4.2. Типы рыночных структур
Выделяют четыре основных типа отраслевой рыночной структуры: совершенная (чистая) конкуренция, олигополия, монополистическая конкуренция и монополия. Естественно, что каждая отраслевая рыночная структура может иметь значения характеристик, относящихся к разным типам отраслевой рыночной структуры.
Совершенная (чистая) конкуренция. Основной чертой конкурентного рынка является наличие большого числа независимо действующих продавцов, обычно предлагающих свою продукцию на высокоорганизованном рынке. Примером служат рынки сельскохозяйственных товаров, фондовая биржа и рынок иностранных валют. Конкурирующие фирмы производят стандартизированную или однородную продукцию. Вследствие стандартизации продукции отсутствуют основания для неценовой конкуренции, то есть конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламы или стимулирования сбыта. Основная характеристика данной отраслевой рыночной структуры – отсутствие в отрасли предприятия, контролирующего цены, так как при такой структуре цены устанавливаются через стихийно действующие конкурентные силы. Предприятия также не могут влиять на цены потребляемых ими ресурсов. В компетенции предприятия остается только принятие решений о том, сколько и как производить ему продукции. В условиях чистой конкуренции каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего объема производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложение или, следовательно, на цену продукта. Новые фирмы могут свободно входить, а существующие – свободно покидать чисто конкурентные отрасли. В частности, не существует никаких серьезных препятствий – законодательных, технологических, финансовых и других, которые могли бы помешать возникновению новых форм и сбыту их продукции на конкурентных рынках. Чистая конкуренция на практике встречается довольно редко.
Олигополия – другой тип отраслевой рыночной структуры. Выдающаяся черта олигополии – “немногочисленность”.Когда относительно малое число фирм господствует на рынках товаров и услуг, отрасль является олигополистической. Олигополии могут быть однородными или дифференцированными, то есть в олигополистической отрасли могут производить стандартизированные или дифференцированные продукты.Обычно при такой структуре предприятия примерно равны по мощности или совокупности мощи, что порождает сильную взаимозависимость между ними. Каждое предприятие осуществляет собственную рыночную стратегию, то есть устанавливает количество продаваемой продукции, ее цену, причем эта стратегия учитывается конкурентами.
Появление новых предприятий на рынке олигополистической отрасли обычно затруднено из-за высоких входных барьеров.
Третий тип отраслевой рыночной структуры – монополистическая конкуренция. Она характеризуется большим количеством предприятий-производителей, выпускающих широко дифференцированную продукцию. Дифференциация продукции обычно связана либо с особенностями самого продукта (упаковка, качество и т. п.), либо с территориальной особенностью мини-рынков, либо с условиями, сопутствующими продаже. Таким образом, продавец-производитель получает монопольную власть на мини-рынке данного продукта, то есть может в определенных пределах повышать цену продукта без сокращения объема продаж. Но так как каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего рынка, она имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой. Кроме того, наличие сравнительно большого числа фирм гарантирует, что тайный сговор, согласованные действия фирм с целью ограничения объема производства и искусственного повышения цен, практически невозможен. Реакцию конкурентов можно не учитывать, потому что влияние действий одной фирмы на каждого из ее многочисленных соперников настолько мало, что у этих конкурентов не будет причины реагировать на действия фирмы. Вступление в отрасль с монополистической конкуренцией относительно легкое. Но по сравнению с чистой конкуренцией могут быть некоторые дополнительные финансовые барьеры, порожденные потребностью получения продукта, отличающегося от продукта конкурентов, и обязательством рекламировать этот продукт.
Монополия – четвертый тип отраслевой рыночной структуры, при котором существует единственное предприятие, производящее и продающее один или несколько товаров, не выпускаемых никакими другими предприятиями, то есть товаров, для которых не существует близких заменителей. Таким образом, теоретическая конструкция монополии подразумевает стопроцентную концентрацию, то есть наличие одного товаропроизводителя на одном рынке. На практике же такая ситуация встречается крайне редко и носит случайный характер.
Следует выделить естественную монополию, возникающую при появлении совершенно нового товара, и государственную монополию, когда, исходя из своих интересов, государство сосредотачивает весь выпуск необходимой ему продукции в своих руках.
В рыночной экономике присутствует, преимущественно, сочетание различных типов структур, что требует знания основных закономерностей рынка в различных условиях.
- Г. А. Дремина экономика отрасли
- Оглавление
- Введение
- Предмет, метод и содержание курса "экономика отрасли"
- 1.1. Предмет курса “Экономика отрасли”
- 1.2. Понятие отрасли
- 1.3. Отрасль и рынок
- 1.4. Современные классификаторы экономической деятельности
- 2. Отрасль в системе национального хозяйства
- Место сферы услуг в экономике
- Типы услуг
- Функции и роль бытового обслуживания населения
- Характеристика состояния сферы услуг в России
- 2.4. Динамика рынка бытовых услуг в России
- 3. Условия возникновения отрасли
- 3.1. Экономические границы отрасли
- 3.2. Жизненный цикл отрасли
- 3.3. Факторы, определяющие развитие сферы услуг
- 4. Структура отрасли
- 4.1. Понятие и показатели структуры отрасли
- 4.2. Типы рыночных структур
- 4.3. Структура сферы услуг
- 4.4. Эволюция отраслевой структуры экономики России
- 5. Отраслевые организационно-экономические процессы
- 5.1. Формы концентрации производства в отрасли
- 5.2. Оценка уровня концентрации на отраслевых рынках
- Концентрация производства и монополизации рынка
- 5.4. Интеграционные процессы в отрасли
- 1. Компании холдингового типа.
- 2. Ассоциация предприятий.
- 3. Финансово-промышленные группы (фпг).
- 5.5. Слияния и поглощения
- Конгломератные слияния объединяют фирмы из разных отраслей, подотраслей или разных регионов.
- Рыночная власть и контроль
- 6. Размещение предприятий отрасли
- Экономика размещения предприятий
- Факторы, определяющие размещение предприятий в отрасли
- 6.3. Размер предприятия и факторы, его определяющие
- 6.4. Диверсификация деятельности предприятий
- 7. Поведение фирм в отрасли
- 7.1. Олигополистическая взаимосвязь и кооперация
- 7.2. Олигополистическое ценообразование
- 7.3. Неценовая конкуренция
- 7.4. Дифференциация продукта
- 7.5. Ценовая дискриминация
- 8. Функционирование отрасли
- 8.1. Система государственного регулирования отраслей
- 8.2. Основные направления экономического развития Российской Федерации
- 8.3. Научно-техническое развитие отраслей экономики
- 8.4. Перспективы развития сферы услуг
- 8.5. Направления повышения эффективности оказания бытовых услуг
- Заключение
- Структура мсок (3-я редакция, издание 1990)
- В – Рыболовство
- М – Образование
- Экономика отрасли
- 644099, Г. Омск, ул. Красногвардейская, 9