Теория бюджетного федерализма. Особенности российской модели бюджетно-налогового федерализма.
ЭТО Распределение денежных доходов и расходов страны между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов федерации и муниципальными бюджетами с учетом источников поступлений средств и расходов для удовлетворения потребностей федерального, субфедерального и муниципального уровней.Это многоуровневая бюджетная система государства, при которой каждый из уровней государственной власти располагает собственным бюджетом и действует в пределах закрепленных за ним бюджетных полномочий.
Сущность бюджетного федерализма как концепции бюджетного устройства заключается в нормативно-законодательном установлении бюджетных прав и обязанностей двух равноправных сторон - федеральных и региональных органов власти и управления, правил их взаимодействия на всех стадиях бюджетного процесса, методов частичного перераспределения бюджетных ресурсов между уровнями бюджетной системы и регионами.
Предоставление финансовой помощи нуждающимся в ней регионам и местным органам власти преследует цель укрепить их финансовую самостоятельность и поднять ответственность за принимаемые на своем уровне решения. Способы перераспределения средств между бюджетами должны быть такими, чтобы обеспечивалась наивысшая эффективность расходования бюджетных ресурсов, достигался наибольший социальный и экономический результат.
Сущность бюджетного федерализма выражается через его основные принципы. К ним относятся следующие: • наличие не менее трех основных уровней бюджетной системы; • единство общегосударственных интересов и интересов населения как основа сочетания интересов всех трех уровней власти по бюджетным вопросам; • сочетание принципов централизма и децентрализма при разграничении налогово-бюджетных полномочий, расходов и доходов, распределении и перераспределении последних в бюджеты разных уровней на объективной основе; • ведущая роль федерального бюджета как выражающего общие интересы всех субъектов федерации в сочетании с высокой степенью самостоятельности бюджетов и ответственности органов власти каждого уровня за сбалансированность бюджета, бюджетную обеспеченность, соответствующую налоговому потенциалу на данной территории, с предоставлением им необходимой для этого налоговой инициативы; • активное участие субъектов федерации в формировании и реализации налогово-бюджетной политики государства, включая межбюджетные отношения. ----конечной целью органов власти любого уровня должны быть интересы населения.
бюджетный федерализм можно определить как отношения между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации на основе сочетания принципов централизма и децентрализма по поводу формирования и реализации бюджетной политики государства, разграничения налогово-бюджетных полномочий, расходов и доходов, их распределения и перераспределения в бюджетной системе при высокой степени самостоятельности бюджетов и ответственности за результаты проводимой региональными и местными властями самостоятельной налогово-бюджетной политики исходя из единства общегосударственных интересов и интересов населения, включая интересы народов многонациональной федерации, проживающих на территориях субъектов федерации и входящих в них местных территориальных образований. [5] Межбюджетные отношения в федеративных государствах имеют особенности, которые диктуются бюджетным устройством государства и степенью развития бюджетного федерализма. Межбюджетные отношения — это отношения между органами власти, преимущественно разных уровней, по разграничению на постоянной (без ограничения сроком) основе расходных и доходных полномочий, соответствующих им расходов и в максимально возможной степени доходных источников, а также межбюджетному регулированию: возможному распределению некоторых налогов по временным (не менее чем на очередной финансовый год) нормативам отчислений между бюджетами разных уровней и перераспределению средств из бюджетов одного уровня бюджетной системы в другой в разных формах в целях обеспечения доступа граждан на всей территории страны к получению бюджетных услуг в объеме и качестве не ниже минимально необходимого уровня
РФ по своей форме государственного устройства является федеративным государством.
Под «бюджетным федерализмом» в РФ понимаются отношения между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ по поводу разграничения бюджетных полномочий, расходов и налоговых доходов, распределения и перераспределения налоговых доходов между федеральным бюджетом и консолидированными бюджетами субъектов РФ, исходя из необходимости обеспечения единства общегосударственных интересов населения, проживающего на территориях субъектов РФ и входящих в них муниципальных образований.
Согласно Конституции РФ должны быть разграничены предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами субъектов Федерации, в том числе в области бюджета.
Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами - основной принцип федерализма, предусмотренный в ст. 11 Конституции РФ, федеративных и иных (двусторонних) договорах между Российской Федерацией и ее субъектами.
- Теория Дж. М.Кейнса и современное кейнсианство
- Подготовка к заключению внешнеторговой сделки: оферта, контроферта, запрос, акцепт, заказ. Различные способы заключения внешнеторговых сделок
- Принципы организации страхового дела. Основные отрасли, формы и виды страхования
- 2. Развитие экономической теории в работах российских экономистов.
- Базисные условия поставки – Инкотермс. Условия группы e, f, c, d. Условие fob и условие cif.
- 56. Финансы организаций: сущность, классификации, источники, функции.
- 3 Эволюция экономической политики ведущих стран мира после второй мировой войны
- 57. Структура банковской системы. Операции, функции и виды коммерческих банков. Проблемы и перспективы развития банковской системы рф.
- 58. Налог на прибыль организаций: плательщики, налоговая база, льготы, ставки, налоговый период. Специальные режимы налогообложения.
- 5. Теория поведения потребителей. Кардиналистский и ординалистский подходы
- Международные лицензионные соглашения. Виды используемых лицензий. Вознаграждение лицензиара
- 59. Ндс: плательщики, налоговая база, льготы, ставки, налоговый период. Направления трансформации ндс.
- Теория поведения производителей. Издержки производства. Определение оптимального объема производства
- Внешняя торговля России
- 60. Сущность, формы и функции кредита. Виды банковского кредита, механизм и принципы кредитования.
- 7.Особенности рынков ресурсов. Рынок труда и формирование заработной платы
- 31. Европейский союз: цели, механизмы и итоги деятельности в области торговли, сельского хозяйства и формирования валютного союза.
- 61. Налоговая система рф: этапы формирования, современное состояние и направления развития.
- Федеральные налоги
- 2) Региональные налоги
- 3) Местные налоги
- 8. Кейнсианская модель формирования уровня национального производства. Государство в модели совокупного спроса
- Ресурсы знаний, экономика знаний и их роль в современной экономике. Условия формирования и эффективного использования человеческого капитала
- 62. Центральный банк России: структура, цели, операции и функции. Деятельность цбр по преодолению современного финансового кризиса.
- 9. Бюджетно-налоговая политика в рыночной экономике: содержание цели, направления, инструменты, проблемы
- Оптимизационные задачи с линейной зависимостью между переменными. Прямая и двойственная задачи линейного программирования
- 10. Денежно-кредитная политика: цели, основные направления, механизм реализации, проблемы.
- Понятие, мотивация, объем экспорта/импорта прямых иностранных инвестиций. Роль и место ввезенных и вывезенных пии в экономике России и сша
- 65. Сущность, функции и классификации налогов. Теории налогов.
- 12. Теория инфляции. Антиинфляционная политика
- 36. Роль и функции транснациональных корпораций (тнк) в мировой экономике и в международных экономических отношениях
- 66. Федеральные программы социально-экономического развития регионального паритета в рф. Их современные приоритеты, особенности финансирования, региональный охват и проблемы реализации
- 13 Инст. Изъяны рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику
- Модели и факторы размещения отраслей экономики (промышленности и сельского хозяйства): общественные и природные. Современные тенденции развития и размещения
- Институциональные изъяны государства и необходимость реформирования государственного сектора экономики.
- Способы привлечения иностранного капитала с международных финансовых рынков.
- 68. Сущность основных фондов, их состав и структура
- Общественный сектор экономики и общественные финансы: структура и финансовый экономический потенциал.
- 39. Решения Ямайской конференции и основные принципы функционирования современной международной валютной системы
- Малый бизнес, его роль и особенности развития в условиях нтр. Проблемы взаимодействия с крупным производством
- 16. Теория налогообложения. Типы налоговых систем.
- 40. Экономическая политика и государственное регулирование экономики. Повышение роли государственного регулирования в экономической жизни современного общества
- Направления и технологии снижения издержек в распределительной логистике.
- Теория бюджетного федерализма. Особенности российской модели бюджетно-налогового федерализма.
- 71. Направления и технологии снижения издержек в закупочной логистике
- Институционализм и неоинституционализм: сравнительная характеристика
- Важнейшие макроэкономические показатели (ввп, внп, нд и др.), их характеристика
- 72. Инвестиционный климат регионов рф. Межрегиональные различия в инвестиционной активности в рф.
- 19. Модернизация экономики рф: цели, основные направления, инструменты, источники финансирования.
- 73. Модели зависимости спроса от цены и дохода (кривые Энгеля). Эластичность спроса по цене и доходу
- Экономический рост как категория национальная экономики. Сущность. Основные понятия. Важнейшие модели экономического роста
- Формы и системы оплаты труда, условия их применения.
- 21. Эволюция основных направлений экономической теории в XIX-XX вв.
- 75. Оборотные средства, их состав, структура и показатели использования на предприятии
- 22.Ведущие направления экономической теории о причинах и последствиях современного финансово-экономического кризиса.
- Предпосылки и содержание государственного вмешательства в экономику: кейнсианский подход.
- Производственные системы тянущего и толкающего типа
- 23. Экономическая эффективность и социальная справедливость: дилемма рыночной экономики и ее государственного регулирования
- Понятие и сущность рынка ценных бумаг. Структура рынка и основные участники
- 2) Специфические функции:
- 77. Принципиальное отличие логистической концепции управления от традиционной
- Экономический рост и его факторы. Модели экономического роста.
- Долговые ценные бумаги: виды и основные характеристики. Доходность долговых ценных бумаг.
- Подготовка к заключению внешнеторговой сделки: оферта, контроферта, запрос, акцепт, заказ. Различные способы заключения внешнеторговых сделок
- Виды и способы выпуска производных ценных бумаг: форвардные контракты, фьючерсные контракты, опционы, депозитарные расписки, свопы
- Рынок и классификационные признаки рынка. Типы границ отраслевого рынка
- 3 Рынки можно классифицировать по следующим признакам:
- 4.Типы границ рынка
- Базисные условия поставки – Инкотермс. Условия группы e, f, c, d. Условие fob и условие cif.
- Роль биржи в обращении ценных бумаг. Принципы и правила работы биржи. Биржевой листинг
- 80. Территориальная и отраслевая структура экономики рф. Типы регионов.
- Страхование: экономическая сущность, функции и роль в современном обществе.
- Модели производственных затрат и прибыли предприятия. Точка безубыточности
- Финансовые основы страховой деятельности: доходы, расходы, финансовые результаты и налогообложение. Доходы страховой организации
- Доходы страховых организаций в зависимости от источника поступления
- Расходы страховой компанииПо времени осуществления расходы страховой организации делятся на:
- Виды налогов для страховой организации
- Источники уплаты налогов в федеральный и региональный бюджет
- Формирование налогооблагаемой базы для страховой организации
- Организационно-правовые формы предприятий, их преимущества и недостатки
- Международные лицензионные соглашения. Виды используемых лицензий. Вознаграждение лицензиара
- 53.Рынок и государство в концепциях неолиберализма.
- 83. Природный фактор развития регионов России. Основные типы добывающих регионов страны; их современные проблемы социально-экономического развития.
- Внешняя торговля России
- Понятие балансового метода и балансовых моделей. Принципиальная схема межотраслевого баланса. Экономико-математическая модель моб. Определение конечной и валовой продукции отраслей