурентов. Реакция, которую какой-либо продавец ожидает от соперничающих фирм в ответ на изменения установленных им цен, объема выпуска или изменения деятельности в области маркетинга, является основным фактором, определяющим его решения. Реакция, которой отдельные продавцы ждут от своих соперников, влияет на равновесие на олигополистических рынках.

Возможны две основные формы поведения фирм в условиях олигополистических структур: некооперативное и кооперативное. При первом поведении каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объема выпуска продукции.

Допустим, на отраслевом рынке конкурируют три (1,2,3) фирмы. Рассмотрим реакцию 2 и 3 фирм на поведение фирмы 1 .Возможны две ситуации: когда фирма повышает цены и когда она их снижает. Повышение цен одной фирмой таит опасность захвата рынка конкурентами, которые могут переманить прежних покупателей фирмы путем сохранения низких цен. Понижение цен в условиях олигополии так же может не привести к желаемому росту объема продаж, так как конкуренты, точно так же понизив цены, сохранят свои квоты на рынке. В результате фирма-лидер не сможет увеличить число покупателей за счет других фирм. К тому же понижение цен чревато ценовой войной. Предложенная модель хорошо объясняет лишь характер цен, но не сам их первоначальный уровень и не механизм роста. Последний легче объяснить олигополистическим сдвигом.

Особенности олигополистического рынка определяют ряд возможных направлений конкурентной борьбы, среди которых, как показывает практика, наиболее часто реализуются следующие:

  1. Агрессивная реакция на изменение цен.

  2. Организация тайных альянсов.

  3. Лидерство в ценах.

  4. Манипуляции ценами.

Указанные методы применяются в зависимости от конкретных условий функционирования отраслевого рынка.