logo search
шпора для печати 15 листов

Теория поведения производителей. Издержки производства. Определение оптимального объема производства

Максимизация прибыли: задача макисимизации прибыли; решение задачи макс. прибыли:спрос на факторы, ф-ция предложения;;;;Максимизация объемов продаж;;Максимизация темпов роста;;Минимизация издержек: минимизация издержек для любого (произвольного)объема выпуска; выбор выпуска, обеспечивающего наибольшую прибыль

Таким образом, мотивы деятельности предприятий и предпринимателей многообразны, они включают в себя стремление к получению максимума прибыли и дохода, к расширению области деятельности, устранение конкурентов, жажду господства, самореализацию и самоутверждение, повышение благосостояния своих близких и общества, в котором они живут.

ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА - затраты, связанные с производством и обращением произведенных товаров. В бухгалтерской и статистической отчетности отражаются в виде себестоимости. Включают в себя: материальные затраты, амортизационные отчисления, расходы на оплату труда, проценты за кредиты, расходы, связанные с продвижением товара на рынок и его продажей. Экономия издержек - фактор роста прибыли и рентабельности производства. По способу включения в себестоимость продукций различают прямые и косвенные. К первым относятся затраты, Прямо включаемые в себестоимость. В промышленности, например, это затраты на сырье и материалы, топливо и энергию, заработную плату производственных рабочих. К косвенным - затраты, распределяемые между отдельными видами продукции пропорционально прямым затратам. Речь идет о расходах на содержание и эксплуатацию оборуд.я, общецеховые и общезаводские расходы.

Выделяют постоянные и переменные издержки. Первые из них не зависят от объема производимой продукции (страхование, арендная плата, проценты по ссудам и т. д.). Вторые - напротив, связаны с объемом производства и изменяются в зависимости от него (затраты на сырье, потребляемую электроэнергию). С точки зрения собственности издержки делятся на явные и вмененные (альтернативные). К первым относятся затраты фирмы на оплату привлеченных факторов производства (труд, земля, капитал, предпринимательские способности). К вмененным - ресурсы, являющиеся собственностью фирмы. Они не входят в платежи фирмы другими организациями или лицами. Например, собственник земли не платит решу, однако обрабатывая землю самостоятельно, отказывается тем самым от сдачи ее в аренду и от возможного дополнительного дохода, возникающего в связи с этим. Учет явных и вмененных издержек позволяет более точно оценить прибыль фирм. Чистая экономическая прибыль определяется как разница между доходом от реализации продукции и явными и вмененными издержками.

Издержки производства (затраты или расходы) – это экономический показатель работы предприятия, отражающий финансовые расходы предприятия на приобретение необходимых ей материалов и услуг.

Явные (внешние или бухгалтерские) издержки – это денежные выплаты за ресурсы внешним поставщикам.

Неявные (внутренние) издержки – это издержки, связанные с использованием фирмой своих собственных ресурсов

Экономические издержки – это внешние + внутренние + нормальная прибыль.

Нормальная прибыль – необходимый минимальный доход

Постоянные издержки (FCfixedcosts) - это издержки которые несет фирма независимая от объема выпуска продукции, они представляют со­бой издержки ее постоянных факторов. Они могут включать в себя: - расходы по содержанию предприятия, по страховке, а также, иногда по привлечению минимального кол-ва работающих.

Переменные издержки (VCvariablecosts) - издержки которые меняются в зависимости от объема выпуска продукции. Они представляют собой расходы переменных факторов предприятия. Они включают в себя: - расходы на з/п и сырье (соотв. растут по мере роста выпуска продукции).

Общие издержки (совокупность или валовые – TCtotalcosts) – равны сумме постоянных и переменных издержек, т.е. это издержки на производство определенного объема продукции. FC + VC = TC

Невозвратные издержки – представляют со­бой ранее произведенные и невозместимые расходы, например покупка спец. оборудования, которое было сконструировано по заказу фирмы (предприятия) и это оборудование нельзя использовать для других целей, нельзя реконструировать, и невозможно продать другому предприятию.

Предельные издержки (MCmarginalcosts) маржинальные – это дополнительные затраты на производство каждой следующей еденицы продукции сверх имеющегося объема. MC = TC/Q

Средние издержки – затраты на единицу вы­пускаемой продукции.

Альтернативные издержки – издержки упущенных возможностей.

Издержки обращения – затраты на реализацию продукции. Дополнительные (затраты, связанные с продолжением процесса производства: транспортировка, хранение и т.д.) и чистые (затраты, связанные с чистой торговлей).

Издержки обмена (трансакционные) – расходы на введение рыночных операций.

Под оптимальным объемом производства продукции понимается такой объем, который обеспечивает выполнение заключенных договоров и обязательств по производству продукции (выполнению работ) в установленные сроки с минимумом затрат и максимально возможной эффективностью. К наиболее распространенным методам определения оптимального объема производстваотносятся:1. метод сопоставления валовых показателей; 2. метод сопоставления предельных показателей.

При использовании этих методов применяются следующие допущения:предприятие производит и реализует только один товар;целью предприятия является максимизация прибыли в рассматриваемый период;оптимизируются только цена и объем производства (предполагается, что все остальные параметры деятельности предприятия остаются неизменными);объем производства в рассматриваемый период равен объему реализации.

Приведенные допущения могут показаться достаточно жесткими, однако если принять во внимание, что именно цена выпускаемого товара и объем его производства и реализации, как правило, оказывают наибольшее влияние на экономику предприятия, применение указанных методов в значительной мере повышает вероятность того, что будут приняты верные решения.

Метод составления валовых показателей предполагает расчет прибыли предприятия при различных объемах производства и реализации продукции. Последовательность расчета такова:1) определяется величина объема производства, при котором достигается нулевая прибыль;2)определяется объем производства с максимальной прибылью.

Метод сопоставления предельных показателей позволяет установить до каких пределов рентабельно увеличение производства и реализации. Он основан на сопоставлении предельных издержек и предельного дохода. Если величина предельного дохода на единицу продукции превышает величину предельных издержек на единицу продукции, то увеличение производства и реализации будет рентабельно.