logo search
Uchebnik_ADFHDP_2011 (1) / Учебник АДФХДП 2011 на гриф

Приложение 11 –Принципиальные особенности в содержании и организации финансового и управленческого анализа

Классифи-кационные признаки

Финансовый (внешний) анализ

Управленческий (внутренний) анализ

1. Цель анализа

Оценка состава и структу­ры имущества предприя­тия, интенсивности ис­поль­зования капитала платежеспособности и финансовой устойчивости и использования прибы­ли, прогнозирование до­хо­дов и потоков денеж­ных средств, выявление дивидендной политики осуществляемой руко­­водством предприятия.

Изучение механизма достижения максимальной прибыли и повышения эффективности хозяйствова­ния, разработка важнейших вопросов конкурентной политики предприятия и программ его развития на перспективу, обоснование управленческих решений по достижению конкретных производственных целей.

2. Объект анализа

Хозяйствующий субъект в целом, его финансовое положение.

Различные аспекты произ­водственно-финансовой деятельности структурных подразделений хозяйствую­щего субъекта.

3. Субъекты анализа (исполнители)

Лица и организации, находящиеся за преде­лами этого предприятия (менеджеры и аналитики заинтересованных фирм, специальные компании, занимающиеся анализом отчетов по общепринятой методологии, кредитные агентства и др.)

Различные организационные структуры внутри хозяйст­венного управления и отдельные лица, ответствен­ные за проведение анализа, лаборатории, бюро, группы, бухгалтерия, отделы, менед­жеры, а также внешние консультанты для проведе­ния аналитической работы

4. Организация анализа (периодич­ность проведения)

Проводятся периодически не реже одного раза в год, а также по мере представ­ле­ния отчетности в соответствующие инстан­ции (в налоговую инспек­цию – ежеквартально в статистическое управле­ние – ежеквартально и т.д.)

Проводится по мере необхо­димости на нерегулярной основе, прежде всего по тем направлениям где наблюда­ются спад производства, кризисная ситуация рост затрат, снижение рентабель­ности и качества продукции, отставание в конкурентной борьбе и т.д.

5. Информационная база анализа

Бухгалтерская отчетность (формы № 1, 2, 4, 5).

Данные первичного бухгал­тер­ского и оперативного учета, выборочных обсле­дований, нормативно-спра­вочная информация, акты ревизий и инвентаризаций, аналитические расчеты, а также сведения, добытые у конкурентов в процессе промышленного шпионажа.

6. Доступность информации

Открыта для всех потре­би­телей, формируется на базе публичной отчет­ности.

Представляет коммерческую тайну, используется для внутрихозяйственного управления.

7. Потребители информации

Акционеры, инвесторы, банки, налоговые инспек­ции, другие лица, орга­ны исполнительной влас­ти, статуправления т.п.

Менеджеры предприятия, совет директоров, директора филиалов и дочерних пред­приятий, начальники цехов, бригадиры, мастера и др.

8. Использование систем учета

Строго систематизированный анализ на базе бухгалтерской отчетности.

Не обязательно системно организованный анализ. Используется любая инфор­мация, пригодная для дости­жения поставленной цели.

9. Измерители информации

Преимущественно стоимостные измерители.

Любые измерители: стоимостные, натуральные, трудовые и условно-натуральные.

10. Использование методов анализа

Группировки, установле­ние влияния инфляци­онных факторов; сравни­тельный, структурный и коэффициентный анализ; методы факторного анализа.

Статистические и математические методы, элиминирование, сравнения, графики, комплексные оценки и др.

11. Направлен­ность анализа

Дать обоснованную оценку финансового положения предприятия, квалифицированно интерпретировать аналитические расчеты.

Выявить резервы снижения затрат и роста прибыли, обосновать управленческие решения по их мобилизации в производство.

12. Свобода выбора в проведении анализа

Обязательное следование общепринятым принци­пам его проведения по данным бухгалтерской отчетности.

Нет установленных норм его проведения, не имеется общепринятых методик. Критерий - пригодность, результативность.

13. Формы обобщения

Табличный материал с исходными и расчетно-аналитическими данны­ми, сравниваемыми с нор­мативными коэффициен­тами. Письменная интер­претация аналитических данных.

Отчет о проведенном анализе, разработка программ по реализации обоснованных управленческих решений.

14. Вид анализа

Внешний, ретроспек­тивный, тематический.

Внутренний, оперативный, текущий, комплексный.

15. Степень надежности

Субъективен, схематичен, незначителен по числу аналитических показате­лей; не может быть точен при умыш­ленном искажении отчетности.

Зависит от целей проведе­ния, использует первичные данные, подтвержденные группой внутреннего аудита.

16. Место при­­нятия решений по результатам анализа

За пределами деятельности предприятия.

Менеджерами и директо­рами предприятия, руководителями их подразделений