8.4. Перспективы развития сферы услуг
Ускоренное развитие сферы услуг в России произошло в 90-е годы: в связи с сокращением государственного финансирования увеличилась доля платных услуг населению и организациям, появилось много новых видов услуг (бухгалтерские услуги, операции с ценными бумагами, трастовые услуги и др.), усилилась конкуренция между предприятиями сферы услуг. Сфера услуг стала привлекательной для предпринимателей, так как некоторые отрасли практически не требует большого стартового капитала (консультационные услуги), другие в связи с их неразвитостью позволяют получать учредителям сверхприбыль (финансовые, трастовые). В условиях кризисного состояния нашей экономики особую важность приобретает определение перспектив развития тех отраслей, которые участвуют в создании потребляемых населением жизненных благ, в том числе бытовых услуг.
Сфера услуг на современном этапе является одним из перспективных секторов экономики, что находит свое выражение в увеличении доли трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых в сфере услуг. Наблюдается увеличение занятости в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных технологий. Это связано с ростом научно-технического прогресса, который невозможен без существования информационных, финансовых, транспортных, страховых и других видов услуг. Услуги являются неотъемлемой составляющей торговли товарами. Сбыт технически сложных товаров требует все более развитой сети услуг, оказываемых во время реализации и послепродажного обслуживания.
Ускоренному развитию сферы услуг способствовал процесс приватизации, который происходил здесь более динамично, чем в сфере материального производства. Предприятия торговли, бытового обслуживания, общественного питания из-за небольших размеров, технологической замкнутости и ряда других причин рассматривались как идеальные объекты первоочередной обязательной приватизации. Приватизированные предприятия переживают период выявления истинного собственника. В акционерных обществах между акционерами идет жесткая борьба за право управления производством услуг. Далеко не все реальные и потенциальные собственники приватизированных предприятий стремятся стать настоящими, ответственными хозяевами. Многие из них рассматривают предприятия службы быта как временное вложение капитала с целью последующей перепродажи или перепрофилирования. Решение вопроса о собственности осложняется еще и тем, что почти половина приватизированных предприятий не обладает правом собственности на здания и сооружения, землю, которые они арендуют на различных условиях у местных организаций Госкомимущества и платят за это весьма существенные суммы. Заслуживают внимания предложения предпринимателей и работников местных администраций о передаче предприятиям или предпринимателям в доверительное управление, хозяйственное ведение или длительную аренду (сроком на 49 лет) за символическую плату всех земель, зданий и сооружений, в которых размещаются или будут размещаться производства сферы услуг. При этом непременным требованием должно быть обязательное использование указанных объектов недвижимости для целей обслуживания населения или предприятий службы быта.
Одновременно в мире наблюдается тенденция диверсификации сферы услуг. Многие ранее обособленные виды услуг начинают объединяться в рамках одной компании. Предлагая целый комплекс услуг, компания может повысить свою конкурентоспособность, ослабить возможные риски за счет их диверсификации. Так, банковские, биржевые и посреднические услуги сливаются в единый комплекс финансовых услуг.
Происходит объединение разнообразных услуг в рамках туристического бизнеса. Фирмы, занимающиеся перевозками, начинают предлагать услуги по страхованию жизни и имущества, по доставке корреспонденции, туристические услуги и т. д.
Сейчас идет поиск более эффективных организационных форм обслуживания. С другой стороны, и предприниматели начинают понимать, что развитие сферы услуг – дело весьма перспективное. Грамотное вложение средств, четкая организация дела могут дать быструю отдачу.
Для дальнейшего развития сферы услуг необходимо предусмотреть ряд направлений. Учитывая, что сфера услуг в своей значительной доле относится к негосударственному сектору и в этой части здесь отсутствует бюджетное финансирование, необходимо законодательное стимулирование развития материально-технической базы. Речь здесь может идти о налоговых льготах, программах поддержки предпринимательства в этой сфере на федеральном и региональном уровнях, льготном кредитовании.
Другим направлением является повышение качества предоставляемых услуг и законодательное его закрепление, т. е. сертификация.
Известно, что работы по сертификации услуг начались в стране в 1992 году, когда вышел Закон РФ “О защите прав потребителей”. Введение в действие названных и других нормативных документов позволило организовать проведение обязательной сертификации по шести видам однородных услуг (ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры и электробытовых машин и приборов; техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств; туристские услуги и услуги гостиниц; общественное питание; химчистка и крашение; перевозка пассажиров автомобильным транспортом), а также разработку более 30 систем добровольной сертификации (сертификация рекламного дела, автозаправочных станций, оценка недвижимости, фрахта, лоцманских организаций и др.). К тому же на утверждении находятся системы обязательной сертификации услуг парикмахерских и услуг розничной торговли, а на этапе разработки – системы сертификации жилищных и коммунальных услуг. Управление сертификацией Госстандарта России разработало проект Программы работ по развитию сертификации услуг.
Третьим направлением можно назвать формирование потенциальных потребностей покупателей, что давно уже практикуется в развитых странах. Это может быть создание и продвижение на рынок новых и нетрадиционных видов продукции, формирование новых стандартов образа жизни, связанных с жилищем, спортом, досугом, отдыхом и т. д. Особое место в формировании развития рынка платных услуг занимает реклама.
Другим направлением совершенствования может стать внедрение услуг в нетрадиционную для их развития сферу.
Это далеко не все возможные направления совершенствования сферы услуг в РФ, если государство окажет финансовую и законодательную поддержку, рынок услуг начнет развиваться более быстрыми темпами и в ближайшее время "догонит" рынки услуг индустриальных стран. Изучение перечисленных выше факторов и умение реализовывать их на практике позволит повысить эффективность, как каждого предприятия, так и сферы услуг в целом.
Рынок услуг в России постепенно формируется. Для его эффективного развития необходимо повышать конкуренцию, совершенствовать налоговое законодательство, процедуру лицензирования, стандартизации и сертификации услуг. В перспективе тенденция опережающего роста сферы услуг сохранится. Итогом взаимодействия долговременных факторов развития сферы услуг станет существенное повышение вклада отраслей непроизводственной сферы в экономический рост, эффективность хозяйства, социальный прогресс и глобализацию хозяйственной жизни.
- Г. А. Дремина экономика отрасли
- Оглавление
- Введение
- Предмет, метод и содержание курса "экономика отрасли"
- 1.1. Предмет курса “Экономика отрасли”
- 1.2. Понятие отрасли
- 1.3. Отрасль и рынок
- 1.4. Современные классификаторы экономической деятельности
- 2. Отрасль в системе национального хозяйства
- Место сферы услуг в экономике
- Типы услуг
- Функции и роль бытового обслуживания населения
- Характеристика состояния сферы услуг в России
- 2.4. Динамика рынка бытовых услуг в России
- 3. Условия возникновения отрасли
- 3.1. Экономические границы отрасли
- 3.2. Жизненный цикл отрасли
- 3.3. Факторы, определяющие развитие сферы услуг
- 4. Структура отрасли
- 4.1. Понятие и показатели структуры отрасли
- 4.2. Типы рыночных структур
- 4.3. Структура сферы услуг
- 4.4. Эволюция отраслевой структуры экономики России
- 5. Отраслевые организационно-экономические процессы
- 5.1. Формы концентрации производства в отрасли
- 5.2. Оценка уровня концентрации на отраслевых рынках
- Концентрация производства и монополизации рынка
- 5.4. Интеграционные процессы в отрасли
- 1. Компании холдингового типа.
- 2. Ассоциация предприятий.
- 3. Финансово-промышленные группы (фпг).
- 5.5. Слияния и поглощения
- Конгломератные слияния объединяют фирмы из разных отраслей, подотраслей или разных регионов.
- Рыночная власть и контроль
- 6. Размещение предприятий отрасли
- Экономика размещения предприятий
- Факторы, определяющие размещение предприятий в отрасли
- 6.3. Размер предприятия и факторы, его определяющие
- 6.4. Диверсификация деятельности предприятий
- 7. Поведение фирм в отрасли
- 7.1. Олигополистическая взаимосвязь и кооперация
- 7.2. Олигополистическое ценообразование
- 7.3. Неценовая конкуренция
- 7.4. Дифференциация продукта
- 7.5. Ценовая дискриминация
- 8. Функционирование отрасли
- 8.1. Система государственного регулирования отраслей
- 8.2. Основные направления экономического развития Российской Федерации
- 8.3. Научно-техническое развитие отраслей экономики
- 8.4. Перспективы развития сферы услуг
- 8.5. Направления повышения эффективности оказания бытовых услуг
- Заключение
- Структура мсок (3-я редакция, издание 1990)
- В – Рыболовство
- М – Образование
- Экономика отрасли
- 644099, Г. Омск, ул. Красногвардейская, 9