Использование теории игр в задачах экономического анализа
Теория игр исследует оптимальные стратегии в ситуациях игрового характера. К ним относятся ситуации, связанные с выбором наиболее выгодных решений в системах с участием "внешних" игроков. Например, при исследовании хозяйственных взаимоотношений с другими предприятиями. Такие задачи можно интерпретировать как игру с несколькими игроками, каждый из которых преследует цель максимизации своей выгоды за счет других.
Чтобы описать игру, необходимо сначала выявить ее участников. Это условие трудновыполнимо для рыночных условий. Здесь не всегда просто распознать всех игроков, т.е. действующих или потенциальных конкурентов. Практика показывает, что не обязательно идентифицировать всех игроков, надо обнаружить наиболее важных.
Игры охватывают, как правило, несколько периодов, в течение которых игроки предпринимают последовательные или одновременные действия. Эти действия обозначаются термином “ход”. Действия могут быть связаны с ценами, объемами продаж, затратами на научные исследования и разработки и т.д. Периоды, в течение которых игроки делают свои ходы, называются этапами игры. Выбранные на каждом этапе ходы в конечном счете определяют “платежи” (выигрыш или убыток) каждого игрока, которые могут выражаться в материальных ценностях или деньгах (преимущественно дисконтированная прибыль).
Еще одним основным понятием данной теории является стратегия игрока. Под ней понимаются возможные действия, позволяющие игроку на каждом этапе игры выбирать из определенного количества альтернативных вариантов такой ход, который представляется ему “лучшим ответом” на действия других игроков. Игрок определяет свои действия не только для этапов, которых фактически достигла конкретная игра, но и для всех ситуаций, включая и те, которые могут и не возникнуть в ходе игры.
Решение подобных задач требует определенности в формулировании их условий: установления количества игроков, выявления возможных стратегий игроков, возможных выигрышей (проигрышей как отрицательных выигрышей). При этом необходимо описать стратегию как совокупность правил, которые в зависимости от ситуации в игре определяют однозначный выбор данного игрока. Количество стратегий у каждого игрока может быть конечным (тогда задаются матрицы выигрышей) и бесконечным (тогда задаются функции выигрышей).
В теории игр выделяют два класса:
игры со строгим соперничеством, когда игроки имеют прямо противоположные интересы (игры с нулевой суммой);
игры с нестрогим соперничеством, где возможен обоюдный выигрыш (игры с ненулевой суммой).
Важна и форма предоставления игры. Обычно выделяют матричную форму и развернутую, заданную в виде дерева (Рисунок 8). Представление игры в матричной форме обычно отражает “синхронность”, однако это не означает “одновременность” событий, а указывает на то, что выбор стратегии игроком осуществляется в условиях неведения о выборе стратегии соперником. При развернутой форме такая ситуация выражается через овальное пространство (информационное поле). При отсутствии этого пространства игровая ситуация приобретает иной характер: сначала решение должен бы принимать один игрок, а другой мог бы делать это вслед за ним.
Рисунок 8 - Решение о проникновении на рынок - матричная (слева) и древовидная (справа) формы представления
В качестве примеров здесь можно назвать решения по поводу проведения принципиальной ценовой политики, вступления на новые рынки, кооперации и создания совместных предприятий, определения лидеров и исполнителей в области инноваций, вертикальной интеграции и т.д. Положения данной теории в принципе можно использовать для всех видов решений, если на их принятие влияют другие действующие лица. Этими лицами, или игроками, необязательно должны быть рыночные конкуренты; в их роли могут выступать субпоставщики, ведущие клиенты, сотрудники организаций, а также коллеги по работе. Данная теория является базой подготовки рекомендаций для организационного проектирования или создания систем стимулирования.
С помощью моделирования с использованием теории игр было выяснено, при каких условиях двум эгоистически настроенным партнерам целесообразно сотрудничать и добиваться лучших для себя результатов. Эти знания можно использовать в практике предприятий, чтобы помочь двум фирмам достичь ситуации “выигрыш/выигрыш”, например выявить возможности, которыми предприятия могут воспользоваться для заключения стабильных и долгосрочных договоров с клиентами, субпоставщиками, партнерами по разработкам и т.п.
Методы решения задач подобного типа рассматриваются в разделе математики «теория вероятности и математическая статистика». Математический аппарат теории игр крайне затратный, поэтому его применяют для сложных задач: политика, экономика монополий и распределения рыночной власти и т. п.
- Министерство образования и науки
- Раздел 2.Методика проведения аналитических процедур при комплексной диагностике хозяйственной деятельности предприятия сервиса 173
- Введение
- Теоретические основы анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия
- Понятие об анализе и диагностике финансово-хозяйственной деятельности и его значении в системе управления предприятием
- Содержание аналитической и диагностической деятельности
- Предмет, задачи, содержание и сущность анализа хозяйственной деятельности предприятия
- История развития экономического анализа, его связь с другими науками
- Виды анализа хозяйственной деятельности: их классификация и характеристика.
- Вопросы для проверки
- Методика проведения комплексного анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия: основные принципы и приемы.
- Метод и методика анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия
- Информационная база анализа и диагностики хозяйственной деятельности
- Система показателей, используемых в адфхдп
- Факторы и резервы производства и их классификация
- Классификация приемов и способов экономического анализа
- Вопросы для проверки
- Элементарные приемы (способы) обработки экономической информации в анализе и диагностике финансово-хозяйственной деятельности предприятия
- Способ сравнения. Многомерные сравнения.
- Способы группировки и детализации информации
- Способы сводки и аналитических таблиц
- Способ графического отображения
- Балансовый способ
- Обобщение и аналитические записки.
- Эвристические методы экономического анализа
- Вопросы для проверки
- Методологические основы факторного анализа
- Понятие, типы и задачи факторного анализа.
- Моделирование факторных систем
- Методика проведения анализа детерминированных факторных систем Детерминированное моделирование и преобразование факторных систем.
- Классификация способов детерминированного факторного анализа
- Способ разниц (элиминирование при аддитивной связи)
- Анализ способом цепной подстановки
- Анализ способом абсолютных разниц
- Анализ индексным способом
- Анализ способом относительных разниц
- Анализ способом пропорционального деления и долевого участия
- Анализ интегральным способом и способом логарифмирования
- Методика проведения анализа стохастических факторных систем Сущность и основные этапы анализа стохастических факторных систем
- Парный корреляционно-регрессионный анализ
- Множественный корреляционно-регрессионный анализ
- Анализ временных рядов
- Использование методов экономико-математического моделирования в анализе хозяйственной деятельности
- Использование линейного и динамического программирования в экономическом анализе
- Использование методов сетевого планирования в экономическом анализе
- Экономический анализ в задачах теории расписаний
- Использование теории игр в задачах экономического анализа
- Использование теории массового обслуживания в задачах экономического анализа
- Использование теории нечетких множеств в экономическом анализе
- Вопросы для проверки
- Организация аналитической работы и оценки экономического потенциала предприятия
- Структура экономического потенциала организации
- Организация аналитической деятельности на предприятии
- Современные автоматизированные технологии проведения аналитических исследований
- Организация проведения комплексного анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
- Специфика деятельности предприятия сервиса, учитываемая при проведении адфхп
- Вопросы для проверки
- Методика проведения аналитических процедур при комплексной диагностике хозяйственной деятельности предприятия сервиса
- Методика проведения анализа производственных результатов
- Анализ динамики и выполнения плана по производству и реализации товаров (продукции, работ, услуг)
- Анализ ассортимента и структуры товарной продукции, оказанных услуг
- Анализ ритмичности и равномерности работы
- Анализ качества товаров
- Оценка риска невостребованной продукции и формирование портфеля заказов
- Анализ резервов роста выпуска и реализации продукции и услуг
- Вопросы для проверки
- Методика проведения анализа конкурентоспособности
- Анализ конкурентоспособности продукции и услуг
- Анализ конкурентоспособности организации
- Анализ внешней среды функционирования предприятия
- Анализ конъюнктуры рынка сбыта
- Анализ ценовой политики
- Вопросы для проверки
- Методика проведения анализа использования трудовых ресурсов и результатов социального развития
- Анализ использования персонала
- Анализ производительности труда
- Анализ оплаты труда
- Анализ результатов социального развития коллектива
- Вопросы для проверки
- Методика проведения анализа результатов технического развития, состояния и использования основных фондов
- Анализ результатов технического развития и обеспеченности основными фондами
- Анализ использования производственных мощностей
- Анализ эффективности использования основных фондов и оценка влияния факторов ее изменения
- Определение резервов роста выпуска продукции за счет более эффективного использования основных фондов
- Вопросы для проверки
- Методика проведения анализа использования материальных ресурсов и состояния запасов
- Анализ обеспеченности предприятия товарно-материальными запасами
- Анализ эффективности использования материальных ресурсов
- Оценка резервов повышения эффективности использования материальных ресурсов
- Вопросы для проверки
- Методика проведения анализа затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг)
- Анализ динамики и структуры обобщающих показателей себестоимости и факторов её изменения
- Анализ затрат на 1 руб. Товарной продукции(услуг)
- Анализ себестоимости важнейших продукции (работ, услуг)
- Анализ прямых материальных и трудовых затрат.
- Анализ косвенных затрат и издержек обращения
- Оценка резервов снижения себестоимости продукции
- Вопросы для проверки
- Методика проведения анализа экономических результатов деятельности и оценка эффективности операционной деятельности предприятия
- Анализ состава и динамики балансовой прибыли
- Анализ финансовых результатов от обычных видов деятельности.
- Анализ уровня среднереализационных цен.
- Анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности.
- Маржинальный анализ прибыли
- Анализ рентабельности финансово-хозяйственной деятельности
- Анализ распределения и использования прибыли
- Оценка резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности.
- Вопросы для проверки
- Методика проведения диагностики финансового состояния организации
- Анализ имущественного положения
- Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости
- Анализ деловой активности
- Методика анализа кредитоспособности
- Диагностика вероятности банкротства.
- Вопросы для проверки
- Методология проведения функционально-стоимостного анализа
- Цели проведения функционально-стоимостного анализа
- Принципы проведения функционально-стоимостного анализа
- Алгоритм проведения функционально-стоимостного анализа
- Вопросы для проверки
- Приложения
- Приложение 1 - Классификация способов экономического анализа
- Приложение 6 - Пример структуризации факторов конкурентоспособности организации Приложение 7 – Технология поиска конкурентных преимуществ
- Приложение 8 - Пример взвешенной оценки конкурентной силы предприятия относительно соперников
- Приложение 9 – Пример основных факторов, учитываемых в swot-анализе
- Бальная оценка при проведении swot- анализа Приложение 10 – Схема расчета чистой прибыли
- Приложение 11 –Принципиальные особенности в содержании и организации финансового и управленческого анализа
- Приложение 12 -Система исходных показателей для рейтинговой оценки по данным публичной отчетности