logo
шпора для печати 15 листов

4.Типы границ рынка

• Продуктовые границы - отражают способность товаров заменять друг друга в потреблении.

• Временные границы - характеризуют исследуемый временной интервал, а также границы эксплуатации продаваемого товара.

• Локальные границы - определяют пространственные границы рынка.

Критерии для определения границ отраслевого рынка, предложенные Дж.Робинсон

В границах одного отраслевого рынка рассматриваются:• все заменители товара, • все заменители заменителей товара,• далее заменители очередных заменителей ….И так до тех пор пока в цепи товаров-заменителей не обнаружится значительный разрыв.В качестве критериев определения границ отраслевого рынка Э.Чемберлин предложил коэффициенты перекрёстной эластичности, а именно оценивается: • взаимозаменяемость товара - с помощью коэффициента перекрёстной эластичности спроса на товар по цене товара-заменителя; • взаимозависимость фирм-производителей товара - с помощью коэффициента перекрёстной эластичности цены данного товара по объёму выпуска товара-заменителя. Чем выше значения коэффициентов перекрёстной эластичности, тем:- более близкими заменителями, т.е. более однородными являются рассматриваемые товары;-выше взаимозависимость фирм производителей.• если перекрёстная эластичность спроса по цене становится меньше определенной заданной величины, считается, что в цепи товаров-заменителей имеет место разрыв, который является границей рынка.

Структура рынка определяется

• количеством и размерами фирм,• характером продукции,• легкостью входа на рынок, • доступностью информации

26-50-80