3.2. Жизненный цикл отрасли
Жизненный цикл отрасли – процесс развития отрасли, состоящий из трех этапов: зарождения, развития, упадка.
Этап зарождения. На практике к образованию новой отрасли обычно приводит действие одного из следующих условий.
Во-первых, первоначальное преимущественное преобладание факторами производства часто способствует зарождению отрасли. Набор отраслей зависит от национальных особенностей каждой страны. Важная роль принадлежит истории страны, поскольку в ходе исторического процесса формируются основные производственные навыки, а также превалирующие ценности, нормы поведения, потребности, вкусы и предпочтения, которые создают основу структуры спроса. Местные особенности, например, природные условия, часто являются тем фактором, который привлекает первоначальное внимание к отрасли.
Во-вторых, источниками возникновения отраслей могут быть также родственные и поддерживающие отрасли. Родственные – это такие отрасли, в которых фирмы могут взаимодействовать между собой в процессе производства продукции, а также отрасли, имеющие дело с взаимодополняющими продуктами. Наличие в стране родственных отраслей часто ведет к возникновению новых высокоразвитых видов производства. Первыми предприятиями в отрасли могут стать фирмы из родственных и поддерживающих отраслей или это могут быть новые компании, образованные бывшими служащими этих отраслей.
В-третьих, параметры спроса образуют еще одну базу для возникновения новой отрасли. Значительный внутренний спрос является первейшим стимулом для возникновения местных фирм. Важнейшими характеристиками спроса являются сегментная структура (деление рынка на участки), требования покупателей (качественный товар), потенциальные потребности.
В-четвертых, появлению в отрасли первой компании иногда способствует случай. У предпринимателя может возникнуть идея –непрогнозируемое новшество, не зависящее от обычного сочетания факторов.
Этап развития. Для того, чтобы преодолеть первоначальный период формирования отрасли, почти всегда необходимо наличие конкуренции на местном рынке. Соперничество вынуждает фирмы наращивать первоначальные преимущества, которые привели к созданию отрасли, и начать процесс совершенствования производства. Растет требовательность покупателей, что позволяет внедрять новые виды продукции. Этот период быстрого технического обновления продолжается до тех пор, пока не истощаются возможности использования базовых технологий или пока внутри самой отрасли не возникнут препятствия для ее развития. Часто случайные события ускоряют процесс совершенствования отрасли: случайный всплеск спроса, изменение цен на ресурсы или крупный технологический сдвиг.
Этап упадка. По мере развития отрасли инновационные процессы замедляются или совсем прекращаются. На темпы инвестиций в НИОКР, маркетинг, реальный основной капитал влияют цели корпорации и ее руководства. Утрата фирмами способности к быстрому приспосабливанию тормозит их развитие. Могут существовать внутренние и внешние причины утраты данной способности: политика менеджеров фирм, профсоюзные ограничения, изменения общественного мнения и другие. В результате ослабляется внутренняя конкуренция и теряются стимулы к совершенствованию и приспосабливанию. Однако процесс упадка происходит очень медленно и незаметно. Рентабельность может искусственно поддерживаться еще некоторое время за счет того, что фирмы воздерживаются от вложений в НИОКР, маркетинг и новые производственные мощности.
Основываясь на проведенных исследованиях, можно сделать вывод о том, что возвращение прежних позиций отраслью, где начался процесс упадка, происходит крайне редко. Упадок может быть замедлен или остановлен путем перенесения активности в наименее поврежденные сегменты, но на практике очень мало примеров, когда отрасль восстанавливала свое прежнее положение.
- Г. А. Дремина экономика отрасли
- Оглавление
- Введение
- Предмет, метод и содержание курса "экономика отрасли"
- 1.1. Предмет курса “Экономика отрасли”
- 1.2. Понятие отрасли
- 1.3. Отрасль и рынок
- 1.4. Современные классификаторы экономической деятельности
- 2. Отрасль в системе национального хозяйства
- Место сферы услуг в экономике
- Типы услуг
- Функции и роль бытового обслуживания населения
- Характеристика состояния сферы услуг в России
- 2.4. Динамика рынка бытовых услуг в России
- 3. Условия возникновения отрасли
- 3.1. Экономические границы отрасли
- 3.2. Жизненный цикл отрасли
- 3.3. Факторы, определяющие развитие сферы услуг
- 4. Структура отрасли
- 4.1. Понятие и показатели структуры отрасли
- 4.2. Типы рыночных структур
- 4.3. Структура сферы услуг
- 4.4. Эволюция отраслевой структуры экономики России
- 5. Отраслевые организационно-экономические процессы
- 5.1. Формы концентрации производства в отрасли
- 5.2. Оценка уровня концентрации на отраслевых рынках
- Концентрация производства и монополизации рынка
- 5.4. Интеграционные процессы в отрасли
- 1. Компании холдингового типа.
- 2. Ассоциация предприятий.
- 3. Финансово-промышленные группы (фпг).
- 5.5. Слияния и поглощения
- Конгломератные слияния объединяют фирмы из разных отраслей, подотраслей или разных регионов.
- Рыночная власть и контроль
- 6. Размещение предприятий отрасли
- Экономика размещения предприятий
- Факторы, определяющие размещение предприятий в отрасли
- 6.3. Размер предприятия и факторы, его определяющие
- 6.4. Диверсификация деятельности предприятий
- 7. Поведение фирм в отрасли
- 7.1. Олигополистическая взаимосвязь и кооперация
- 7.2. Олигополистическое ценообразование
- 7.3. Неценовая конкуренция
- 7.4. Дифференциация продукта
- 7.5. Ценовая дискриминация
- 8. Функционирование отрасли
- 8.1. Система государственного регулирования отраслей
- 8.2. Основные направления экономического развития Российской Федерации
- 8.3. Научно-техническое развитие отраслей экономики
- 8.4. Перспективы развития сферы услуг
- 8.5. Направления повышения эффективности оказания бытовых услуг
- Заключение
- Структура мсок (3-я редакция, издание 1990)
- В – Рыболовство
- М – Образование
- Экономика отрасли
- 644099, Г. Омск, ул. Красногвардейская, 9