5. Теория поведения потребителей. Кардиналистский и ординалистский подходы
Поведение потребителей определяется как действия, которые предпринимают люди во время приобретения, потребления товаров и услуг, а также освобождения от них. Говоря упрощенно, поведение потребителей традиционно понимается как выяснение того, «почему люди покупают» – в том смысле, что продавцу легче разрабатывать стратегии влияния на потребителей, когда он знает, почему покупатели приобретают определенные товары или марки.
Кардиналистская концепция
Поведение потребителя зависит от многих факторов. Главным фактором в кардиналистской концепции считают полезность.
Полезность – это удовлетворение, которое человек получает от потребления какого-либо блага.
Различают общую и предельную полезность:
Общая полезность(totalutility) – это совокупная полезность всех потребляемых благ.
Предельная полезность (marginalutility) – это прирост общей полезности при увеличении объема потребления данного блага на 1 единицу:.
Кардиналисты исходят из того, что полезность может измеряться в абсолютных единицах, вводится специальная единица полезности – ютиль.
Основами кардиналистской концепции являются:
Спрос определяется полезностью 2. Полезность имеет абсолютное измерение.
Свойства общей и предельной полезности:
Общая полезность увеличивается при увеличении количества потребительских благ.
Увеличение количества потребляемого товара увеличивает меру насыщения, поэтому каждая дополнительная единица блага приносит всё меньше полезности по сравнению с предыдущей. Предельная полезность обратно пропорциональная объему потребляемых благ. Закон убывающей предельной полезности: если потребление всех других товаров постоянно (при прочих равных условиях), то предельная полезность данного блага будет уменьшаться по мере роста потребления.
Т.к. предельная полезность сокращается, то увеличение покупок приносит всё меньшее и меньшее удовлетворения. Следовательно, он будет наращивать потребление только при условии снижающейся цены за дополнительные единицы товара.
Ординалистская концепция
Ординалистский (порядковый) подход к анализу спроса является более современным, чем кардиналистский (количественный) подход.
Ординалистский подход основан на следующих положениях:
1.Спрос зависит от предпочтений потребителя. При этом предпочтения формируются не на абсолютной оценке полезности товара, а на относительном их соизмерении. В результате происходит ранжирование предпочтений потребителя.2. Спрос зависит от намерений по закупке других товаров и не только с точки зрения дохода, но и с точки зрения полезности.3. Инструментальный анализ спроса потребителя.
Инструментами анализа выступают кривые безразличия и бюджетная линия.
Кривая безразличия – это линия постоянного уровня удовлетворенности потребителя. Кривая безразличия показывает различные комбинации двух товаров, имеющих одинаковую полезность для потребителя.
Форма кривой – она вогнута по отношению к началу координат.
Это объясняется сокращением предельной нормы замещения. MRS – это количество одного товара, от которого мы готовы отказаться ради увеличения потребления другого товара.
Есть два особых случая конфигурации кривых безразличия:
1. Товары А и В – абсолютные субституты. Тогда кривые безразличия представляют собой параллельные прямые: (MRS=const)
2.Жесткаявзаимодополняемость товаров (например, левый и правый ботинок): (MRS=0)
Возможности потребления связаны с бюджетной линией. Спрос ограничивается ценой. Бюджетная линия потребителя – это прямая, точки которой показывают допустимые наборы благ при условии полного использования дохода.
- Теория Дж. М.Кейнса и современное кейнсианство
- Подготовка к заключению внешнеторговой сделки: оферта, контроферта, запрос, акцепт, заказ. Различные способы заключения внешнеторговых сделок
- Принципы организации страхового дела. Основные отрасли, формы и виды страхования
- 2. Развитие экономической теории в работах российских экономистов.
- Базисные условия поставки – Инкотермс. Условия группы e, f, c, d. Условие fob и условие cif.
- 56. Финансы организаций: сущность, классификации, источники, функции.
- 3 Эволюция экономической политики ведущих стран мира после второй мировой войны
- 57. Структура банковской системы. Операции, функции и виды коммерческих банков. Проблемы и перспективы развития банковской системы рф.
- 58. Налог на прибыль организаций: плательщики, налоговая база, льготы, ставки, налоговый период. Специальные режимы налогообложения.
- 5. Теория поведения потребителей. Кардиналистский и ординалистский подходы
- Международные лицензионные соглашения. Виды используемых лицензий. Вознаграждение лицензиара
- 59. Ндс: плательщики, налоговая база, льготы, ставки, налоговый период. Направления трансформации ндс.
- Теория поведения производителей. Издержки производства. Определение оптимального объема производства
- Внешняя торговля России
- 60. Сущность, формы и функции кредита. Виды банковского кредита, механизм и принципы кредитования.
- 7.Особенности рынков ресурсов. Рынок труда и формирование заработной платы
- 31. Европейский союз: цели, механизмы и итоги деятельности в области торговли, сельского хозяйства и формирования валютного союза.
- 61. Налоговая система рф: этапы формирования, современное состояние и направления развития.
- Федеральные налоги
- 2) Региональные налоги
- 3) Местные налоги
- 8. Кейнсианская модель формирования уровня национального производства. Государство в модели совокупного спроса
- Ресурсы знаний, экономика знаний и их роль в современной экономике. Условия формирования и эффективного использования человеческого капитала
- 62. Центральный банк России: структура, цели, операции и функции. Деятельность цбр по преодолению современного финансового кризиса.
- 9. Бюджетно-налоговая политика в рыночной экономике: содержание цели, направления, инструменты, проблемы
- Оптимизационные задачи с линейной зависимостью между переменными. Прямая и двойственная задачи линейного программирования
- 10. Денежно-кредитная политика: цели, основные направления, механизм реализации, проблемы.
- Понятие, мотивация, объем экспорта/импорта прямых иностранных инвестиций. Роль и место ввезенных и вывезенных пии в экономике России и сша
- 65. Сущность, функции и классификации налогов. Теории налогов.
- 12. Теория инфляции. Антиинфляционная политика
- 36. Роль и функции транснациональных корпораций (тнк) в мировой экономике и в международных экономических отношениях
- 66. Федеральные программы социально-экономического развития регионального паритета в рф. Их современные приоритеты, особенности финансирования, региональный охват и проблемы реализации
- 13 Инст. Изъяны рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику
- Модели и факторы размещения отраслей экономики (промышленности и сельского хозяйства): общественные и природные. Современные тенденции развития и размещения
- Институциональные изъяны государства и необходимость реформирования государственного сектора экономики.
- Способы привлечения иностранного капитала с международных финансовых рынков.
- 68. Сущность основных фондов, их состав и структура
- Общественный сектор экономики и общественные финансы: структура и финансовый экономический потенциал.
- 39. Решения Ямайской конференции и основные принципы функционирования современной международной валютной системы
- Малый бизнес, его роль и особенности развития в условиях нтр. Проблемы взаимодействия с крупным производством
- 16. Теория налогообложения. Типы налоговых систем.
- 40. Экономическая политика и государственное регулирование экономики. Повышение роли государственного регулирования в экономической жизни современного общества
- Направления и технологии снижения издержек в распределительной логистике.
- Теория бюджетного федерализма. Особенности российской модели бюджетно-налогового федерализма.
- 71. Направления и технологии снижения издержек в закупочной логистике
- Институционализм и неоинституционализм: сравнительная характеристика
- Важнейшие макроэкономические показатели (ввп, внп, нд и др.), их характеристика
- 72. Инвестиционный климат регионов рф. Межрегиональные различия в инвестиционной активности в рф.
- 19. Модернизация экономики рф: цели, основные направления, инструменты, источники финансирования.
- 73. Модели зависимости спроса от цены и дохода (кривые Энгеля). Эластичность спроса по цене и доходу
- Экономический рост как категория национальная экономики. Сущность. Основные понятия. Важнейшие модели экономического роста
- Формы и системы оплаты труда, условия их применения.
- 21. Эволюция основных направлений экономической теории в XIX-XX вв.
- 75. Оборотные средства, их состав, структура и показатели использования на предприятии
- 22.Ведущие направления экономической теории о причинах и последствиях современного финансово-экономического кризиса.
- Предпосылки и содержание государственного вмешательства в экономику: кейнсианский подход.
- Производственные системы тянущего и толкающего типа
- 23. Экономическая эффективность и социальная справедливость: дилемма рыночной экономики и ее государственного регулирования
- Понятие и сущность рынка ценных бумаг. Структура рынка и основные участники
- 2) Специфические функции:
- 77. Принципиальное отличие логистической концепции управления от традиционной
- Экономический рост и его факторы. Модели экономического роста.
- Долговые ценные бумаги: виды и основные характеристики. Доходность долговых ценных бумаг.
- Подготовка к заключению внешнеторговой сделки: оферта, контроферта, запрос, акцепт, заказ. Различные способы заключения внешнеторговых сделок
- Виды и способы выпуска производных ценных бумаг: форвардные контракты, фьючерсные контракты, опционы, депозитарные расписки, свопы
- Рынок и классификационные признаки рынка. Типы границ отраслевого рынка
- 3 Рынки можно классифицировать по следующим признакам:
- 4.Типы границ рынка
- Базисные условия поставки – Инкотермс. Условия группы e, f, c, d. Условие fob и условие cif.
- Роль биржи в обращении ценных бумаг. Принципы и правила работы биржи. Биржевой листинг
- 80. Территориальная и отраслевая структура экономики рф. Типы регионов.
- Страхование: экономическая сущность, функции и роль в современном обществе.
- Модели производственных затрат и прибыли предприятия. Точка безубыточности
- Финансовые основы страховой деятельности: доходы, расходы, финансовые результаты и налогообложение. Доходы страховой организации
- Доходы страховых организаций в зависимости от источника поступления
- Расходы страховой компанииПо времени осуществления расходы страховой организации делятся на:
- Виды налогов для страховой организации
- Источники уплаты налогов в федеральный и региональный бюджет
- Формирование налогооблагаемой базы для страховой организации
- Организационно-правовые формы предприятий, их преимущества и недостатки
- Международные лицензионные соглашения. Виды используемых лицензий. Вознаграждение лицензиара
- 53.Рынок и государство в концепциях неолиберализма.
- 83. Природный фактор развития регионов России. Основные типы добывающих регионов страны; их современные проблемы социально-экономического развития.
- Внешняя торговля России
- Понятие балансового метода и балансовых моделей. Принципиальная схема межотраслевого баланса. Экономико-математическая модель моб. Определение конечной и валовой продукции отраслей