8.5. Направления повышения эффективности оказания бытовых услуг
При разработке Государственной программы приватизации предприятия бытового обслуживания рассматривались как идеальные объекты первоочередной приватизации. Приватизация и коммерциализация бытового обслуживания должны были привести к бурному его развитию, однако результат получился противоположный. Не были учтены социальная значимость бытового обслуживания и его незащищенность в условиях нестабильной экономики. Методы проведения приватизации отрицательно сказались на специализации предприятий и себестоимости продукции, становясь одной из причин разрушения уже устоявшихся хозяйственных связей и распыления инвестиций. В службе быта перестала существовать единая техническая политика, нарушилось взаимодействие предприятий. Разрушена и крайне медленно восстанавливается инфраструктура отрасли на федеральном, региональном и местных уровнях, в том числе система подготовки и переподготовки кадров, транспортного обслуживания, научно-технического обеспечения и материально-технического снабжения, служба контроля качества. Особенно это отразилось на сфере услуг в сельских районах, где предприятия остались без какой-либо инфраструктурной поддержки в условиях резкого снижения спроса на услуги. Этим во многом объясняется тот факт, что сельский сервис понес наибольшие потери и находится на грани исчезновения.
После завершения в России периода чековой приватизации в сфере бытовых услуг сформировалось четыре основных группы хозяйствующих субъектов, различающихся своим статусом и организационно-правовой формой. Первую группу представляют физические лица, занимающиеся ремонтом обуви, часов, разнобытовыми услугами. В основном это лица, зарегистрированные в качестве частных предпринимателей и имеющие патент. Однако в это группе достаточно высок удельный вес незарегистрированных мастеров, которые используют для работы собственное оборудование, помещение и какой-то период не платят налоги государству. Вторую группу субъектов представляют малые предприятия (численностью до 30 человек), сохранившие традиционные формы организации работ и ориентирующиеся на заказчика со средним доходом. Это основная группа предприятий, которые оказывают примерно 60% всего объема услуг. Почти все из предприятий этой группы являются хозяйственными обществами различного типа, вновь созданными или образовавшимися в результате приватизации. Третью группу представляют крупные (численностью более 30 человек) государственные и негосударственные объединения, функционирующие чаще всего в форме акционерных обществ открытого и закрытого типа. И четвертая группа – так называемые "непрофильные" предприятия различных организационно-правовых форм, которые, кроме своей основной деятельности, участвуют в оказании услуг населению. Нужно отметить, что в общем числе хозяйствующих субъектов, оказывающих бытовые услуги, доля государственных и муниципальных предприятий крайне незначительна. В то же время существуют такие бытовые услуги, которые в силу своей специфики являются убыточными, но социально значимыми и нуждаются в государственной поддержке. В качестве примера можно назвать услуги по химической читке и крашению одежды.
Высококлассные предприятия создаются предпринимателями, как правило, в форме совместных предприятий с участием иностранного инвестора. Например, открыто достаточно много мастерских по ремонту автомобилей определенных зарубежных марок с участием завода-изготовителя, фотоателье, парикмахерских совместно с производителями парфюмерии и косметики, но пользуется ими весьма ограниченный контингент лиц со значительными доходами.
Население со средними и низкими доходами в настоящее время практически по всем видам услуг переходит на самообслуживание. Связано это с уменьшением предложения услуг, увеличением их стоимости, ухудшением качества. Особенно значительно сократился объем услуг химической чистки и прачечных.
Очевидно, что эти тенденции сохранятся в перспективе. Будет существовать небольшое количество высококлассных предприятий, а убыточные предприятия – закрываться и перепрофилироваться на другие виды деятельности.
Причины, затрудняющие развитие рынка бытовых услуг:
Снижение реальных доходов населения и падение платежеспособного спроса.
Медленное вхождение в рынок и любая адаптация предприятий отрасли к рыночным отношениям.
Недооценка российскими предприятиями потенциальных возможностей для бизнеса в сфере услуг населению.
Неуверенное освоение российского рынка иностранными инвесторами.
Высокая себестоимость услуг, продиктованная объективными условиями.
Ограниченный доступ к кредитным ресурсам.
Отсутствие инфраструктуры услуг.
Указанные причины во многом объясняют сложившиеся в отрасли противоречия, когда с одной стороны как российские, так и иностранные предприниматели очень осторожно входят в рынок бытовых услуг, с другой стороны, именно эта отрасль является самой подходящей для малого предпринимательства.
В рамках реализации программы по восстановлению отрасли, необходимо решить следующие вопросы:
Развитие частного предпринимательства в сфере бытовых услуг.
Поддержка малых предпринимателей различных организационно правовых форм, формирование и поддержка реального, ответственного и эффективного предпринимателя.
Формирование и поддержка реального, ответственного и эффективного предпринимателя-собственника сервисной организации, энергичного, грамотного и предприимчивого.
Развитие конкуренции на рынке сферы услуг.
Поддержка социально значимых видов услуг. Льготное налогообложение, создание системы по организации обслуживания малообеспеченных граждан на безвозмездной основе, на льготных условиях или с частичной оплатой за услуги. В качестве источников финансирования этих мероприятий возможно использование городского бюджета, вне бюджетных фондов, средств комитета социальной защиты.
Обеспечение защиты прав потребителей по безопасности и качеству предоставляемых услуг. В этих целях необходимо осуществить работы по лицензированию и сертификации услуг, обеспечить контроль за соблюдением предприятиями условий лицензирования и сертификации.
Обеспечение кадрами предприятий сферы услуг.
Создание центров ремесел для объединения и поддержки индивидуальных мастеров.
Решение экологических проблем, для услуг по химической чистке, фото услуг, стирке белья, парикмахерских.
Восстановление инфраструктуры рынка бытовых услуг.
Основная задача – проведение общегосударственной политики стимулирования деятельности региональных властей по обеспечению населения гарантированным минимумом социальных благ. В первую очередь на помощь должны рассчитывать предприятия, оказывающие населению необходимые услуги на льготных для заказчика условиях и бесплатно в рамках муниципального заказа. В решении всех указанных вопросов и задач должны принимать участие органы власти.
Необходимо заново создавать сферу предприятий бытового обслуживания, предназначенных для широкого круга пользователей. Она должна быть территориально и материально доступной для населения и комплексной, т. е. предоставлять минимально необходимый набор видов услуг. Стихийно формирующиеся рыночные отношения не могут создать такую сферу бытового обслуживания, поэтому необходимо управление этим процессом на всех уровнях –государственном, региональном и на уровне предприятий, оказывающих услуги. Главную роль должны играть местные органы власти. Основная же задача федеральных органов – проведение общегосударственной политики стимулирования деятельности региональных властей по обеспечению населения гарантированным минимумом социальных благ. В развитых западных странах в этом отношении накоплен большой опыт.
Требуется пересмотреть общую концепцию развития бытового обслуживания в период формирования рынка. Пока не действуют рыночные рычаги, обеспечивающие поступательное развитие предпринимательства, не разработана государственная политика поддержки рыночных отношений в сбалансированном состоянии, необходима протекционная политика со стороны государства к ряду социально значимых отраслей. Значение бытового обслуживания населения для общества будет сохраняться на протяжении достаточно большого отрезка времени. В связи с этим важно учитывать значимость данной отрасли при формировании экономической политики государства, особенно по отношению к предприятиям малого бизнеса, которые чаще всего относятся к отраслям сферы услуг.
- Г. А. Дремина экономика отрасли
- Оглавление
- Введение
- Предмет, метод и содержание курса "экономика отрасли"
- 1.1. Предмет курса “Экономика отрасли”
- 1.2. Понятие отрасли
- 1.3. Отрасль и рынок
- 1.4. Современные классификаторы экономической деятельности
- 2. Отрасль в системе национального хозяйства
- Место сферы услуг в экономике
- Типы услуг
- Функции и роль бытового обслуживания населения
- Характеристика состояния сферы услуг в России
- 2.4. Динамика рынка бытовых услуг в России
- 3. Условия возникновения отрасли
- 3.1. Экономические границы отрасли
- 3.2. Жизненный цикл отрасли
- 3.3. Факторы, определяющие развитие сферы услуг
- 4. Структура отрасли
- 4.1. Понятие и показатели структуры отрасли
- 4.2. Типы рыночных структур
- 4.3. Структура сферы услуг
- 4.4. Эволюция отраслевой структуры экономики России
- 5. Отраслевые организационно-экономические процессы
- 5.1. Формы концентрации производства в отрасли
- 5.2. Оценка уровня концентрации на отраслевых рынках
- Концентрация производства и монополизации рынка
- 5.4. Интеграционные процессы в отрасли
- 1. Компании холдингового типа.
- 2. Ассоциация предприятий.
- 3. Финансово-промышленные группы (фпг).
- 5.5. Слияния и поглощения
- Конгломератные слияния объединяют фирмы из разных отраслей, подотраслей или разных регионов.
- Рыночная власть и контроль
- 6. Размещение предприятий отрасли
- Экономика размещения предприятий
- Факторы, определяющие размещение предприятий в отрасли
- 6.3. Размер предприятия и факторы, его определяющие
- 6.4. Диверсификация деятельности предприятий
- 7. Поведение фирм в отрасли
- 7.1. Олигополистическая взаимосвязь и кооперация
- 7.2. Олигополистическое ценообразование
- 7.3. Неценовая конкуренция
- 7.4. Дифференциация продукта
- 7.5. Ценовая дискриминация
- 8. Функционирование отрасли
- 8.1. Система государственного регулирования отраслей
- 8.2. Основные направления экономического развития Российской Федерации
- 8.3. Научно-техническое развитие отраслей экономики
- 8.4. Перспективы развития сферы услуг
- 8.5. Направления повышения эффективности оказания бытовых услуг
- Заключение
- Структура мсок (3-я редакция, издание 1990)
- В – Рыболовство
- М – Образование
- Экономика отрасли
- 644099, Г. Омск, ул. Красногвардейская, 9