Использование теории массового обслуживания в задачах экономического анализа
Эта теория впервые применялась в телефонии, затем стала широко использоваться в других отраслях хозяйственной деятельности. Например, организация нормального процесса обслуживания покупателей связана с правильным определением: количества предприятий данного торгового профиля, численности продавцов, наличия соответствующих основных фондов, частоты завоза товаров, численности обслуживаемого населения, потребности в соответствующих товарах, обращаемости. Задача сводится к выбору оптимального варианта организации обслуживания населения, при котором время обслуживания будет минимальным, качество обслуживания – высоким, затраты – оптимальными. Эти методы используются и в производстве, например, при оптимизации работы обслуживающих подразделений (складов, ремонтных служб). Примером систем массового обслуживания (СМО) являются: телефонные станции, ремонтные мастерские, билетные кассы, справочные бюро, торговые комплексы, системы управления гибких производственных систем и т.д.
Каждая СМО состоит из какого – то количества обслуживающих единиц, которые называются каналами обслуживания (это станки, транспортные тележки, роботы, линии связи, кассиры, продавцы и т.д.). Всякая СМО предназначена для обслуживания какого – то потока заявок (требований), поступающих в случайные моменты времени.
Обслуживание заявки продолжается случайное время, после чего канал освобождается и готов к приему следующей заявки. Случайный характер потока заявок и времени обслуживания приводит к тому, что в какие – то периоды времени на входе СМО скапливается излишне большое количество заявок (они либо становятся в очередь, либо покидают СМО без обслуживания). В другие же периоды СМО будет работать с недогрузкой или вообще простаивать. Состояние СМО меняется скачком в моменты появления каких - то событий (прихода новой заявки, окончания обслуживания, момента, когда заявка покидает очередь).
Предмет теории массового обслуживания – построение математических моделей, связывающих заданные условия работы СМО (число каналов, их производительность, правила работы, характер потока заявок) с интересующими нас характеристиками – показателями эффективности СМО. Эти показатели описывают способность СМО справляться с потоком заявок. Ими могут быть: среднее число заявок, обслуживаемых СМО в единицу времени; среднее число занятых каналов; среднее число заявок в очереди; среднее время ожидания обслуживания и т.д.
Теория массового обслуживания составляет один из разделов теории вероятностей. Вероятностная математическая модель учитывает влияние случайных факторов на поведение объекта (системы, процесса) и, следовательно, оценивает будущее с позиций вероятности тех или иных событий.
Математическая формулировка такой задачи выглядит следующим образом: имеется некоторая система S, в которой протекает случайный процесс. Она с течением времени меняет свое состояние (переходит из одного состояния в другое) заранее неизвестным случайным образом. Также имеется поток событий – последовательность однородных событий, следующих одно за другим в какие-то случайные моменты времени (поток отказов и поток восстановлений, поток вызовов, поток покупателей и т.д.).
Поток событий можно наглядно изобразить рядом точек на оси времени Ot. Интенсивность потока событий (λ) – это среднее число событий, приходящееся на единицу времени.
Системы массового обслуживания могут различаться по наличию очередей: с отказами и с очередью. В СМО с отказами заявка, поступившая в момент, когда все каналы заняты, получает отказ, покидает СМО и в дальнейшем не обслуживается. В СМО с очередью заявка, пришедшая в момент, когда все каналы заняты, не уходит, а становится в очередь и ожидает возможности быть обслуженной.
СМО с очередями подразделяются в зависимости от того, как организована очередь – ограничена или не ограничена. Ограничения могут касаться как длины очереди, так и времени ожидания, дисциплины обслуживания. Например, рассматриваются: СМО с нетерпеливыми заявками (длина очереди и время обслуживания ограничено) и СМО с обслуживанием с приоритетом, т.е. некоторые заявки обслуживаются вне очереди и т.д.
По зависимости потока от состояния СМО они делятся на открытые СМО и замкнутые СМО. В открытой СМО характеристики потока заявок не зависят от того, в каком состоянии сама СМО (сколько каналов занято). В замкнутой СМО – зависят.
Основная цель проведения анализа таких СМО – поиск путей увеличения пропускной способности и оценка вероятностей отказа.
- Министерство образования и науки
- Раздел 2.Методика проведения аналитических процедур при комплексной диагностике хозяйственной деятельности предприятия сервиса 173
- Введение
- Теоретические основы анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия
- Понятие об анализе и диагностике финансово-хозяйственной деятельности и его значении в системе управления предприятием
- Содержание аналитической и диагностической деятельности
- Предмет, задачи, содержание и сущность анализа хозяйственной деятельности предприятия
- История развития экономического анализа, его связь с другими науками
- Виды анализа хозяйственной деятельности: их классификация и характеристика.
- Вопросы для проверки
- Методика проведения комплексного анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия: основные принципы и приемы.
- Метод и методика анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия
- Информационная база анализа и диагностики хозяйственной деятельности
- Система показателей, используемых в адфхдп
- Факторы и резервы производства и их классификация
- Классификация приемов и способов экономического анализа
- Вопросы для проверки
- Элементарные приемы (способы) обработки экономической информации в анализе и диагностике финансово-хозяйственной деятельности предприятия
- Способ сравнения. Многомерные сравнения.
- Способы группировки и детализации информации
- Способы сводки и аналитических таблиц
- Способ графического отображения
- Балансовый способ
- Обобщение и аналитические записки.
- Эвристические методы экономического анализа
- Вопросы для проверки
- Методологические основы факторного анализа
- Понятие, типы и задачи факторного анализа.
- Моделирование факторных систем
- Методика проведения анализа детерминированных факторных систем Детерминированное моделирование и преобразование факторных систем.
- Классификация способов детерминированного факторного анализа
- Способ разниц (элиминирование при аддитивной связи)
- Анализ способом цепной подстановки
- Анализ способом абсолютных разниц
- Анализ индексным способом
- Анализ способом относительных разниц
- Анализ способом пропорционального деления и долевого участия
- Анализ интегральным способом и способом логарифмирования
- Методика проведения анализа стохастических факторных систем Сущность и основные этапы анализа стохастических факторных систем
- Парный корреляционно-регрессионный анализ
- Множественный корреляционно-регрессионный анализ
- Анализ временных рядов
- Использование методов экономико-математического моделирования в анализе хозяйственной деятельности
- Использование линейного и динамического программирования в экономическом анализе
- Использование методов сетевого планирования в экономическом анализе
- Экономический анализ в задачах теории расписаний
- Использование теории игр в задачах экономического анализа
- Использование теории массового обслуживания в задачах экономического анализа
- Использование теории нечетких множеств в экономическом анализе
- Вопросы для проверки
- Организация аналитической работы и оценки экономического потенциала предприятия
- Структура экономического потенциала организации
- Организация аналитической деятельности на предприятии
- Современные автоматизированные технологии проведения аналитических исследований
- Организация проведения комплексного анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
- Специфика деятельности предприятия сервиса, учитываемая при проведении адфхп
- Вопросы для проверки
- Методика проведения аналитических процедур при комплексной диагностике хозяйственной деятельности предприятия сервиса
- Методика проведения анализа производственных результатов
- Анализ динамики и выполнения плана по производству и реализации товаров (продукции, работ, услуг)
- Анализ ассортимента и структуры товарной продукции, оказанных услуг
- Анализ ритмичности и равномерности работы
- Анализ качества товаров
- Оценка риска невостребованной продукции и формирование портфеля заказов
- Анализ резервов роста выпуска и реализации продукции и услуг
- Вопросы для проверки
- Методика проведения анализа конкурентоспособности
- Анализ конкурентоспособности продукции и услуг
- Анализ конкурентоспособности организации
- Анализ внешней среды функционирования предприятия
- Анализ конъюнктуры рынка сбыта
- Анализ ценовой политики
- Вопросы для проверки
- Методика проведения анализа использования трудовых ресурсов и результатов социального развития
- Анализ использования персонала
- Анализ производительности труда
- Анализ оплаты труда
- Анализ результатов социального развития коллектива
- Вопросы для проверки
- Методика проведения анализа результатов технического развития, состояния и использования основных фондов
- Анализ результатов технического развития и обеспеченности основными фондами
- Анализ использования производственных мощностей
- Анализ эффективности использования основных фондов и оценка влияния факторов ее изменения
- Определение резервов роста выпуска продукции за счет более эффективного использования основных фондов
- Вопросы для проверки
- Методика проведения анализа использования материальных ресурсов и состояния запасов
- Анализ обеспеченности предприятия товарно-материальными запасами
- Анализ эффективности использования материальных ресурсов
- Оценка резервов повышения эффективности использования материальных ресурсов
- Вопросы для проверки
- Методика проведения анализа затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг)
- Анализ динамики и структуры обобщающих показателей себестоимости и факторов её изменения
- Анализ затрат на 1 руб. Товарной продукции(услуг)
- Анализ себестоимости важнейших продукции (работ, услуг)
- Анализ прямых материальных и трудовых затрат.
- Анализ косвенных затрат и издержек обращения
- Оценка резервов снижения себестоимости продукции
- Вопросы для проверки
- Методика проведения анализа экономических результатов деятельности и оценка эффективности операционной деятельности предприятия
- Анализ состава и динамики балансовой прибыли
- Анализ финансовых результатов от обычных видов деятельности.
- Анализ уровня среднереализационных цен.
- Анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности.
- Маржинальный анализ прибыли
- Анализ рентабельности финансово-хозяйственной деятельности
- Анализ распределения и использования прибыли
- Оценка резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности.
- Вопросы для проверки
- Методика проведения диагностики финансового состояния организации
- Анализ имущественного положения
- Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости
- Анализ деловой активности
- Методика анализа кредитоспособности
- Диагностика вероятности банкротства.
- Вопросы для проверки
- Методология проведения функционально-стоимостного анализа
- Цели проведения функционально-стоимостного анализа
- Принципы проведения функционально-стоимостного анализа
- Алгоритм проведения функционально-стоимостного анализа
- Вопросы для проверки
- Приложения
- Приложение 1 - Классификация способов экономического анализа
- Приложение 6 - Пример структуризации факторов конкурентоспособности организации Приложение 7 – Технология поиска конкурентных преимуществ
- Приложение 8 - Пример взвешенной оценки конкурентной силы предприятия относительно соперников
- Приложение 9 – Пример основных факторов, учитываемых в swot-анализе
- Бальная оценка при проведении swot- анализа Приложение 10 – Схема расчета чистой прибыли
- Приложение 11 –Принципиальные особенности в содержании и организации финансового и управленческого анализа
- Приложение 12 -Система исходных показателей для рейтинговой оценки по данным публичной отчетности